В начале 1977 года Ричи Блэкмор приступил к созданию своего очередного готического шедевра, но в результате многочисленных штатных перестановок выход альбома «Long Live Rock 'n' Roll» затянулся почти на год. Зато это получился шедевр шедевров, и одно плохо – это был последний шедевр гениального гитарного маэстро.
«Long Live Rock 'n' Roll» - это, по сути, последний великий альбом Rainbow, и даже можно сказать – самого Ричи Блэкмора. Естественно, винить в этом маэстро не стоит, просто конец 80-х – это закат классической тяжелой рок-музыки, и деньги на ней можно было заработать, только своевременно «переобувшись» в более популярные «мотивы» и американизировав ее звучание. Поэтому Блэкмору пришлось оставить свою идею играть настоящий тяжелый рок до конца жизни, и срочно придумать, как бы продолжать «набивать мошну» другими методами.
Вот таким образом коммерция и начала убивать настоящий рок – многие группы успешно «переобулись» и зажили лучше прежнего, а кто не успел, тот, как говорится, опоздал. Блэкмор не опоздал, и в итоге стал зарабатывать больше на своеобразной американской рок-попсе, но до этого момента он успел записать три прекрасных хард-роковых альбома чисто готического розлива, за которые ему никогда не было и не будет стыдно. И последним из них как раз и оказался «Long Live Rock 'n' Roll».
Этот альбом, когда появился у нас в СССР, особого фурора не вызвал, но не потому что не понравился, а потому, что все меломаны как раз такой альбом от Блэкмора и ожидали. Фурор вызвал за пару лет до этого «Rising», а что могло быть лучше его? И хотя «Long Live Rock 'n' Roll»» был таким же прекрасным, как и «Райсинг», это был просто еще один прекрасный альбом в обойме остальных прекрасных.
Что можно сказать об этом альбоме? О нем столько понаписано, что переписывать кем-то уже написанное я не буду. Но есть пару моментов, которые все же стоило бы осветить, чтобы поставить всё на свои места.
Во-первых, альбом «Long Live Rock 'n' Roll» записывался трудно, но не из-за отсутствия идей, а из-за отсутствия музыкантов, в частности – бас-гитариста и клавишника. Когда уволили Джимми Бэйна, Блэкмор начал перебирать бас-гитаристов, сначала он вернул уволенного перед записью «Райсинга» Крэйга Грубера, который поиграл в группе месяц, а потом снова был уволен.
Затем рекрутировали Марка Кларка – это друг Кена Хенсли из «Uriah Heep», который записал с ним в 1975-м сольный альбом, а, кроме того, написал и записал в 1972-м песню Uriah Heep «The Wizard».
Но Кларк задержался всего на два месяца, и тогда Блэкмор решил вернуть Бэйна, но тот отказался. В итоге Блэкмору пришлось играть на бас-гитаре самому, и когда бас-гитарист все же был найден (это был Боб Дэйсли), то ему остались бас-партии всего на трех композициях, остальные все записал Ричи.
И еще один момент – до того, как Ричи Блэкмор уволил Тони Кэйри, тот успел наложить свои клавиши на первые две композиции и на последнюю. А когда альбом дописывали уже с Дэвидом Стоуном в составе, менять ничего не стали, так что Тони Кэйри является как бы полноправным участником на альбоме. Неясно только – заплатили ему что-то за эту работу, или нет?
В общем, альбом, невзирая на все трудности, получился прекрасным, и этому поспособствовали Ронни Джеймс Дио и Кози Пауэлл, которых все эти организационные проблемы коснулись очень мало, и они свою работу выполнили не просто хорошо, а с очень высоким вдохновением. Ну а Блэкмор – он и в Африке Блэкмор. Он играет отлично даже тогда, когда у него полная голова проблем.
А теперь маленький обзор. Все песни написали Блэкмор и Дио, только в №5 соавтором числится еще и Кози Пауэлл.
Сторона 1:
1). Long Live Rock 'n' Roll (4:21). Хит хитов, то есть всех времен и народов. На басу играет Блэкмор, за гитарой слышен орган Тони Кэйри. Кстати, интересно, что на малазийской пластинке орган слышен гораздо лучше, чем на фирменной.
2). Lady of the Lake (3:39). Еще один хит хитов. На басу и клавишных снова Блэкмор и Кэйри.
3). L.A. Connection (5:02). Отличный «проходняк». Вернее я таковым его считал с самого начала, но с течением времени я в эту композицию так сильно влюбился, что временами считаю ее чуть ли не самой зажигательной на альбоме. Бред, конечно, но тем не менее. В любом случае звук ритм-гитары очень интересный, да и соло не подкачало. На басу снова Блэкмор, а вот на фоно уже играет Дэйвид Стоун.
4). Gates of Babylon (6:49). Вообще хит хитов. Думаю, что эта композиция более впечатляющая, чем даже «Старгейзер». В любом случае технически, да и музыкально она более разнообразная. Тут уже играют новые рекруты – Боб Дэйсли и Дэйвид Стоун.
Сторона 2:
5). Kill the King (4:29). Это вообще моя самая любимая песня во всем репертуаре Rainbow. Считаю, что обсуждению не подлежит. Гениальнейший рок-шедевр. Близко к нему, может, стоит только «Highway Star», ну или «Fireball». Дэйсли и Стоун опять присутствуют.
6). The Shed (Subtle) (4:47). «Проходняк», мне не очень нравится, хотя песня достойная, просто в сравнении с другими не очень смотрится. Блэкмор играет на басу, а вот Стоуна не слышно, хотя считается, что он эту песню тоже озвучил.
7). Sensitive to Light (3:07). Сама композиция хороша, но она записана как-то архаично, я бы придал ей более прямую и жесткую линию, без сбивок, тогда она выглядела бы прекрасно. На ней играют всего четыре музыканта, без клавишника.
8). Rainbow Eyes (7:11). Тоже хит хитов, вернее, шедевр шедевров. Играют только два музыканта – Блэкмор и Кэйри. Мощи добавляет струнный оркестр, а вокал Дио вообще бесподобен.
Альбом очень хорошо поднялся в английских и других европейских чартах и побил там «Rising» чуть ли не вдвое (7-я позиция против 11-й), а вот в США практически провалился (89-я позиция против 48-й). Это и заставило впоследствии Блэкмора сменить направление своей музыки на более коммерческое. Как концептуальности он уже наелся досыта, а вот американский континент манил миллионными доходами.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О RAINBOW НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как Джон Бонэм из Led Zeppelin помог Ричи Блэкмору в 1976 году создать альбом Rainbow «Rising»
Rainbow «On Stage», 1977 г. ~ самый классический хард-роковый альбом громких 70-х
Рассказ о том, как Джо Линн Тёрнер в 1981 году спас «Rainbow» от банкротства