Александр Македонский из всех деятелей Античности по популярности если кому и уступает, то разве что Гаю Юлию Цезарю — даже мусульмане его знают как Искандера Двурогого и отождествляют с одним из персонажей Корана. В общем-то, это не удивительно — в отличие от по-крупному отметившегося только в Галлии и Британии Цезаря, Александр, хоть и старше Цезаря на два с половиной века, наследил чуть ли не по всей Евразии, дойдя аж до Индии.
Отметился он, разумеется, и в Междуречье Тигра и Евфрата, там, где сейчас Ирак. Во всяком случае, именно об этом говорят результаты раскопок в Гирсу — древнем городе, где ещё во второй половине XIX века археологи впервые обнаружили признаки присутствия шумеров.
Некогда, во второй половине IIIтысячелетия до н. э., во времена правления Третьей Урской династии, Гирсу, очень удобно расположенный и находившийся в хороших отношениях с могущественными соседями вроде Лагаша и Нина-Сираром, был одним из важнейших центров цивилизации.
Ещё в позапрошлом веке, когда Гирсу был только-только открыт, в городе обнаружили таблички с греческими надписями. Но тогда им просто не придали значения, решив, что они оказались там случайно — в то время среди историков бытовало мнение, что древние цивилизации были до крайности примитивны и друг о друге вообще ничего не знали, полагая себя единственными цивилизованными людьми в мире.
Когда в начале 2023 года археологи обнаружили в Гирсу храм и дворец правителя, причём очевидно шумерской архитектуры, они резонно сочли, что уж храму-то точно не меньше четырёх тысячелетий. К тому же при раскопках в храме нашли фигурку бога земледелия и войны Нингирсу — покровителя города, так что вывод о том, что храм ему и был посвящён, казался очевидным.
Сейчас, разумеется, очевидно, что античная цивилизация была какой угодно, только не примитивной. Но, тем не менее, древнегреческие надписи на стенах шумерского храма всё же поставили археологов в тупик. Приблизиться к разгадке удалось, только связав надписи с монетой Александра Македонского, отчеканенной в последней трети IV века до н. э.
Понятно, что монету там потерял кто-то из воинов Александра, что совсем не удивительно — не побывал Александр со своим войском разве что в Китае. Но вот зачем воина занесло в заброшенный ещё за полторы тысячи лет до его рождения храм, и с какой стати этот воин сорил там деньгами — опять-таки непонятно.
Но странностей в храме хватало и кроме монеты. Например, там нашлись терракотовые статуэтки македонских всадников, похожие на те, что и раньше находили в других святилищах — и в самой Греции, и в Македонии. По всей видимости, это были пожертвования богам по случаю очередных военных побед.
Но вот именно те статуэтки, что нашлись в Гирсу, были особенными. Это были не схематичные изображения всадников на лошадях, а скорее изваяния конкретных людей с индивидуальными чертами. Поначалу археологи решили, что воины просто возвели походный алтарь на руинах старого храма, чтобы отблагодарить богов. Но всё оказалось куда любопытнее.
Одна из надписей в храме, сделанная параллельно на греческом и арамейском языках, гласила: «Даритель двух братьев». Александр был человеком образованным, мифологию знал хорошо, а его любимым героем был Геракл, что для полководца вполне логично. А вот Нингирсу уже греки настолько отождествляли с Гераклом, что существует даже версия, что и сам Геракл списан с Нингирсу. Во всяком случае, дюжину подвигов шумерский бог, как и Геракл, совершил.
Хорошо известно, что умер Александр точно не от скромности. Обожествлять его начали ещё при жизни, и в конце концов объявили сынов вовсе не какого-то там Филиппа, а самого Зевса. То есть единокровным братом Геракла. Правда, насколько к этому приложили язык руку подлизы-придворные, а насколько — сам Александр Зевсович Филиппович, точно никто не знает.
Но в любом случае именно обожествление Александра многое объясняет. Становится понятной и надпись, в которой двумя братьями названы Геракл-Нингрису и Александр, и то, что среди статуэток воинов оказалась статуэтка шумерского бога. По-видимому, из храма Нингрису приближённые Александра сделали храм двух братьев, ну а Александра отождествили не с Гераклом, так с Нингрису.