Целевое на перспективу: да или нет?

2K прочитали

Комментирую выбор будущей профессии и образовательной траектории одной очень разумной, на мой взгляд, абитуриентки - дочери автора популярного канала "Записки репетитора". Начало диалога и мысли абитуриентки - вот:

Скажу сразу, что взгляды этой девушки на получение образования мне вполне понятны и близки. Нет, не потому, что она хочет ко мне на факультет или в университет поступить, мне импонирует сам подход. От профессиональной деятельности в сфере химии и биотехнологий я страшно далека (собственно поэтому я попросила коллегу с биофака помочь мне с подготовкой отдельной статьи на эту тему), однако рассмотрение разных вузов позволило мне больше про них узнать и даже создать отдельную рубрику - обзор вузов и образовательных программ, куда теперь будут входить не только направления моего факультета.

С предысторией разобрались, теперь переходим к сравнению позиций. Я буду использовать те же имена, которые в статье. Итак:

Лиза: В крайнем случае, так уж и быть, я готова отработать сколько-то там лет на этом предприятии, лишь бы поступить!
Бездна: Возможно, я что-то не понимаю, но, блин, я иду на специальность, чтобы по ней работать. Я вижу целевое как реально выгодный вариант. Это гарантированное рабочее место, а гарантия чего-либо в наши времена это вообще редкость. Да, о рисках знаю, но меня они устраивают. В жизни вообще рисков много

Собственно, это тот самый камень преткновения целевых, головная боль предприятия и даже законодателей, ведь совсем не случайно меняется и ужесточается законодательство в области целевого обучения чуть ли не каждый год.

Поступление по целевому обрастает мифами, из-за него ругаются и судятся, а целевиков нередко, мягко говоря, недолюбливают, причем в основном - совершенно без оснований. Ну не виноват человек в том, что он обратился за целевым. Вы тоже так можете!

Обращаться за целевым - это не стыдно.

Это плюс-минус то же самое, что работу искать. Вы предлагаете себя в качестве кандидата и отправляете резюме участвуете в целевом конкурсе. Если вы его выиграете, то сможете заключить договор (обратите внимание - с 24-го года договор заключается ПОСЛЕ зачисления, и за отказ от его заключения предусмотрены санкции). Как, собственно, и за отказ от отработки положенного срока:

Когда-то правила были другими, да - можно было отказаться без санкций, расторгнуть договор по соглашению сторон из-за пустяков и т.д. Забудьте. Перл "накопить и заплатить" достоин отдельной статьи. И она будет.
Когда-то правила были другими, да - можно было отказаться без санкций, расторгнуть договор по соглашению сторон из-за пустяков и т.д. Забудьте. Перл "накопить и заплатить" достоин отдельной статьи. И она будет.

Целевой договор, как и любой договор, перед подписанием надо внимательно ЧИТАТЬ:

его условия не должны стать для вас сюрпризом. Причем лучше всего - по возможности - познакомиться с будущим работодателем и условиями договора ЗАРАНЕЕ, не просто перед подписанием, а даже перед подачей документов и перед оформлением вашей заявки на платформе "работа в России". Это первый год, когда целевой конкурс пройдет таким образом, и никто пока не знает, что из этого получится. Еще и поэтому мне интересно следить за поступлением Бездны, кстати.

Вот так выглядят предложения работодателей для потенциальных целевиков. Внимательный читатель, наверное, поймет, что это я в последнее время так пристала не только к целевикам, но к Росбиотеху.
Вот так выглядят предложения работодателей для потенциальных целевиков. Внимательный читатель, наверное, поймет, что это я в последнее время так пристала не только к целевикам, но к Росбиотеху.

В чем права Бездна?

В разумном подходе, повторюсь. Вот еще цитата:

Я планировала (да и сейчас это один из вариантов) сделать так - поступить в очень практикоориентированный вуз. То есть вуз, у которого тесные связи с каким-то предприятием. Не на бумаге, а фактические связи. Где предприятие принимает участие в обучении, там проходят практику и, соответственно, потом получают рабочие места. После универа пойти туда, где проходила практику - это один из моих планов

1. Человек четко определил свою позицию и расставил приоритеты. В комментариях, как это обычно бывает, лучше-всех-все-знающие люди уже "напихали" - и вуз не того "эшелона", и город ей надо не тот, а этот, и смысла ехать в Москву не ради вуза из топ-3 вообще никакого нет. Не надо так, ребята. Каждый выбирает для себя.

Как же всё-таки оптимально расставить приоритеты при поступлении в вуз?
Провинциал препод-путешественник8 сентября 2023

2. Человек осознает ответственность.

3. Человек смотрит на целевое НЕ как на лазейку. Собственно, это следует из п.2 и приведенных цитат.

Комментирую выбор будущей профессии и образовательной траектории одной очень разумной, на мой взгляд, абитуриентки - дочери автора популярного канала "Записки репетитора".-3

Какие моменты относятся к дискуссионным?

  1. После универа пойти туда, где проходила практику - это можно сделать не только целевику. Практика на предприятии, производственная практика, практика по получению профессиональных умений и навыков - она может называться по-разному, но она есть в учебном плане. И эту практику вуз обязан организовать каждому своему студенту. Другое дело, что места практик бывают разными, но общая ситуация такова, что толковых студентов берут на хороший функционал, и получить предложение о работе после практики - вполне реально.
  2. Это гарантированное рабочее место, а гарантия чего-либо в наши времена это вообще редкость. С этим не поспорить, но обсудить есть что. Например, за несколько лет учебы что-то может измениться - и потребности предприятия, и интересы студента, да что угодно. Можно относиться к этому философски, как, собственно, Бездна и относится, можно волноваться и переживать, но, вообще говоря, целевым договором защищен и студент - если что-то нарушит работодатель, то санкции применимы и к нему тоже.

Теперь о ошибках Лизы: В крайнем случае, так уж и быть, я готова отработать сколько-то там лет на этом предприятии, лишь бы поступить!

Собственно, тут уже все сказано. Лиза видит в целевом исключительно способ попасть в приказ о зачислении. Типичный стереотип, ошибочный причем. Подробно об этом у меня уже написано:

Есть способ проще, ребята:

https://dzen.ru/a/YrnSQh1EmmzausiE?share_to=link
https://dzen.ru/a/YrnSQh1EmmzausiE?share_to=link

Подведем итог: осознанному выбору поступления по целевому, внимательному чтению договора и пониманию своей ответственности - ДА. Позиции "пусть и по целевому, так и быть, может, и отработаю" - НЕТ.

Следить за историей поступления Бездны будем вместе. Искренне надеюсь, что все сложится успешно и задуманное исполнится. Наверное, надо теперь мне будет предложить разобрать кейс Лизы :) А статью я завершу словами Апокалипсии Армагеддоновны - читайте, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал и канал Записки репетитора здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!