Найти в Дзене
Тамбовская провинция

ХРАМ, КОТОРЫй ЕДВА НЕ РУХНУЛ

Свято-Троицкий собор Моршанска.
Свято-Троицкий собор Моршанска.

Если бы не Степан Люлин…

Да, действительно. Свято-Троицкий собор Моршанска в 1844 году, можно сказать, на заключительном этапе строительства, мог разрушиться из-за оседания поддерживающих своды храма колонн. Увы, столичные и губернские архитекторы, к которым местные чиновники и священнослужители обращались за консультациями, советовали неприемлемое – разборку сводов и злополучных колонн. Спас положение смекалистый нижегородский крестьянин Степан (или Стефан) Васильевич Люлин. Он предложил всех устроивший и недорогой выход из положения – опутать столбы стальными прутьями и стянуть их между собой. Благодаря этому решению собор был спасен и строительство его продолжилось.

"Василий Стасов планов для этого собора не сочинял..."

А началось все в 1827 году, когда представители Тамбовской епархии приехали в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в торжествах по случаю освящения Преображенского собора, возведенного по проекту известного русского зодчего Василия Петровича Стасова. Храм настолько поразил их своим величием и великолепием, что святые отцы единодушно решили построить такой же и в Тамбовской губернии.

Преображенский собор в Санкт-Петербурге. Фото из открытого источника.
Преображенский собор в Санкт-Петербурге. Фото из открытого источника.

Выбор пал на Моршанск не случайно – город был зажиточный, купеческий, население, в большинстве своем православное, ревностно хранило Богом данную веру. Когда о планируемом строительстве стало известно в Моршанске, городские купцы замахнулись на храм, чтоб не хуже столичного и непременно выше «Исаакия» (Исаакиевского собора в Петербурге)! Однако планам этим суждено было осуществиться только наполовину – 5 декабря 1830 года император Николай Первый проект утвердил, но с досадной для купцов припиской: «Выше Исаакия не строить».

Государь-император Николай Первый. Фото из открытого источника.
Государь-император Николай Первый. Фото из открытого источника.

Автор архитектурного проекта Троицкого собора неизвестен до сих пор, однако многие и теперь считают, что им был знаменитый В.П.Стасов. Впрочем Василий Петрович далее по тексту сам опровергнет это ошибочное утверждение. Перед началом строительства заинтересованное городское общество обратилось к Стасову с многочисленными вопросами о толщине стен, устройстве куполов, колонн и т.д. Архитектор, внимательно рассмотрев чертежи, ответил по существу, подробно и прямо на них написал: « Архитектор Стасов считает обязанностью уведомить, что планов для этого собора не сочинял, а видит, что они составлены по подражанию Преображенскому собору и С.Троицы в С.-Петербурге, но в некоторых частях неправильны, без рассмотрения внутреннего обзора постройки, а именно…». И далее шел перечень архитектурных недоработок, отмеченных В.П.Стасовым. Именно они, эти досадные просчеты, спустя несколько лет едва не привели к разрушению храма.

Замечательный русский архитектор В.П.Стасов. Фото из открытого  источника.
Замечательный русский архитектор В.П.Стасов. Фото из открытого источника.

Всем миром

В 1834 году городское общество выкупило у купцов и мещан землю на берегу Цны. И можно было уже приступать к строительству храма. Но горожане жертвовали на собор не очень щедро – к 1836 году удалось собрать всего 56 тысяч 180 рублей (деньги по тем временам, конечно, немалые, но и масштаб строительства был грандиозным!). Не известно, чем бы все дело кончилось, если бы не 200 тысяч рублей, пожертвованных богатейшим моршанским купцом второй гильдии Егором Ивановичем Платицыным. Вот какую любопытную запись он оставил в «Летописи Моршанского Троицкого собора»: «1836 года марта 22 дня я, нижеподписавшийся, жертвую на построение нового храма во имя Святые Троицы денег 200 тысяч рублей, каковую сумму по требованию строителя выдавать под расписку его по мере надобности с тем, чтобы городское общество более сей пожертвованной мною суммы после сего от меня не требовало…».

Значительность платицынского пожертвования, видимо, убедила горожан в реальности задуманного – к 9 апреля 1836 года общая сумма собранных денег составляла уже 296 тысяч 127 рублей 75 копеек. И строительство началось. Руководство им осуществлял избранный моршанским обществом попечительский совет из самых уважаемых и добропорядочных горожан. В их число входил и купец Григорий Смесов, занявшийся заготовкой стройматериалов и наймом рабочих. На строительстве трудились тысячи человек. Чтобы помочь им, многие горожане взялись в свободное время (даже по ночам) подносить к стройплощадке кирпич, камень и прочее.

Однако в 1842 году строительство застопорилось, так как собранные средства иссякли, а новые в нужном количестве не поступали. И на строительстве тогда трудились всего 45 человек… Хитрый выход из этой невеселой ситуации был найден с утверждением городской властью в начале 1843 года «добровольного сбора» со всех товаров, ввозимых или отправляемых из города. Дело вновь закипело. Однако вскоре возникла еще она серьезнейшая проблема, затянувшая работу на годы, – из-за отсутствия архитекторского надзора и отступления от чертежей собор едва не разрушился. Дело спас, как уже говорилось выше, смекалистый нижегородский крестьянин Степан Васильевич Люлин, за что удостоился многих благодарностей и местной, и губернской власти. А 12 апреля 1850 года С.В.Люлин «за многополезное усердие при построении в Моршанске соборного храма» награжден Его Императорским Величеством Николаем Первым и Святейшим Синодом – в соответствии с подписанным Указом.

Третий по высоте в России

К августу 1849 года строительные работы подошли к завершению. Собор приняла Тамбовская губернская строительная комиссия. И в соборе, который обошелся городу в 1 миллион рублей серебром, начались внутренние отделочные работы, продолжавшиеся до 1852 года. Торжественное освящение храма состоялось 24 ноября 1857 года. Тогда же в нем прошла и первая служба.

Таким был Свято-Троицкий собор до 1917 года. Фото из открытого источника.
Таким был Свято-Троицкий собор до 1917 года. Фото из открытого источника.

Собор имел три иконостаса: главный престол – Троицкий, левый – Александра Невского, правый - Казанской Божией Матери. Иконостасы выполнялись в московских мастерских, иконы писал знаменитый в те времена столичный иконописец Борисов.

Богатым внутренним убранством Свято-Троицкий собор обязан многим состоятельным горожанам. Например, пятиярусный иконостас в главном алтаре устроен усердием купца Максима Кузьмича Платицына; в правом, Казанском приделе, - почетным гражданином Моршанска Гавриилом Ивановичем Котельниковым; в левом, Александро-Невском, - почетным гражданином города Александром Михайловичем Серебряковым. Редких и чудотворных икон в храме не было, но богатое убранство тех, что имелись, поражало и удивляло. Особенно выделялись три иконы. Первая – икона Божией Матери Иверская, писанная в монастыре на Афоне и приобретенная для храма купцом Н.И.Синевым. Вторая – икона Божией Матери Казанская. Третья – икона Чудотворца Николая с изображенными по ее краям чудесами Святителя. Особо чтимой святыней в соборе был в те времена крест-мощевик с частицами мощей 83 святых. Богатейшая богослужебная утварь и ризница собора представляли собой поистине произведения ювелирного и швейно-вышивального искусства.

Пол в соборе вначале был белокаменным, затем его выложили метлахской плиткой, кстати, большей частью замечательно сохранившейся и в наше время. Купола венчали кресты из золоченого железа. Главный купол также был золоченым, остальные отделаны под серебро. Высота собора составляла 75,6 метра (третий по высоте в России!), полезная площадь – 2500 метров. Своды храма освещало паникадило (люстра) в 60 пудов весом с 52 серебряными подвесками от московского мастера Марухина.

Храм чудесный, храм столичный

Летом 1904 года на торжественном богослужении в Свято-Троицком соборе присутствовал император Николай Второй, прибывший в Моршанск для смотра резервных полков перед отправкой их на фронт (шла война с Японией). Государь тогда сказал буквально следующее: «Не ожидал я в российской глубинке встретить такой чудесный столичный храм. Если бы мог, то забрал бы его с собой в Петербург». (Подробно о визите в Моршанск Николая Второго можно прочитать по ссылке https://dzen.ru/a/ZfMQi9kB215JZ7h5) Позднее в Свято-Троицком соборе в память об этом событии на собранные народные деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая Первого, удостоен посещения государя-императора Николая Второго.

Государь-император Николай Второй. Фото из открытого источника.
Государь-император Николай Второй. Фото из открытого источника.

Два любопытных исторических факта. В больших надежных соборных подвалах напуганные пожаром 1875 года состоятельные моршанцы хранили сундуки «с добром». Позднее там же – вот парадокс! – «инкогнито» находилась и библиотека моршанской группы РСДРП после поражения революции 1905 – 1907 годов. Предположу, что «сдал» ее туда «на хранение» революционно настроенный купеческий сын Борис Попов, отец которого имел в моршанском обществе большое влияние.

Пусть будет театр?

Разрушение Свято-Троицкого собора началось с конфискации церковных ценностей, когда ради извлечения нескольких граммов золота был сожжен весь соборный иконостас. В 1937 году храм закрыли. В 1939-м с него сорвали купола, оставив самый большой, центральный, а само здание стало использоваться как складское помещение. В июне 1939 года моршанская газета «Большевик» написала о планах советской областной власти устроить в разграбленном храме театр. Его зрительный зал был рассчитан на 750 – 800 человек. Совнарком РСФСР выделил на проектные работы 75 000 рублей. А всего стоимость строительных работ определили в 1 000 000 рублей. В течение 1940 – 1941 годов планировалось снести все купола и провести кровельные работы, после чего начать внутреннее переоборудование здания. Воплощению этих планов помешала начавшаяся война.

Свято-Троицкий собор в советский  период. Фото из открытого источника.
Свято-Троицкий собор в советский период. Фото из открытого источника.

В 1948 году здание Свято-Троицкого собора было принято на государственный учет как архитектурный и исторический памятник республиканского значения. В 1973 году собор передали на баланс моршанского отдела культуры. В 1978 году в соборе начались ремонтно-реставрационные работы, однако 30 июля 1987 года в течение ночи пожар уничтожил все, что удалось сделать за 10 лет. Выгорело все, что могло гореть: рамы, перекрытия, купола...

По воле Божьей

Но вот в 1990 году по воле Божьей Свято-Троицкий собор наконец-то был возвращен Русской Православной церкви. Во многом трудами и молитвами архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, который и провел в июне 1990 года на Троицу – престольный праздник - первое за многие десятилетия праздничное богослужение, храм удалось возродить.

Восстанавливать собор помогали своими делами и средствами многие моршанцы, в том числе православная община, городские предприятия, предприниматели, рабочие, служащие, пенсионеры. Была проделана огромнейшая работа! И вот с 1998 года в соборе стали уже проводиться регулярные богослужения. Летом того же года Божественную Литургию в храме при огромном стечении народа отслужил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй посетил Свято-Троицкий собор Моршанска в августе 1998 года. Фото из открытых источников.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй посетил Свято-Троицкий собор Моршанска в августе 1998 года. Фото из открытых источников.

Теперь Свято-Троицкий собор, как и прежде, является центром духовной жизни Моршанска. Здесь регулярно проходят богослужения, работают православная библиотека, воскресная школа. Этот храм сегодня – символ, главная достопримечательность города.

Свято-Троицкий собор Моршанска  нынче  - гордость и украшение города.
Свято-Троицкий собор Моршанска нынче - гордость и украшение города.