Или ФИГУРА РЕЯ - ОСТЕРРИТА, РЕЯ - ОСТЕРРИЕТА.
Со школы, а потом и из вуза помню: на доске написана та или иная информация, требуется всего лишь списать, я смотрю на неё, опускаю глаза в тетрадь и... пишу всего одно слово или цифру. После чего опять поднимаю взор, снова смотрю и опять опускаю, чтобы написать ещё одно слово.
На самом деле, это ненормально. Потому что здоровому человеку достаточно один раз внимательно посмотреть, прочитать (вслух или про себя), и уже потом, не поднимая глаз, написать не одно слово, а целую фразу или даже абзац. А некоторые "разведчики" способны одним взглядом сфотографировать целую страницу.
Между тем, существует нейропсихологический тест, разработанный специально для проверки того, всё ли у вас в порядке с головой, и если нет, в каком отделе мозга проблема. Суть теста в том, что вам предлагают посмотреть на какое-то изображение, затем срисовать его, а потом нарисовать по памяти.
Любопытно, что разработан тест изначально был в 1940-е годы, для диагностики людей, получивших черепно-мозговую травму в ходе боевых действий. Швейцарский сотрудник Университета Женевы Андре Рей пришёл к выводу, что необходимость различать «первичные эффекты, которые являются прямым следствием повреждения головы, и вторичные эффекты, которые развиваются из субъективных реакций, вызванных потерей сознания из-за физической травмы».
Он взял свою же методику, которая ранее была разработана для детей, но усовершенствовал и адаптировал её для взрослых. Суть состояла в том, что надо было посмотреть на рисунок (ФИГУРУ РЕЯ - ОСТЕРРИЦА), содержащий 18 элементов, которые можно разделить на три группы:
- общую форму (большой прямоугольник),
- внешние элементы (квадраты, кресты, треугольники),
- внутренние элементы в общей форме (линии, окружности...).
Затем испытуемому предлагали срисовать фигуру, а потом, через 3 минуты, по памяти воспроизвести её.
Оказалось, что тест очень хорошо подходит для изучения не только памяти, но и зрительно-пространственных функций, зрительно-конструктивных навыков, когнитивных дисфункций в неврологии, психиатрии (взрослой и детской) при экспертизе и испытаниях новых антипсихотиков и антидепрессантов. В настоящий момент более 60% психологов используют эту методику для исследования зрительно-пространственных функций и зрительных навыков, и более 40% - для изучения памяти.
Что же касается Александра Остеррица, то он работал научным сотрудником Андре Рея, и как раз его идеей было разделить фигуру на 18 элементов, а потом делать выводы на основании их наличия, полноты и правильно размещения. Эта система подсчёта до сих пор исследуется при оценке эффективности выполнения теста.
Позже, в конце 1950-х, методика Рея - Остеррица была усовершенствована детским психологом Эдит Мейер Тейлор, которая некоторое время работала с Реем в Женеве.
Ещё чуть позже, в 1969 году, Б.Лафлин Тейлор разработал аналогичный тест, сравнимую по сложности с тем, что предложил Рей. Однако его версия была легче, то есть запомнить и воспроизвести версию Тейлора оказалось заметно проще, поэтому тут уже речь идёт не о взаимозаменяемости, а об адаптированном варианте, для детей.
Если уж говорить о том, какие именно дефекты сознания выявляет ТЕСТ КОМПЛЕКСНОЙ ФИГУРЫ РЕЯ - ОСТЕРРИЦА, то нейропсихологи отмечают следующее.
- Метрические ошибки свидетельствуют о поражении подкорковых структур. При этом могут встречаться изменения размера рисунка в сторону уменьшения или увеличения либо диспропорции в передаче размера его отдельных деталей.
- Структурно-топологические ошибки наблюдаются при поражении правого полушария. При этом рисунок представляет собой хаотическое нагромождение линий, теряет целостность, части рисунка меняются местами и теряют логическую связанность.
- Нарушение координатных представлений проявляется в «зеркальных» ошибках, поворотах фигуры при копировании с образца.
- Левостороннее пространственное игнорирование проявляется в том, что рисунок располагается в правой части листа.
- Персеверации (устойчивые навязчивые повторения мыслительного, эмоционального или двигательного акта) в процессе рисования характерны для патологии лобных отделов мозга.
Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/Тест_комплексной_фигуры_Рея_—_Остеррица
Андре Рей (10 ноября 1906 - 27 июня 1965) - швейцарский психолог.
Родился в Лозанне, работал в Женевском университете, сотрудничал с великим психологом Жаном Пиаже.
Создал несколько психологических тестов для диагностики интеллекта, неврологии, памяти, профориентации и пр. Но, говорят, именно то, что рядом с ним был Пиаже, не позволило Рею начать патентовать и коммерциализировать эти тесты. Хотя они до сих пор востребованы во всём мире. Наверное, он посчитал это нескромным.
Ещё пишут, что, якобы, Андре Рея на протяжении жизни были разные прически. И при жизни он был известен в большей степени именно особым чувством моды и очаровательной индивидуальностью. Даже когда ему было 59 лет (то есть перед смертью), о нем часто говорили в прессе из-за его великолепной внешности.
Пол-Александер Остерриц (19 сентября 1916 - 2 августа 1980) - бельгийский психолог.
Информации о нём мало - родился в Гааге, Южная Голландия, работал в Университете Брюсселя, там же и умер.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!