Недавно мы вспомнили одну забытую картину. Забытую настолько, что поисковики ее по названию находят не вдруг. А когда находят, то не в лучшем качестве. Так, скан с подвыцветшей репродукции в журнале 80-х годов.
Картина - не то чтобы шедевр. Вспомнилась она мне под настроение по длинной цепочке ассоциаций. Подробнее о самой картине и связанных с ней мыслях - здесь.
Но потом, как это часто бывает, возникли мысли уже не о самой картине, а об эпохе ее создания. Это примерно конец 1970-х годов. По прошествии полувека даже не лучшие образцы любого искусства - живописи, литературы, кино - становятся свидетельствами уже далеких бытовых реалий. Которые могут быть не вполне понятны и весьма интересны тем, кто ту эпоху не застал.
Итак, присмотримся к облику героини картины.
Это явно высокоранговая женщина. Такая дубленка была в те времена предметом почти несбыточных мечтаний большинства советских людей. Моднейшая, вожделенная, статусная вещь. Которую практически невозможно было пойти и купить. Только ДОСТАТЬ. Со значительной переплатой.
Или привезти из зарубежной поездки. Попасть в такую поездку было сложно, вольный гражданский туризм во времена "железного занавеса" развит не был. За рубеж попадали в основном в непростые, требующие долгих согласований командировки. Очень похоже, что женщина - ученый с серьезным весом. Из тех, кого выпускали на международные симпозиумы.
А второй важной для обозначения социальной успешности вещью в те времена была шапка. У мужчин самые статусные - из каракуля или ондатры. Женщины обычно старались обзавестись шапками из длинноворсового меха: песца, лисицы, реже встречались из куницы, и уж совсем шикарные - из соболя. Народным вариантом роскоши были вязаные шапки из пушистого мохера с начесом.
Причем мода и правила хорошего тона разрешали дамам оставаться в шапке даже в теплом помещении. Помните Нину, жену армянина из фильма "Одиноким предоставляется общежитие?"
Или подруг Нади из "Иронии судьбы"?
Женщины сняли пальто и сели за праздничный стол, но шапки не сняли. Дорогие головные уборы отчасти заменили им нарядные прически, отчасти просто являются предметом щегольства. Ну а уж красиво пошитая лисья шапка самой Нади была предметом зависти половины женщин Союза.
Так почему же женщина на картине без шапки? Вряд ли ей жарко - длинный шарф туго намотан в несколько оборотов (кстати, еще одна примета моды рубежа 1970-80-х годов). И полагающаяся по должности шапка у нее наверняка есть.
А присмотритесь-ка повнимательнее к ее прическе. Она и сейчас смотрится неплохо, идеально подходит к не слишком красивым чертам лица. Но ничего такого особенного вроде?
Это сейчас - ничего особенного. Каждая третья с такой ходит. Но тогда подобная прическа была маркером очень высокого социального статуса. Пожалуй, покруче дубленки.
Во-первых, далеко не каждый мастер мог такую стрижку выполнить. Чаще в государственных (а они все были государственными) парикмахерских работали по утвержденным свыше шаблонам. На выбор: стрижка "простая", три "модельные", одна-две по моде сезона. В моду входил то боб-каре, то каскад, то сессон (помните такое? у Миррей Матье). Индивидуально работающих стилистов было крайне мало, и просто так, с улицы к ним было не попасть.
Еще удивительнее было встретить в те времена сложное окрашивание с растяжкой цвета. Смотрите: чуть затененные корни, светлые блики на основной массе. Это в то время, когда даже звезды эстрады и актрисы кино красились в плотные глухие цвета - технологии окрашивания особых изысков не подразумевали. Нечто подобное можно встретить разве что у той же Нади из "Иронии".
Окончательная форма прически у Нади сделана с помощью накрутки на бигуди. Кудри - самый распространенный тогда способ придать прическе объем. Подавляющее большинство советских женщин пользовались им, с вечера готовясь к утреннему выходу в люди. Многие даже ухитрялись в накрутке спать. А чтобы локоны держались дольше, волосы смачивали сахарным сиропом, отваром льняного семени или даже пивом. "Мужу - бигуди, сотрудникам - локоны", "У порядочных людей время нет для бигудей" - ни народный фольклор, ни карикатуристы не могли пройти мимо этого феномена.
Если не хотелось каждый день крутить бигуди, то делали "перманент" или "химию". Жесткие мелкие кудряшки стояли дыбом, зато не надо с накруткой возиться!
Ну и еще один вариант объемной укладки, на выход, для праздников - начес. Волосы опять же накручивались на бигуди, затем пряди спутывались железной расческой практически в войлок, а потом из этого войлока крутили разного рода башни, плетенки-халы и прочую красоту. Все это намертво заливалось лаком. (И эти люди потом что-то говорят против дредов!)
Почему женщины прибегали таким сложным и дающим неоднозначный результат технологиям? Почему полвека назад не только сами женщины, но и мастера не использовали ручной фен? А не было их, этих ручных фенов! Парикмахерские оснащались вот такими колпаками-сушилками. И уж тем более почти невиданной, привозимой опять же из-за рубежа редкостью были фены бытовые.
Сделанную у мастера прическу носили неделю, а то и дольше. Всячески оберегали. Да и указания, что мыть голову надо не чаще раза в 7-10 дней все еще транслировалась в обществе, хотя уже появились неплохие шампуни. Что поделать, репост устаревших данных - изобретение не нашего блогерского века.
Возвращаемся к обсуждаемой героине картины. Итак, ее статус все повышается. К дефицитной дубленке добавилась совершенно нетипичная для тех времен, очень дорогостоящая, сделанная у очень хорошего мастера прическа. Скорее всего, прикорневой объем создан все-таки начесом, края чуть-чуть подвиты.
Конечно, такую прическу женщина хочет сохранить. И поэтому, несмотря на холод, решила не мять ее головным убором. Да и почти каждый в конце 1970-х понимал, что такое произведение парикмахерского искусства - дороже любой шапки.
Сейчас я привожу голову в порядок ежедневно утром буквально за десять минут: ополоснула с шампунем под душем, на корни немного укладочного мусса, быстрая укладка ручным феном - и весь день красавица. Насколько легче стало жить!
Еще на канале по теме: