Завидую сама себе, что незадолго до 9 мая послушала-посмотрела эти камерные оперы. По всему выходит, что показы такого материала обычно и случаются ближе ко дню Победы, даже как-то обидно, что в другие дни нет возможности это увидеть.
Произведения объединены темой трагических судеб молодых людей в годы второй мировой войны.
Моноопера «Дневник Анны Франк» написана композитором Григорием Фридом на его собственное либретто в 1969 году по тексту дневника Анны Франк.
Судьба у произведения на родине незавидная:
в 1972 году ее единожды в Москве исполнила Надежда Юренева, а далее «ДнАФ» шла, причем не очень активно в театрах весьма далеких от столиц городов. Зато обрела популярность за рубежом.
В 2017 году ее поставили в Мариинском, на камерной сцене Большого – в 2021 году.
Признаюсь, я не читала книгу, собираюсь ликвидировать этот пробел, но ясно одно: Фриду пришлось существенно сокращать объем текста и сделано это тонко, без потерь смысла и нерва.
Музыка Фрида по стилю напоминает Шостаковича, что меня очень взволновало: это абсолютно близкая мне музыка, под нее как-то особенно хорошо думается, в случае с выбором подобных тем надо именно что думать и вовлекаться, не просто слушать.
Сам жанр монооперы, в которой исключен любой сценический диалог, тоже ставит вопрос более глубокого взаимодействия со слушателем/зрителем.
Анну в тот день пела Наталья Риттер, которой стопроцентно удалось передать живой характер девушки, ее жизнелюбие, умение зеленым ростком пробиваться сквозь асфальт.
Минималистические декорации Петра Окунева, удачный видеоарт, который работает точечно, а не нон-стоп, свет, одежда Анны – все в едином цветовом решении: металлик, серый, серо-синий, темно-серый. Так просто и так стильно.
На сцене появляются и другие люди, но их роли молчаливые. Это и те, кто прячется с Анной в убежище, и словно бы тени людей вообще.
Режиссер – Ханс Йоахим Фрай задумал, что герои второй оперы – Софи и Ганс Шолль также эпизодически появляются с девушкой в одном пространстве, хотя, конечно, они не могли быть знакомы.
Опера Удо Циммермана посвящена студентам Мюнхенского университета, которые организовали в 1942 году группу Сопротивления под названием «Белая роза». Играемая в этих же декорациях, она тем не менее кажется более мрачной
и концептуальной засчет текста и несколько иначе выстроенного света и конечно сцендвижений артистов. Пространство приобретает какой-то зловещую конечность, которая была неочевидна в первой опере засчет светлых мыслей Анны.
Либретто Вольфганга Виллашека напоминает своего рода агонию: слышна речь людей, которым словно бы приходится собирать обрывки мыслей, воспоминаний и выразить свое отношение к тому, что происходит и к тому, что дальше не будет ничего. Впереди казнь. Не только текст, но и музыка больше похожа на лоскутное одеяло: есть мелодические, лирические фрагменты, есть очень радикальные.
Анна тоже появляется на сцене рядом с Софи и Гансом ( Екатерина Ферзба и Василий Соколов) и в данном случае ее образ трактуется однозначно: выхода нет. Отчаянное, полное боли произведение, на меня однозначно произвело впечатление.
Первая опера исполняется на русском языке, вторая на немецком.
Хочется, конечно, отметить, что все трое солистов пели очень хорошо, но вот это « хорошо» больше подходит традиционной, старой доброй опере.
Здесь же важна еще и определенная концентрация каждого исполнителя на партии, самоотдача: оперы недлинные, но в любом случае интенсивность работы и связок, и внутренних эмоций совсем другая, нежели когда тебе можно передохнуть между ариями, дуэтами и.т.д. Тут все отлично получилось.
Фото с сайта БТ, с поклонов мои.