Продолжаю знакомить вас с интересным материалом из статьи Н.Соколовского, опубликованной в журнале "Искусство: орган союзов советских художников и скульпторов".(№ 5), за 1934г. Сегодня об изделиях Дулевского фарфорового завода периода 1930ых.
«Дулевский завод занимает совершенно противоположную позицию, все время пробуя работать над созданием хорошо оформленной вещи. Но... благие желания не всегда оканчиваются хорошими результатами.
Больше чем на других заводах в Дулеве до самого последнего времени гнездилось самое примитивное понимание борьбы за новый стиль в стеклофарфоре.
Конечно установка дулевцев на современную тематику правильна. Да, но... вот как она реализовалась.
У потребителя не спрашивали, чего бы он хотел, какая посуда удовлетворила бы его эстетические чувства.
Потребителя изо дня в день выпускаемой продукцией и в хвост и в гриву агитировали за революцию, за советскую власть, за коллективизацию и индустриализацию, за пятилетку в 4 года и т. д. и т. п. — до бесконечности, до того, что у бедного потребителя ночами наступали кошмары, и новые и новые „тематически актуальные“ чашки, тарелки, блюдца иступленно стенали „за... за... за...".
И доведенный до отчаяния потребитель, как чорт ладана, чурался чашек, на которых били Лок-Батаны нефти, тарахтели тракторы или с полным знанием дела мужики варили самогонку (это тоже „за“, товарищи из Дулева?). Усердие дулевских мастеров, такими способами и методами „революционизирующих“, „пропитывающих“ революционной советской тематикой стеклофарфор, является самой настоящей медвежьей услугой и потребителю и производству.
Даже архиреволюционный лозунг, не вскрытый в образе, не зазвучавший как художественное произведение, часто не дойдет до того, кому он предназначен.
А особенно в керамике, где не трудно переборщить и оказаться в плену у самого неприкрытого приспособленчества, отнюдь не впереди революционного художественного фронта.
Но развертывание работ по художественному оформлению фарфора в Дулеве убеждает ‚ не только в этом, Наличие ряда даровитых и вдумчиво осваивающих фарфор художников в Дулеве подтверждает и то, что творческие устремления работников направлены на создание новых материально - художественных ценностей.
Над этими вопросами работают такие разнородные по дарованию и по стилю художники и скульпторы, как Фрих-Хар, Штриккер, Подрябинников и др. О скульпторе Фрих-Хара, так же, как и о Данько,—несколько позднее. Здесь несколько слов о Фрих-Харе, создающем новую форму посуды.
Его конструктивный чайник № 2, сделанный из цельного куска фарфоровой массы, может занять не последнее место среди новых образцов посуды.Над формой чайника и фактурой плоскости Фрих-Хару придется еще поработать, но принцип оригинален и свеж.
Попивая чай из конструктивного чайника Фрих-Хара, можно не беспокоиться, что отлетит плохо приклеенная ручка или носик, они не приклеены, они отформованы вместе с основой, с резервуаром для чая.
Фрих-Хар работает и над таким необходимым в быту предметом, как пепельница. В каждую вещь, над которой бьется этот экспансивный и незаурядный художник, он вкладывает очень много неподдельного чувства и страсти. И иногда технически несовершенные его вещи выигрывают перед другими.
Иной творческий темперамент у скульпторши Штриккер. Точность и пунктуальность — первооснова ее творческого пути. А отсюда и некоторая сухость ее вещей. Вот, например, безусловное достижение художницы и больше завоевание для всей советской керамики—чайник с несваливающейся крышкой. Добротно, точно. Крышка действительно не падает даже при наклоне под прямым углом. Казалось бы, все на месте, но некая доза педантичности и особенно сухости, отсутствие „изюминки“ иногда мертвят вещи Штриккер.
Художница делает вещи чересчур разумно, не вкладывая в них своей души. И от излишнего рационализма хочется ее предостеречь, так как это еще не все при создании художественного произведения.
О произведениях других мастеров Дулевского завода мы уже подробно говорили выше. Конечно не все эти произведения плохи и безыдейны, но все же большинство из них пока таково.
На меньшей же части вещей продолжается разработка цветочной орнаментики с более или менее удачным рисунком, колером, композицией цветовых пятен.
Детски беспомощны блюда, вырабатываемые заводом. Рельефы на блюдах (портрет Клары Цеткин)—ватные, непластичные и грязной расцветки.»
(Искусство: орган союзов советских художников и скульпторов (№ 5).1934)
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.