9 июля 2024 года исполнится 120 лет с того дня, как с официальным визитом в Моршанск прибыл государь-император Николай Второй. Цель поездки: смотр войск, поднятие боевого духа солдат накануне их отправки на Дальний Восток (в то время шла война с Японией).
22 июня (по старому стилю) 1904 года Николай Александрович записал у себя в дневнике: «Утром у меня были до докладов: Ломен, Бенкендорф и Копыткин по распоряжениям относительно новой поездки для смотров войск…». Через несколько дней государь фиксирует в дневнике: «Утром покатал Аликс в коляске. Принял два доклада и посидел с нею до времени отъезда. В час дня простился с дорогою женушкой и отправился с Мишей ( от автора: братом, великим князем Михаилом Александровичем) в поездку». Следующая запись - от 27 июня: «В 8 часов прибыли в Коломну. На поле почти у самой станции был небольшой народ. Представлялись 5-й и 6-й Вост.-Сиб. саперные батальоны и 5-й мортирный артиллерийский полк. Толпа вела себя бурно, всюду залезала и очень мешала. В 9 час. отправились дальше… Погода стояла теплая и ветреная. В 5 часов приехали в Моршанск. Отслушав молебен в соборе, поехал с Мишей за город, к красивому лесу, перед которым был парад. Здесь великолепно представлялись две резервные мобилизованные бригады, полки 219-й Юхновский, 220-й Епифанский, 287-й Тарусский и 288-й Куликовский. Выправка, равнение и тишина в строю и церем. марш были поразительны – радостно было смотреть…».
Государь, выразив таким образом свое восхищение, остался лаконичен. Зато у принимающей стороны, у моршанцев, впечатлений было так много, что их хватило не на одно десятилетие и не на одно поколение горожан. Итак, 9 июля (по новому стилю) 1904 года государь-император Николай Второй вместе с великим князем Михаилом Александровичем, князем А.С.Долгоруковым и немногочисленной свитой вышел из царского поезда на перрон моршанского железнодорожного вокзала (ныне здание железнодорожной больницы). На куполе вокзала реял российский флаг, со здания на встречающих смотрел большой парадный портрет царя в обрамлении ярких цветочных гирлянд. По прибытии царского поезда ударили в вокзальный колокол, и на этот сигнал отозвались торжественным колокольным перезвоном все моршанские храмы.
В сопровождении первых лиц города царь со свитой в каретах через весь город проехал к Свято-Троицкому собору. На улицах было много празднично одетых горожан, которые радостно приветствовали своего государя. На Торгово - Вознесенской площади (ныне Октябрьская) у Вознесенской церкви (снесена 1 мая 1930 года) к визиту Николая Второго по решению городских властей была сооружена в его честь деревянная триумфальная арка. Ее украшали портреты государя, вензеля и символы венценосной семьи. Здесь Николая Второго приветствовал хлебом-солью архиепископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (триумфальную арку снесли в начале 30-х годов прошлого столетия. В советский период на ней размещались портреты Троцкого и других вождей советского государства).
И все-таки основная часть моршанцев встречала государя-императора у Свято-Троицкого собора. Хлебом-солью приветствовал царя городской голова Алексей Иванович Рымарев. Подобная честь выпала ему второй раз – на торжествах по поводу канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году А.И.Рымарев чествовал Николая Второго от делегации Тамбовской губернии. Подступы к собору охраняли военные. Молебен в соборе начался с поминовения за здравие членов императорской фамилии. Горожане торжественно вторили священнослужителям: «Многие лета!»,
По окончанию службы государь-император высказал духовенству и мирянам свое всемилостивейшее одобрение и восхищение и добавил: «Не ожидал я в российской глубинке встретить такой чудесный столичный храм. Если бы мог, то забрал бы его с собой в Петербург».
В тот же день Николай Александрович посетил и старый Софийский собор, где приложился к образу моршанской Чудотворной Федоровской Богоматери. Потом он возложил венок к памятнику в городском саду Екатерине Великой и пешком, через «живой» мост, направился на другую сторону реки Цны, где сел в карету. Путь его лежал к кочетовскому лугу. Здесь государю представлялось готовое к отправке на Дальний Восток для войны с Японией войско из 16 тысяч солдат (точные названия боевых соединений указал сам государь-император в приводимых выше отрывках из личного Дневника). Их выправка, боевой дух произвели на царя самое замечательное впечатление. Государь напутствовал солдат и благословил их иконами.
Организация пребывания государя-императора в Моршанске было продумана до мелочей. В частности, на лугу для него на случай дождя или палящего зноя устроили шатер с крупными красивыми буквами «Н» и «А» при входе. Он был украшен цветочными гирляндами и обставлен с боков фикусами и пальмами в кадках. На сделанной тогда фотографии видно, что вокруг шатра расположились хорошо одетые горожане, видимо, местная знать, - члены городской думы, купцы, земские старосты, тут же светские дамы в светлых летних туалетах и с зонтиками. Поодаль держались офицеры с шашками и жандармы.
По бокам от шатра государя поставили два навеса в виде трибун для почетных гостей и украсили их гирляндами флажков. Построенные солдаты прошли ровными рядами: винтовки - на плечо, равнение - на государя. Впереди - офицеры с шашками наголо. На коне среди командиров был и великий князь Михаил Александрович. Царь разъезжал по полю перед строем солдат впереди всех на черном рысаке, оркестры играли полковые марши и "Боже, царя храни!". Государя сопровождала личная охрана - три высоких сильных казака.
По окончанию парада царя пригласили в дом купца Смесова. Моршанские купцы устроили для него праздничный обед со множеством здравиц. К парадному входу в смесовский особняк вела дорога, выстланная красивыми коврами. Отобедав, или лучше сказать, отужинав, Николай Второй, уже глубокой ночью, отбыл из Моршанска в Пензу.
Некоторое время спустя на собранные народом деньги в Свято-Троицком соборе установили памятную мраморную плиту, надпись на которой гласила, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоил своим посещением император Николай II. Правда, вскоре после революционных событий 1917 года эту мраморную доску уничтожили. Однако память о визите Николая II в Моршанск из памяти народа вытравить так и не удалось.
В ту поездку государь-император для проведения военных смотров побывал и в других городах России: Пензе, Кузнецке, Сызрани, Уфе, Самаре, Тамбове. А буквально через несколько дней состоялась его новая поездка «с инспекцией» - в Старую Руссу, Новгород, Суздаль. Вечером 6 июля (по ст. стилю) Николай Александрович записал в дневнике: «Всеми смотрами остался доволен, и в особенности видом людей. Сравнивая все, что я видел за обе последние поездки, должен признать, что меня всего больше поразили резервные дивизии в Моршанске и Тамбове!». Что же, выходит, не зря моршанцы – и военные, и гражданские – с таким усердием готовились к встрече с царем-батюшкой, раз сам государь среди других особо отметил именно их.
P.S. Вскоре по возвращению в Петербург, к императрице и четырем дочкам, 30 июля 1904 года (по ст. стилю) у венценосной четы родился долгожданный наследник престола, сын Алексей...
Подписывайтесь на канал и оставайтесь с нами!