Найти в Дзене

Спектакль «Дядя Ваня» в МХАТ.

Режиссер - Денис Азаров.

Перефарсили.

Парадокс! В театре Вахтангова спектакль поэтичный, очень тонкий, пронзительный и дарующий утешение. А во МХАТе - фарсовый, с налетом вульгарности, шекспировский и не оставляющий надежды.

Денис Азаров, на мой взгляд, пошел по пути осовременивания пьесы и создания узнаваемых масок, чтобы людям было не скучно, а прием узнавания, как известно, - залог успеха.

Сцена из спектакля "Дядя Ваня" (МХАТ). Фото автора.
Сцена из спектакля "Дядя Ваня" (МХАТ). Фото автора.

Режиссер обнажил внутреннюю драму каждого, и подтекста не осталось. Нет недоговоренности, полутонов. Наоборот, все выставлено напоказ для полной ясности.

Дядя Ваня (Сергей Епишев) - мизантроп и Епиходов в одном лице. Человек очень одинокий, разъединенный даже с Соней и Астровым.

Сцена из спектакля "Дядя Ваня" (МХАТ). Фото автора.
Сцена из спектакля "Дядя Ваня" (МХАТ). Фото автора.

Астров (Павел Чинарёв) - пацан и пьяница. По рисунку роли кажется, что он страдает только оттого, что живет в глуши и вынужден терпеть эту грязь жизни. А у чеховского Астрова есть идеалы, и он - герой рефлексирующий. За это он и любит дядю, и ездит к нему. Есть, с кем поговорить! У Азарова эта черта затушевана. Еще увидела в исполнении актера Павла Чинарева отблеск роли фронтового капитана из сериала. В спектакле он в шинели и белой майке.

Елена (Светлана Колпакова) - резвая и голосистая, несчастная и разудалая молодая женщина, тоскующая по другой жизни с молодым мужем. По рисунку роли она жизнерадостная, появляется в полевом венке, а говорит, что ей скучно. Улыбка не сходит с ее лица. Елена явно ищет роман на стороне и первая набрасывается на Астрова. Исповедь героини началась после водки. В эпизоде примирения с Соней она опрокинула подряд 6 стопок. Зрителю все понятно. Раз много пьет, значит страдает. А сцена объяснения Елены и Астрова такая страстная и эротичная, что при их последнем прощании странно услышать от Астрова мольбу о хоть одном поцелуе. Словом, роман Астрова и Елены Андреевны выведен чуть ли не на первый план.

Соня (Дарья Трухина) практически стерта на фоне номеров, которые выкаблучивают Астров и «пушистая Елена».

Как выстроена роль профессора Серебрякова (Александр Усов), мне понравилось. Только вот жаль, что режиссер не акцентировал, что Серебряков страстно нуждается в любви и ласке. Он же, по сути, тоже одинок. В спектакле есть долгий его проход с няней вдоль сцены, но боком. Не жена, а няня помогает ему.

Сцена из спектакля "Дядя Ваня" (МХАТ). Фото автора.
Сцена из спектакля "Дядя Ваня" (МХАТ). Фото автора.

Роль Марии Васильевны Войницкой (Дарья Юрская) расширили за счет того, что она теперь занялась воспитанием и образованием народа. Дворовые девушки скачут в балетных юбках, а парни их носят туда-сюда, а потом замирают в балетных позах. Персонаж окарикатурили и убрали ее мотивацию: да, она глупа, но обожает своего Александра. У Римаса Туминаса есть их сцена прощания, где мать на минуту получает другое освещение и оправдание. У Дениса Азарова - нет.

В постановке Азарова все разъединены настолько, что разрывается связь между дядей Ваней, Соней и Астровым. В этом новизна прочтения пьесы. Но тогда теряется смысл их союза, а он есть. Они у Чехова - страдальцы, и они сближены не только страданием, но и родством душ. И дядя Ваня их объединяет. Астров согревается в их семейном кругу, хотя драма у каждого своя.

Словом, персонажи в трактовке Дениса Азарова кричат о своей боли во весь голос. Они страстно, как шекспировские герои, хотят счастья. В пьесе Чехова персонажи переживают свои драмы и тоже страстно хотят любви, но остаются интеллигентами. Не переходят грань, за которой начинается свинство: не упиваются вусмерть, не орут, не впадают в эротический экстаз. Их останавливает внутренняя культура.

Сцена из спектакля "Дядя Ваня" (МХАТ). Фото автора.
Сцена из спектакля "Дядя Ваня" (МХАТ). Фото автора.

Судьба, ту, которую герои винят, тоже воплощена в образах леса и луны, заливающей сцену неживым, электрическим светом. Лун к концу станет три, а свет от них еще нестерпимее. Хочется пошутить, что от количества выпитого.

Сцена из спектакля "Дядя Ваня" (МХАТ). Фото автора.
Сцена из спектакля "Дядя Ваня" (МХАТ). Фото автора.

Разочарованность дяди Вани в конце спектакля достигает апогея. Он, совершенно один, произносит последний монолог как автомат. Ему вторит Соня. Единства между этими героями тоже нет.

Итог: трактовка пьесы ближе к современности. Спектакль не о чеховских интеллигентах, а о людях сорванных, отчаявшихся, лишенных веры в высшую справедливость. Героям остается крик, пьянство, бессмыслица и одиночество в мире таких же одиноких.

У Туминаса другое. Его герои продолжают, вопреки их несчастной судьбе, сохранять эту веру, и получают от Мастера свет.

Мне кажется, подтекст про необходимость духовной опоры зритель не считал, но хорошо посмеялся над персонажами-масками: брюзга-профессор, жена, рвущаяся на волю от старого мужа, доктор-лавелас и пьяница и дядя Ваня, мизантроп и псих-одиночка.

Не буду отговаривать от просмотра этого спектакля. Это только мое прочтение.

Ярче всего выглядели работы Светланы Колпаковой и Павла Чинарева.