Альбом Black Sabbath «Never Say Die!», выпущенный в 1978 году, считается провальным, но я считаю, что это один из альбомов группы, который хоть и не стал ее шедевром, тем не менее он прекрасно подчеркивает потрясающую творческую разносторонность каждого ее музыканта. После того, как Оззи ушел из BS, группа покатилась вниз, невзирая на некоторые последующие успехи
Удивительно, но альбом Black Sabbath «Never Say Die!» за 1978 год я услышал только в 1982-м году, когда вернулся из армии. Как-то удивительно мне это сегодня, потому что многие диски известных групп за 1979-й год я услышал еще до армии, а вот с «Саббатами» вышла накладка, так что с «Never Say Die!» мне удалось ознакомиться в пакете с еще двумя последующими альбомами этой гигантской по значению группы (1980 и 1981 гг., оба – уже с Дио).
В общем, послушал я это всё, и понял, что альбом 1978 года завершает великую трилогию, начатую «Саботажем» в 1975-м и продолженную «Technical Ecstasy» в 1976-м. В принципе, у всех трех альбомов стилистика одна и та же, только каждый из них записан чуточку по-разному. О предыдущих двух я писал тут:
Black Sabbath «Sabotage» 1975 г. ~ потрясающая вершина группы, так и не взявшая «платину»
«Technical Ecstasy» 1976 г. ~ это вершина достижений Black Sabbath, мощная и непревзойденная
Однако именно с «Never Say Die!» все не так просто, как кажется. Это я уже гораздо позже узнал, что записан он был уже после возвращения Оззи Осборна в группу после его ухода в 1977-м, а до этого его пытались записать с другим вокалистом – Дэйвом Уокером. Но вернувшийся Оззи не захотел озвучивать написанное без него, за исключением трех композиций, которые удалось просто переделать, а не выкинуть, как остальные.
На самом деле альбом следует разделить на две равные части. На первой стороне пластинки мы слышим классический Black Sabbath образца 1975-76 гг., также сюда можно причислить и композицию «Over to You» со второй стороны. Но все остальные композиции второй стороны - это уже не «Блэк Саббат», по крайней мере, не тот, который мы знали до этого. Это уже полный разнобой в жанрах и стилях, который был обусловлен внутренним разладом в группе.
На видео: концертное исполнение заглавной песни "Never Say Die!", причем это не пение под фанеру, как может показаться на первый взгляд, а чисто "живое" выступление
Дело в том, что Black Sabbath в этот период своей истории находился в относительном финансовом кризисе. Нет, с деньгами было все в порядке, но диски былых миллионов уже не приносили, и это сильно било по самосознанию музыкантов – зарплата в 100 тысяч долларов и зарплата в 1 миллион являются для некоторых людей огромной разницей, часто - критической.
Таким образом музыканты стали усугублять еще сильнее, чем прежде – Озборн выпивкой, а Батлер и Уорд – сильными веществами. Тони Айомми держался где-то посередине, ведь он должен был руководить, чтобы всё не развалилось окончательно, но и он пребывал не в лучшем физическом и эмоциональном состоянии.
В итоге получилось то, что получилось. Вторая сторона альбома представляет собой практически полный спектр рока, начиная от жесткого прогрессива и джаза, заканчивая артом и даже синти-попом. В немалой степени этому поспособствовал новый нанятый клавишник Дон Эйри, которого рекрутировали прямиком из джаз-рок-группы «Colosseum II», где он отлично наблатыкался во всяких «экзотических» стилях игры. Я думаю, что Дон Эйри как раз и стал основной причиной того, что «Саббаты» вдруг зазвучали так не по-саббатовски. Правда, до экспрессии Джеральда Вудроффа (предыдущего клавишника группы) ему далековато, но именно ему впервые в истории Black Sabbath на альбоме было выделено довольно много почти что сольных клавишных партий.
Интересные моменты:
Название альбома «Never Say Die!» (наиболее точный смысловой перевод – «Никогда не унывай!») не символизирует каких-то высоких материй. Дело в том, что когда в самом начале зимы 1978 года Тони Айомми снял студию в Торонто (Канада), то для репетиций группе достался не отапливаемый, совершенно холодный кинозал, а других вариантов, более комфортных, почему-то не нашлось. Во время дневных репетиций музыканты сильно мерзли и мечтали поскорее отправиться под вечер в теплую студию на запись. Вот именно из этих мучений и родилось название альбома – никогда не унывай, скоро всё закончится!
Мало кто знает, но вторично Оззи Осборн ушел из группы не по своему желанию, а был официально уволен фактическим руководителем группы Тони Айомми после записи альбома и прошедших после него гастролей. Другое дело, что Осборн этому факту нисколько не огорчился, и даже обрадовался. Но факт остается фактом – Айомми понял, что Оззи больше не желает отдавать группе свои идеи, приберегая их для своего сольного творчества. Конечно, жалко было лишаться такого уникального голоса и очень мощного фронтмена, но, очевидно, Оззи приносил группе больше вреда свои присутствием, чем отсутствием.
В британских чартах альбом «Never Say Die!» на одну позицию побил предыдущий «Technical Ecstasy» (12-я позиция против 13-й), а вот в американских чартах просел на целых 18 позиций (69-я против 51-й). Кроме того, он вылетел из всех европейских чартов, кроме шведского. Несмотря на то, что впоследствии альбом стал классическим, «золотого» статуса в США (500 тысяч проданных копий) он достиг только через 19 лет. Зато он выпускался практически во всех странах, имевших свою граммофонную индустрию, и неоднократно переиздавался практически каждый год и переиздается до настоящего времени. Так что я думаю, что «блэксаббатовцам» даже такой «провальный» альбом все годы после выпуска приносил достаточно денег хотя бы для поддержки штанов.
На конверт альбома, разработанный студией дизайна и графики Hipgnosis, предполагалось влепить фотографию врачей в масках. Однако группа забраковала этот вариант, и в итоге он появился в 1981 году на конверте альбома Rainbow «Difficult To Cure».
Трек-лист:
Сторона 1:
1). Never Say Die (3:50). Моя любимая вещь, одна из лучших во всем творчестве группы. Интересно, что впервые я услышал ее не на этом альбоме, а на концертнике Оззи «Speak of the Devil» 1982 года.
2). Johnny Blade (6:28). Еще одна шикарная песня, чисто саббатовская, невзирая на обилие клавишных.
3). Junior's Eyes (6:42). Совершенно новый стиль для BS, хотя это не мешает признать в этой песне шедевр именно BS. Впервые была опубликована с новым вокалистом Дэйвом Уокером, но вернувшийся Осборн потребовал переписать текст под себя.
4). Hard Road (6:04). Проходной номер, такие мажорные, но простецкие песни у BS появлялись на альбомах всегда. Правда, сделана песня довольно хорошо, НЕ мусор.
Сторона 2:
5). Shock Wave (5:15). Чистый прог с намётками арт-рока. Звучание от BS, а вот музыкальная идея совсем чужая.
6). Air Dance (5:17). Этот шедевр, как видно, был записан просто в шутку, как пародия на Yes или Camel, не говоря уже о Colosseum II.
7). Over to You (5:22). Еще один мажорный проходняк, но выполненный по-саббатовски безупречно и даже мощно. Хотя, думаю, эта песня скорее подошла бы эпохе BS Дио, чем Осборна.
8). Breakout (2:35). Эта песня, выполненная ранее (с прежним, промежуточным вокалистом) в чисто джаз-роковом стиле, превратилась в инструментал, когда Оззи отказался петь в ней.
9). Swinging the Chain (4:06). Этот тяжелый хэви-металлический «смурняк» спел Билл Уорд, когда выяснилось, что композиция также не нравится Осборну, отказавшемуся иметь с ней дело. Но спел он почти что гениально!
В общем, резюме такое: альбом «Never Say Die!» - альбом прекрасный по всем статьям. И, может, он мне очень нравится именно потому, что представляет такой сказочный, и даже волшебный разнобой. Когда в BS пришел Ронни Джеймс Дио, эта сказка уже не повторилась. А жаль!
Хотя, конечно, с Дио получилась другая сказка, не менее интересная. Но это уже совсем другая история.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Black Sabbath 1970 года ~ первый хэви-металлический альбом в истории всемирной рок-музыки
Black Sabbath «Paranoid» 1970 г. Так в истории рок-музыки официально появился первый металл
«Black Sabbath» записали всего три альбома, а все остальное – это муки отсутствия творческих мук
Judas Priest «Sin After Sin» 1977 г. ~ первый успех группы, который определил ее дальнейшее бытие
Три самых тяжелых альбома 1976 года, на самом закате эры классического хард-рока