Найти в Дзене

Вспоминаем поезд в город легендарного футбольного клуба "Текстильщик". Камышин - Москва

Я и услышал впервые об этом городе в связи с российским футболом. Не знаю уж как там так сложились звезды, но факт остается фактом - команда "Текстильщик" из провинциального в общем-то города Камышин вышла не просто в высшую лигу российского футбола. Она вышла в игры Кубка УЕФА. Более того, в первом же раунде была одержана очень крупная победа над одной из венгерских команд со счетом аж 6:1. Правда, потом на пути команды встретился французский "Нант", после чего сезон еврокубков для "Текстильщика" был завершен. Но и с "Нантом" там было весьма достойное противостояние. И понятно, что клуб в городе очень любили. Вроде как статистики посчитали, что именно этой команде до сих пор принадлежит относительный рекорд посещаемости: это число зрителей на футбольном матче, поделенное на численность населения города. Так вот в 1993 году на игру со "Спартаком" пришли 12,7% населения города. Понятно, что это не столько потому, что так много пришло, сколько потому, что Камышин такой относительно небольшой город. Хотя ну как небольшой - более 100 тыс. чел. население. А поскольку сюда еще в 1894 году пришла железная дорога, то вполне понятно, что должен был быть и поезд. Не знаю уж почему не ограничились просто доставкой пассажиров к станции Петров Вал - одной из очень крупных узловых станций в этой части Поволжья.

Кстати, буквально пару слов про Петров вал. Наверное, большая часть моих читателей знает легендарнейший Волго-Донской канал. Давайте еще раз полюбуемся этим сооружением:

Волго-Донской канал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Волго-Донской канал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Так вот, еще в XVI веке попытку соединить Волгу и Дон и избавиться от волока предприняли татары в союзе с османами. Однако ресурсов им не хватило. В конце XVII веке к этой идее вернулся Пётр I. Но реализации проекта помешала Северная война, хотя два прорытых участка сохранились до сих пор. Эти земляные валы и стали называть в честь Петра. Ну а затем и само место получило название Петров вал. Соединить же планировали Волгу и Дон через реки Камышинка и Иловля. Причем, не такое и большое расстояние там было, но нужен был большой объем земляных работ по расширению русла рек.

Петров Вал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Петров Вал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Бывал здесь и сам Петр I. Причем дважды. Второй раз - во время Персидского похода. В итоге, здесь будет установлен даже памятник императору. Ну и Екатерина II во время своего путешествия по Волге. Она и приняла решение переименовать Дмитриевск в Камышин. Ну а почему бы собственно и не запустить свой поезд в Москву. Встречались у нас поезда и из поселков с населением в десять раз меньше, чем Камышин.

Итак, в 1961 году поезд № 67/68 соединял Камышин и Москву. Шел он через Балашов и Мичурин. Из Камышина отправлялся в 14:55, а ровно через 28,5 часов оказывался в столице.

Камышин. Вокзал. 2ГИС
Камышин. Вокзал. 2ГИС

За следующие 8 лет к концу 60-х годов маршрут поезда вообще не претерпел изменений. Отправлялся он из города текстильщиков в 15:00, а чуть более чем через сутки в 15:48 оказывался в Москве.

Петров вал. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Петров вал. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

За следующие 10 лет радикально изменилось время отправления поезда - теперь в 1980 году он уходил в 23:47. Время в пути до Павелецкого вокзала снова увеличили до 29 часов 13 минут с прибытием в Москву ровно в 5 утра. Номер был - № 181/182.

Балашов. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Балашов. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Еще через 10 лет поезд с тем же номером стал раньше уходить и раньше прибывать в Москву - в 04:13. И тут мне пришла в голову мысль посмотреть: а может быть еще куда-нибудь были поезда из этого города на Волге. И ведь были! В Ростов-на-Дону, например. Поезд № 219/220 через Волгоград и Морозовскую доставлял пассажиров в Ростов за 21 час 18 минут. Ничего другого я не видел. Всё-таки относительная близость станции Петров вал делала своё дело. Там между вокзалами около 20 км.

В 1995 году поезд ходил с номером № 179/180, прибывал всё на тот же Павелецкий вокзал. А вот время в пути было антирекордным - 30 часов 53 минуты.

В 2004 году информация какая-то противоречивая. В таблице № 315 указан поезд Волгоград - Москва, но первая станция отправления указывается как Камышин. № 379/380. Но в сводной таблице он снова фигурирует как Волгоград-Москва. Видимо просто поезд делал небольшой крюк с заездов в Камышин.

А вот в 2024-м году поезд № 379/380 указывается все-таки как Камышин-Москва. Время в пути очень достойное - 20 часов 14 минут. И этот поезд единственный дальнего следования в этом городе. Отправлялся он днем, а в Москву прибывал еще до полудня. Вот такая разная история сообщения.

Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а если окажетесь в городе, то не пройдете мимо памятника Алексею петровичу Маресьеву. Да-да, Борис Полевой изменил всего одну букву в своей "Повести о настоящем человеке".

Памятник в Камышине. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Памятник в Камышине. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну и здание музея на высокой волжской набережной - это тоже объект очень яркий и запоминающийся:

Камышин. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Камышин. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Есть что посмотреть и любителям природы. Например, Камышинские уши:

Камышинские уши. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Камышинские уши. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну и относительно недалеко от города (по прямой 50 км) знаменитые Столбичи:

Столбичи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинк
Столбичи. Фото из открытых источников Яндекс.Картинк

В общем, есть на что посмотреть!

Спасибо, что следите за каналом! До встречи!