Очень часто по самым разным поводам можно встретить совет как можно чаще таскать питомца туда, где ему трудно. Это встречается и в разговорах про "социализацию" (мне врезался в память совет ходить со щенком встречать электрички), и про решение последующих трудностей. Неважно даже, каков их источник – люди, машины, облака, речка или салют – главное, чтобы эта ситуация превратилась в обыденность.
Но представьте себе на минутку, что это вы боитесь, например, машин. А вам добрый дядя советует: сядь, детка, по-турецки на переходе и сиди, пока все не объедут... Или, скажем, вы боитесь попасть под электричку, а вам советуют бежать ей навстречу с криком "задавлю!".
Согласитесь, ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь, если даже эта затея не причинит прямого вреда, бояться вы станете, пожалуй, ещё сильнее.
Помните, я в паре-тройке статей раньше объяснял про "формулу стресса"?
Так вот, дело в том, что повторение стрессов приводит к повышению значимости ситуации, а значит, последующие стрессы в таких же обстоятельствах будут становиться всё сильнее.
Кстати, где-то я уже упоминал ещё один похожий и печальный пример. Помните актёра Андрея Ростоцкого? Того, который Николка в "Днях Турбиных", сержант-десантник в "Внимание! Всем постам", Давыдов в "Эскадроне гусар..." и так далее, и так далее... Так вот, он погиб двадцать лет назад, выбирая натуру для очередного фильма. Знаете, почему? Всегда боялся высоты и старался этот страх победить. И неизбежно потерял грань между страхом и осторожностью. И сорвался со скалы, на которую полез во время очередных поисков.
Одним из способов борьбы с разнообразными страхами и у собак, и у #кошек считают приучение. Хотя на самом деле обычно имеют в виду привыкание. О такой вещи, как понимание, даже не говорят. Может быть, потому, что не знают, как его добиться. Давайте разберёмся, что есть что и как работает, ведь действия, которыми этого добиваются, внешне очень похожи.
Привыкание
Суть его в том, что организм (в данном случае – нервная система) просто устаёт реагировать на #стрессор . Как правило, если основной расчёт на него, то это либо очень мощный, запредельный стресс, приводящий к истощению ресурсов организма (вплоть до нехватки нейромедиаторов для передачи импульсов), либо кумулятивный стресс, имеющий свои "прелести". Но тут есть два существенных минуса и бог знает, сколько мелких.
Аналогичную методу, как я узнал какое-то время назад, применяют в Юсе для борьбы с аллергическими реакциями: человеку вводят аллерген в больших дозах, в результате чего соответствующее звено иммунной системы перегружается и "выключается". Но такую процедуру нужно повторять регулярно.
То, что такой подход вызывает у меня как врача недоумение и возмущение – это мало сказать. Потому что вред организму он причиняет многообразный, а эффект от него весьма сомнителен.
Та же петрушка приключается и в случае с психологическими раздражителями. Перегруженная нервная система начинает неправильно работать: #реакция на нормальные #раздражители становится непредсказуемой (а это уже означает, как минимум, неврастению, если её ещё не было), а может это привести и к сбоям в управлении внутренними процессами в организме. К чему это приведёт? правильно – к психо- и нейросоматическим болезням.
Другой минус в том, что этот способ не даёт прочного результата, как и в случае с аллергиями. Стоит какое-то время не попадать в стрессовые ситуации – и нервная система, так же, как иммунка, "забывает" о своей нечувствительности. Просто потому, что #перегрузка проходит, ресурсы восстанавливаются и становятся возможными обычные реакции. Значит, для достижения прочного эффекта нужно постоянно поддерживать состояние перегрузки. А к чему это приведёт – смотри выше.
Кумулятивный же #стресс развивается немного иначе, переносить его позволяет высокая мобилизация организма. Зато он плох ещё одним: когда его действие проходит, контроль ослабевает – и накопленное напряжение нервной системы вызывает срыв, который на первый взгляд выглядит необъяснимо. Ведь происходит он уже в покое, когда стресса, вроде бы, уже и нет.
Приучение
Это как бы более продвинутый метод. Если не путать его с предыдущим, то он подразумевает выработку "правильного" #поведения в сложной ситуации. Но и тут есть свои подвохи. Главный из них – то, что это "костыль". А всякий костыль бывает хорош к месту – и лишь как экстренная мера, но совершенно не годится для постоянного пользования.
Одна из наших фоксюх, Каська, отличалась совершенно неудержимым нравом. За давностью лет не помню, какое стечение обстоятельств к этому привело. Но её папашку родом из Польши звали Урвис, что в вольном переводе означает "оторва". Соответственно, и у Кайсы было прозвище Оторвишна. Так вот, одним из её "приколов" было неописуемое возбуждение при сборах на прогулку, мешавшее собираться и одевать остальных собак. И в какой-то момент не придумалось ничего лучше, как научить её красиво садиться на стоявшем в прихожей стуле... Кончилось тем, что в одной довольно щекотливой и суетной ситуации она плюхнулась на попу в сугроб и, изображая статуэтку, мирно ждала, пока я разберусь со всем происходящим. А разбираться в тот раз было долго...
Как вы уже, наверно, ждёте, сразу могу заявить, что это способ чисто симптоматический. Он никак не влияет на то, что вызывает у подопечного страх. Собственно, он и не может убрать страх, потому что ОТУЧИТЬ ОТ СТРАХА НЕВОЗМОЖНО. Можно только сформировать альтернативное поведение – если удастся преодолеть самосохранение и нащупать более сильную мотивацию. Кстати, в норме и это невозможно: самосохранение – первейшая в ранге мотиваций, которую иногда (в особых случаях!) могут перевесить только #мотивации коллективного выживания. Все прочие ухищрения, типа зацикленности на игрушке, вкусняшке и "глазках" – заведомое извращение. Почему – я уже объяснял. Статья почти дословно так и называлась:
Но некоторые орлы идут ещё дальше. Они заставляют #собаку бояться бояться. Нет, это не опечатка, я именно так и собирался написать. Дело в том, что некоторым удаётся ЗАПРЕТИТЬ зверю проявлять свой страх. Разумеется, делается это или впрямую наказаниями (даже не просто отрицательным подкреплением, хотя шибко образованные пытаются это так называть), или совсем радикально – применением неназываемых психотропных веществ. Тут я даже не буду больше ничего говорить...
Ну, и главное: "ОТУЧИТЬ", как я уже упомянул, невозможно. В поведенческом подходе возможна только "позитивная повестка" (не путать с "позитивной дрессировкой"!) – ФОРМИРОВАНИЕ какого-либо поведения. Но это процесс безальтернативный, в пределе напоминающий пресловутое "кодирование", как в моём примере: в ответ на критический раздражитель, например, сесть. А если нужно будет сделать что-то другое – метод подведёт, как пить дать. А страх, напомню, никуда не денется.
Что же остаётся?
Понимание, оно же осмысление
Это самая сложная материя. Потому что, будем честны, это не у всех двуногих-то хорошо получается. Но с хвостатыми в каком-то смысле проще: для начала им достаточно отличать опасное от безопасного. И основной инструмент, который мы используем при первой возможности – это доверие к хозяину.
В одном из похожих случаев хозяйка пса сама натолкнулась на правильный метод. Тот почему-то (может быть, дело было в шуме и грохоте при выгрузке) боялся мусорных контейнеров. Хозяйка подвела хвостатого на безопасное расстояние, усадила (а слушался он довольно прилично, и это тоже оказалось на руку), а сама подошла к контейнеру. Попинала его, покатала, похлопала крышкой – в общем, показала псу разные "неприятные сюрпризы" и то, что они ей подвластны. И – о, чудо! – пёс решил, что больше бояться нечего.
А секрет прост: стрессы (а значит, и порождённые ими страхи) по определению случаются в непонятных ситуациях, когда неизвестно, как быть и что делать. И, если мы уберём эти непонятки, хотя бы с помощью хозяйского примера, #страхи пойдут на убыль. И именно этот путь (я тут уже не конкретно об участии хозяина, а о понимании ситуации в целом) полностью решает проблему, устраняя её причины.
Иногда (да что я! как правило! и это порой делает наш подход "загадочнее" для стороннего наблюдателя) для этого требуется немалая подготовительная работа: бывает нужно настроить отношения – добиться нужного доверия к хозяину; а то и научить самого зверя лучше соображать, выделяя в разных ситуациях важные детали, и абстрагироваться от несущественного. Как это делается – не спрашивайте: в сегодняшней статье речь о другом.
Но и когда всё готово к основной стадии работы, дело всё равно не ограничивается одним "касанием". Показывать раздражители нужно постепенно, начиная с более слабых и шаг за шагом подбираясь к критическим.
И да, конечно, по дороге мы прибегаем и к каким-то элементам приучения (показывая, как себя вести в присутствии источника стресса – участие партнёра P), и даже рассчитываем на некоторое привыкание ("хорошее", без перегрузки, но снижающее новизну события N). А это означает, что мы управляем компонентами "формулы стресса" и, в том числе, снижаем значимость ситуации S, демонстрируя её безопасность или безразличие для подопечного.
И, конечно же, этот метод – самый надёжный. Не только и не столько потому, что включает в себя лучшее, что можно взять от двух других. Но главным образом – благодаря тому, что только он помогает устранить причины того, что мы считаем страхами. Секрета в нём нет никакого, но, чтобы реализовать его в жизни, придётся потрудиться. Это вам не "таблетку дал – и все счастливы"...