Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Знаменитый советский рок-обозреватель Артемий Троицкий предсказал падение тяжелого рока уже в 1978-м, и он оказался прав

В начале 1978 года 23-летний на тот момент Артемий Троицкий написал своё главное, по сути, произведение о западной рок-музыке – «Взлет и падение тяжелого рока». В нем он попытался обосновать падение этого музыкального направления уже к концу 70-х с точки зрения социальных запросов и даже коммунистической идеологии. И можно констатировать факт – предсказание Троицкого сбылось, хотя, конечно же, не со всеми его выкладками можно согласиться.

Артемий Троицкий обдумывает закат тяжелого рока
Артемий Троицкий обдумывает закат тяжелого рока

Хочу представить своим читателям очень интересный раритетный очерк «Взлет и падение тяжелого рока», который был опубликован в старом советском журнале «Клуб и художественная самодеятельность» в 1978 году, в № 2. Автор этого очерка – известнейший в свое время музыкальный обозреватель Артемий Троицкий.

Это сегодня предатель Родины, к тому же иностранный агент Артёмий Майданик (настоящая фамилия Троицкого) влачит жалкое существование где-то на чужбине, а тогда он гремел на весь СССР, в частности – в среде рок-меломанов. Все его музыкальные очерки переписывались из газет и журналов, перепечатывались, даже фотографировались, и имели на советском музыкальном рынке широкое хождение.

Понятно, что все эти произведения Троицкого о рок-музыке носили критический характер с точки зрения социалистическо-коммунистической идеологии. Тем не менее, многие светлые головы среди меломанов подозревали, что он пишет в этом стиле только затем, чтобы его газетные и журнальные публикации не подвергались брежневской цензуре, а на самом деле в них была заложена масса полезной для рокера информации о группах, о которых Троицкий писал.

Так, настоящим праздником для меня было ознакомиться с такими шикарными на тот момент очерками, как «Пятёрка тёмно-лиловых» («Ровесник», №3, март 1975 г.) и «Queen» («Ровесник», №1, 1978 г.). Я из этих публикаций узнал очень многое о своих любимых группах, потому что в СССР о рок-музыке тогда почти никто не писал, а особенно с подробностями. Ну, сами понимаете – Интернета тогда не было, из-за рубежа выписывать журналы было невозможно, а если кто из моряков и командировочных привозил какую-то литературу, то она всё равно была страшным дефицитом.

Очерк "Пятёрка тёмно-лиловых", с которого в 1975 году началась карьера А. Троицкого как рок-музыкального обозревателя
Очерк "Пятёрка тёмно-лиловых", с которого в 1975 году началась карьера А. Троицкого как рок-музыкального обозревателя

В общем, в 1970-е годы наш Артемий Троицкий блистал. Он был «своим парнем на деревне» и для советских рокеров, и для советской цензуры. И писал он относительно много, и всегда предъявлял интересные сведения, потому что у него, как у журналиста всесоюзного уровня, были повышенные возможности для получения информации из-за рубежа, хотя ему на тот момент только-только перевалило за 20 лет.

И это очень интересно, так как его отец – Кива Львович Майданик, несмотря на то, что был одним из самых известных советских политологов, как раз в середине 70-х вступил в идеологический конфликт с советским партийным руководством, которое до самого начала горбачевской перестройки запретило ему издавать книги и выезжать за рубеж.

Однако его сын Артемий прекрасно издавался и никакого горя не знал. Зарабатывал он в то время на своих «критических» рок-музыкальных очерках неплохо, потому что тогда только одна публикация в журнале калибра «Ровесник» или «Клуб и художественная самодеятельность» приносила столько официально выплачиваемых в кассе денег, что на них можно было жить припеваючи два-три, а то и четыре месяца. А вундеркинд Артемий тогда издавался регулярно, правда, в 1983 году он, как и его отец, тоже впал в немилость к властям, но с перестройкой все запреты были сняты.

Очерк А. Троицкого "Queen»", журнал "Ровесник", №1, 1978 г.
Очерк А. Троицкого "Queen»", журнал "Ровесник", №1, 1978 г.

Так вот, что я хотел сказать. В прилагаемой мной заметке А. Троицкий рассматривает некоторые известные в СССР английские и американские рок-группы. И, как следует из его очерка, в 1978 году, как раз когда этот очерк был написан, все эти группы оказались в кризисе. Имеются в виду серьезные группы типа Deep Purple или Led Zeppelin, а не такая попсовая дискотня, как Bad Company, Foreigner или Boston, которые пролезут на американские танцполы в любое игольное ушко, чтобы заработать свои «платины».

Итак, Троицкий вполне серьезно пишет о серьезном закате всей серьезной рок-музыки во второй половине 70-х годов. И, что самое удивительное, я с ним полностью согласен. Давайте посмотрим.

Deep Purple – закончились в 1975 году, и больше в нормальном, то есть в классическо-музыкальном виде не возродились.

Led Zeppelin – закончились в том же 1975 году после выхода эпохального альбома «Physical Graffity», потом выпустили два хороших, но совершенно не эпохальных диска, и тоже распались.

Uriah Heep– закончились в 1978 году после выхода отличного альбома «Fallen Angel».

Black Sabbath – тоже закончились в 1978 году с уходом Оззи, потом было еще три хороших альбома, но то уже просто «повторение пройденного» без новых идей.

Rainbow – последний нормальный альбом – «Long Live Rock-n-Roll» 1978 года, а дальше – всё.

Styx – тоже как серьезная хард-роковая группа закончились в 1978 году.

Kansas – закончились в 1977-м, хотя позже выпустили еще пару нормальных альбомов, но опять-таки – «повторение пройденного».

Queen – последний супер-альбом называется «Jazz», 1978 год, а потом произошла смена стиля, и ни о каком харде «Квины» уже не вспоминали.

Scorpions – закончились в 1977-м.

Omega – венгерская рок-группа, блистала как раз тоже до 1978 года, а потом – всё, туши свет и ховайся.

Pink Floyd – продержались дольше всех – до 1979 года.

Nazareth – последний пристойный истинно хардовый альбом достаточно высокого качества тоже вышел в 1978 году.

The Groundhogs – 1976 год стал закатом, а потом – так себе.

King Crimson – тоже закончились в 1975-и, а точнее – в 1974-м.

Emerson, Lake & Palmer – 1973-й год стал для группы творческим финалом.

Manfred Mann’s Earth Band – закат как ведущей прог-роковой группы произошел в 1975-м, а потом пошла сплошная «танцевалка».

Ну и так далее, и тому подобное. Так что, несмотря на то, что закат многих серьезных рок-групп закончился несколько позже, чем Артемий Троицкий тиснул свой очерк «Взлет и падение тяжелого рока» в самом начале 1978 года, в целом он оказался прав – в 80-м годам тяжелый рок упал по-настоящему.

Конечно, в 80-х возникли новые тяжелые рок-группы – Metallica, Manowar, тот же Оззи Осборн, но речь ведь идет не о новом типе хард-рока 80-х или 90-х, а конкретно о 70-х. И вот, практически все рок-группы на основе харда или прогрессива того периода или исчезли, или сменили свою музыкальную стилистику. А в 80-х этот классический рок уже не котировался совершенно, каким бы он гениальным не был, потому что он издох во второй половине 70-х, и былая популярность к нему так и не возвратилась.

Итак, заканчиваю свою болтологию, и представляю вам политологию. Очерк В. Троицкого «Взлет и падение тяжелого рока» написан как раз в этом стиле – сугубо политологическом, и это было такое веяние времени. Но в те годы такое веяние времени никого не пугало, мало того – оно всех устраивало, потому что советские люди прекрасно умели выколупывать полезную информацию даже из ничего не представляющих собой строк. Ну не будем же мы всерьез воспринимать слова Троицкого о том, что Black Sabbath в начале 70-х сочиняли песни на коммунистическую тематику!

Прекрасно понятно, что это всё драпировка, потому что то, о чем пел Оззи Осборн в «Параноиде» или «Снежной слепоте», все и так знали – английский язык дети учили в школах даже при Брежневе.

На этом фото, похоже, запечатлена группа Рода Стюарта первой половины 70-х
На этом фото, похоже, запечатлена группа Рода Стюарта первой половины 70-х

Журнал «Клуб и художественная самодеятельность», № 20, 1978 г.

ВИА-МАСТЕРСКАЯ

ВЗЛЁТ И ПАДЕНИЕ «ТЯЖЕЛОГО РОКА»

Автор: А. Троицкий, журналист

Многие из наших читателей просят рассказать в «ВИА-мастерской» об эстрадных группах «Дип пёрпл», «Лед Зеппелин», «Юрайя Хип» и других ансамблях, относящихся к стилю так называемого тяжелого рока. Музыка их, ещё недавно, всего несколько лет тому назад, столь живая и злободневная, сегодня уже достояние истории. Попробуем, однако, проанализировать это недавнее прошлое.

Зарубежное музыковедение дает следующее определение тяжелому року: эстрадный музыкальный стиль, развившийся в конце 60-х годов и доминирующий в начале 70-х; отличается простыми гитарными и басовыми риффами (рифф - короткая, основанная на интонациях блюза, «подстёгивающая» фраза), исполняемыми обычно в унисон и на большой громкости. Критики называют этот стиль множеством терминов, самыми популярными из которых стали хард-рок («энергичный рок») и хэви-металл («тяжелая артиллерия»). Во всех названиях подчеркивался агрессивный, напористый, «припечатывающий» характер этой музыки, так непохожей ни на мелодичных «Битлс», ни на группы блюзового стиля.

Свой окончательный вид хард-рок стал принимать лишь на исходе 60-х годов, когда широкое распространение получила новая, электронно-звуковая аппаратура, в первую очередь «фазз-эффект» и мощные усилители и динамики. Теперь для того, чтобы достичь звуковой мощи, не надо было изо всей силы бить по струнам гитары - достаточно было лишь нажать ногой кнопку на небольшой плоской коробке. И тогда из динамиков вылетали страшные, гипнотизирующие звучания, рыки ископаемых ящеров, исполинских циклопов, аккорды космических катастроф, звуковые цунами.

Второй предпосылкой для появления «тяжелой» музыки был «блюзовый бум» середины 60-х годов. Свою форму хард-рок заимствовал у блюза. У блюза же было взято и основное оружие нового стиля - рифф, бесконечно повторяющаяся короткая фраза.

Вторая страница очерка А. Троицкого "Взлет и падение тяжелого рока"
Вторая страница очерка А. Троицкого "Взлет и падение тяжелого рока"

Третья предпосылка - новое использование электрооргана. Его применяли и раньше, но это был легкий, изящный «фоновой» инструмент. Но оказалось, что из органа можно извлекать также и мрачные, энергичные звучания, не уступающие по интенсивности «фазз-гитаре».

Итак, техника к бою готова.

И вот приходит осень 1969 года. А с нею и знаменитый второй альбом малоизвестной до тех пор группы «Лед Зеппелин». Вдохновенное, величественное и в то же время демонически напряженное звучание; пронизывающий, обличающий, нежный, просящий, разрушительный вокал певца Роберта Планта; изобретательная игра на инструментах.

Формирование стиля закончено. Начинается распространение вширь.

Одна за другой появляются группы, стремящиеся играть как можно более мощно и напряженно: «Блэк Саббэт», «Гранд Фанк», сюда же примыкает «Дип Пёрпл». Рождается масса менее именитых составов, элементы нового стиля мы различаем во многих сценах и ариях записанной осенью 1970 года оперы Райса и Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда».

Вскоре обнаруживается любопытное явление: тяжелый рок вырабатывает собственную эстетику, суть которой - безнадежность. Тексты, сопровождаемые мрачно звучащей музыкой, как бы утверждают бессмысленность существования человека в капиталистическом обществе: бессмысленно на что-то надеяться, бессмысленно за что-то бороться, что бы ты ни делал, ты никогда не победишь. Вот названия некоторых песен: «Убей себя, чтобы жить», «В пустоту», «Круги смятения», «Не начинай, уже слишком поздно».

Терри Найт, продюсер «Гранд Фанка», писал даже в рекламных объявлениях, что его группа представляет поколение молодежи, «отправляющееся в свой последний путь по умирающему миру».

Распространение подобных настроений среди западной молодежи было вызвано определенными событиями социальной и общественной жизни. Только что прошли «молодежные революции» в США – «горячие летние сезоны» в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, Лос-Анжелесе, совсем недавно разобрали парижские баррикады мая 1968 года. Стихийные, не имеющие четкой политической направленности «бунты» не дали практически никаких результатов. Лидеры негритянских «Черных пантер» были в тюрьмах, студенческое движение в значительной степени оказалось разбито, президент Никсон продолжал вьетнамскую войну. Разочарованная, потерявшая веру в свои силы молодежь обращается к музыке хард-рокеров: в этой музыке она находит созвучные настроения. Настроения безумной тяжести, пустоты и гипнотизирующего ритма, под который, впрочем, даже не хочется танцевать, а хочется сидеть и слушать, предаваясь своим невеселым мыслям, глубоко уходя в себя.

Третья страница очерка
Третья страница очерка

Конечно, не всегда и не во всем в хард-роке преобладает безысходность. Но даже когда звучали более здоровые мужественные песни - они звучали бесконечно устало и опустошенно.

В хард-роке доминируют два качества: завораживающая, колдовская привлекательность и монотонность.

Типичная модель - это блюзовый двенадцатитакт, исполняемый в самых различных темпах - от самого медленного, словно при замедленной съемке, до очень быстрого. Гитара, как правило, снабженная «искажающим» звук устройством, ведет незамысловатую тему в унисон с бас-гитарой, а затем приступает к квазиблюзовым импровизациям, длящимся на концертах порою до получаса.

Не отличается разнообразием и вокальная манера. С легкой руки Роберта Планта из «Лед Зеппелин» обязательным стандартом стал высокий «металлический» тенор. Даже у лучших певцов хард-рока вокал очень беден нюансами - голос словно состязается с тембром соло-гитары. Несмотря на то, что он все время форсирован до предела, я бы назвал такую манеру бесчувственной - слишком уж она монотонно-механична. Выразительность принесена в жертву звуковому напору.

И последняя составляющая - громкость. Это очень важное для групп тяжелого рока качество; иногда его пластинки даже снабжались надписями типа: «Слушать на полной громкости».

Проблема громкости, вообще-то, не так проста - каждое поколение, вот уже три столетия, слушает музыку все более и более громкую. Для эпохи Моцарта Бетховен был бы уже чересчур «громким». Но громкость, достигнутая в хард-роке, по-видимому, уже за пределами возможностей человеческого восприятия.

Такова, повторяю, типичная модель. Но, разумеется, от основной модели существовало множество отклонений, «вариаций на тему». К тому же, как всякое новое музыкальное направление, хард-рок вбирал в себя и тенденции прогрессивные. Определенное влияние на тяжелый рок оказала классическая музыка, главным образом органное творчество Баха.

Одно время намечался также альянс некоторых групп с джазом («Крим», «10 лет спустя» и др.). Но прочного контакта не вышло - одни ансамбли распались, другие перестали экспериментировать в этой области, а третьи, напротив, сами перешли в джаз.

Теперь - о ведущих ансамблях хард-рока.

«Лед Зеппелин». Самая гибкая, самая творческая изо всех групп этого направления. Всегда чуточку впереди основной массы. Фактически - это создатели самого стиля. Музыканты этого ансамбля первыми попробовали и видоизменить его, введя в инструментарий мандолину и акустическую гитару, и записав несколько отличных песен в манере старинной баллады и «деревенского блюза». В 1973 году, поняв, что хард-рок из экстравагантной новинки превратился в обычный коммерческий штамп, «Лед Зеппелин» попытался вообще отойти от его традиций, выпустив диск «Дома святого» - с балладами и антильским «рэг-гей» и уже совсем без громыхающих хард-роковых клише.

Такое стилевое непостоянство было, наверное, главной причиной заметного уменьшения популярности группы к середине 70-х годов. Тем не менее, кажется, что ансамбль еще не сказал своего последнего слова: «Присутствие», самая поздняя из его пластинок, несмотря на некоторую монотонность, все же полна маленьких музыкальных открытий.

«Дип пёрпл». Группа впервые привлекла к себе внимание в 1968 году, выпустив боевик «Тише!», но затем года на два она уходит «во второй эшелон». В 1970 году появляется блестящая пластинка «Дип пёрпл ин рок», сочетающая виртуозную игру инструменталистов, яркие мелодические находки и вокальное мастерство талантливого певца Яна Гиллана. Диск стал классикой хард-рока, а органист Джон Лорд - наиболее популярным из современных органистов. К сожалению, этим музыкантам не хватило настоящей композиторской закваски, фантазии и кругозора. Два следующих альбома, не уступая диску «Ин рок» по уровню, все же в чем-то его повторяли, а все последующие альбомы были уже просто вторичны: «Дип пёрпл» занимался самоплагиатом. Несмотря на многочисленные перемены состава, группа так и не смогла преодолеть творческую инерцию и создать какую-либо новую музыкальную формулу. В ансамбле росло разочарование и раздражение от неспособности обрести «второе дыхание», и летом 1976 года группа распалась.

«Блэк Саббэт». Ансамбль, возник в конце 1969 года в промышленном Бирмингеме, его музыканты выражали определенные настроения английской рабочей молодежи. В принципе, содержание многих песен этой группы близко к «песням протеста»: в них говорится об эксплуатации трудящихся, о капиталистическом угнетении, о борьбе с военной опасностью - приблизительно такова же тематика ряда групп полит-рока, выступающих под эгидой Коммунистической партии Великобритании и других прогрессивных организаций страны. Но, к сожалению, музыка «Блэк Саббэт» пропитана также пессимистическими интонациями. Социальная направленность тематики могла бы сейчас дать ансамблю определенные надежды на популярность, но форма, в которой эта тематика воплощается, полностью ей противоречит.

Американский ансамбль «Гранд Фанк Рейлроуд» существовал с 1969 года, и долгое время считался «самой громкой» в мире группой. Его отличало необычное для хард-рока многоголосное пение и некоторое влияние негритянской музыки «соул». Как ни странно, «Гранд Фанку» гораздо лучше удавались лирические номера с широким применением вокала. Его инструментальные импровизации не выдерживали конкуренции с аналогичными британскими - соло-гитарист «Фанка» Марк Фарнер значительно слабее, скажем, Джимми Пейджа из «Лед Зеппелин» или Ричи Блэкмора из «Дип Пёрпл». После 1973 года оформление пластинок «Фанка» все роскошней, реклама все громче, а популярность все ниже: не хватало новых идей и новых интересных мелодий. Выпустив еще с полдюжины совершенно безликих пластинок, «Гранд Фанк» распался в конце 1976 года.

А теперь вернемся к истории стиля.

После первого периода, приблизительно до начала 70-х годов, хард-рок принес ряд любопытных, хотя порою и противоречивых новаций. После этого наступил второй период - самоповторения, претенциозной банальщины. Именно так воспринимаются поздние пластинки «Блэк Саббэт», «Дип Пёрпл» и других ведущих ансамблей хард-рока. Ничем не лучше обильные творения и многочисленных подражателей.

Особенно показательна в этом отношении популярная группа «Юрайя Хип». Музыкальный язык группы - чистая эклектика: «готические» хоралы и зловещие звуки органа перемежаются со слащавыми пасторалями, в текстах - колдуны, мертвецы и прочий бред из области черной магии с сусальной любовной лирикой. Ни смысла, ни цели все это не имеет.

Года с 1973-го стало развиваться и «танцевальное» ответвление тяжелого рока (ансамбли «Назарет», «У. Ф. О.», «Аэросмит» и др.). Мрачный пафос понемногу рассеивался, музыканты попросту наложили наиболее ходовые приемы хард-рока на обычные незатейливые песенные тексты и пожинали плоды коммерческого успеха. Серьезно к группам этого направления никто не относится даже в США и Англии, их в глаза именуют коммерческими составами.

По-иному буржуазная критика относится к последней волне тяжелого рока, датируемой 1975 годом и имеющей своих представителей в лице американских ансамблей «Кисс» и «Старз», канадского «Раш», группы Теда Нуджента и некоторых других.

На фоне общего упадка, измельчания хард-рока - это составы «с концепцией». Диски «2112» и «Подавление» ансамблей «Раш» и «Старз» - сюиты, действие которых происходит в будущем.

Однако за традиционным уже для хард-рока мистическим покровом наступает восхваление супермена, сильной личности, несущей насилие. Тед Нуджент выступает в звериных шкурах с луком и стрелами и призывает всех бежать в лес и уподобиться хищникам (названия пластинок: «Зубы, клыки и когти», «Зов дикости», «Лихорадка кошачьего царапанья»). Комментарии ко всему этому излишни.

Группу «Кисс» я оставил «на десерт». Не потому, что это одна из самых популярных хард-роковых групп. Просто «Кисс» - это абсурдное и в то же время вполне логичное завершение всей эволюции стиля. Что же представляет собой «Кисс»?

С одной стороны, супераппаратура и все достижения современной свето- и пиротехники позволили «Кисс» добиться апогея визуальной и звуковой эффектности. С другой - невероятная заштампованность и механичность музыки и слов. Стиль, считавшийся некогда прогрессивным и авангардным, низведен до уровня бездумной диско-музыки.

Итак, я попытался проследить развитие основной линии тяжелого рока на пространстве десятилетия. Добавлю, что хард-рок оказал большое влияние на другие направления современной эстрады. И, как ни удивительно, «в руках посторонних» он прозвучал более интересно, чем на собственных дисках. Наверное, потому, что там его было в меру.

Прогноз на будущее?

Относительный успех некоторых новых групп («Одинокая звезда», «Бэбиз» и др.) указывает, что окончательно списывать этот стиль еще рановато. Но ни о каком ренессансе не может быть и речи. Тяжелый рок принадлежит прошлому.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ 70-Х НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Queen «Jazz» 1978 г. ~ потрясающе феерическое завершение хард-рокового периода группы

«Fallen Angel» 1978 г. ~ последний диск, который можно считать шедевром группы Uriah Heep

Rainbow «Long Live Rock 'n' Roll», 1978 г. ~ на половине песен звучит бас-гитара Блэкмора и на 3-х - клавиши Тони Кэйри

«Never Say Die!» 1978 г. ~ последний шедевр великих Black Sabbath с еще более великим Оззи Осборном

«No Mean City» 1978 г. ~ последний истинно хард-роковый альбом группы Nazareth