Найти тему

ПОБЕДИЛИ НЕ МЫ, А КРЕСТЬЯНЕ

Кадр из фильма "Семь самураев" А. Куросавы (1954)
Кадр из фильма "Семь самураев" А. Куросавы (1954)

В 1954 году японский кинорежиссёр Акира Куросава снял самурайскую кинодраму, признанную впоследствии одним из величайших лент в истории кино, «Семь самураев». Она принесла своему создателю мировую славу и множество наград, а, кроме того, породила несметное количество переделок и подражаний.
В частности, голливудская «Великолепная семёрка» Джона Стёрджеса с Юлом Бриннером в главной роли - буквальный римейк «Самураев» - не единственный и не самый яркий пример. Образ нищего рыцаря с мечом стал ключевым для западной культуры конца XX столетия. Без «Самураев» не было бы ни «Звёздных войн», ни спагетти-вестернов Серджо Леоне, ни фильмов А. Тарковского и К. Тарантино. Появление шедевра Куросавы совпало в мире с повальной модой на Восток вообще и буддизм в частности. Отсюда идут истоки его популярности.

Проблемы, который затронул знаменитый кинорежиссёр 70 лет назад, актуальны и поныне. Это – фильм-притча.
Сюжет на удивление прост: деревня ждет налёта бандитов; крестьяне не умеют, но хотят защититься и поэтому нанимают специалистов (т.е. самураев). Но так как денег на оплату услуг у них нет, они ищут только ронинов – деклассированных воинов без хозяина, готовых работать исключительно за еду. Так постепенно складывается группа из семи ничем не похожих друг на друга рыцарей-голодранцев, разрабатывающих вместе план обороны.

Акира Куросава
Акира Куросава

За 3,5 часа Куросава успевает высказаться на все актуальные и волнующие его проблемы: cоциальное неравенство, поиски духовного лидера, столкновение характеров и многое другое.
Несмотря на то, что действие фильма происходит в XVI веке, проблемы, освещённые Куросавой, актуальны и поныне.
На самом деле картина про армию и её роль в жизни обычных людей.

Вся лента пронизана глубокой идеей, заключающей в столкновении сильных и слабых мира сего. Т.е., у кого есть оружие, и у кого его нет.
Под слабыми здесь выступают крестьяне, под сильными – люди с оружием в руках, гордые, высокомерные, умные и храбрые самураи. Автор весь фильм сталкивает их между, выставляя в неприглядном свете то одних, то других. При этом пропасть между классами столь велика, что даже совместно пролитая кровь её ничуть не сближает. Люди эти двух миров абсолютно не понимают и презирают друг друга.
Один из главных героев фильма Кикутиё (любимый актёр Куросавы – Тосиро Мифунэ). Вроде бы комедийный товарищ, но со временем оказывается, что он представляет из себя намного больше, чем мог казаться. Он уже в самом начале обличает крестьян, говоря, что они мстительны, хитры и трусливы. Подтверждением тому является беспомощная старая женщина, которая и ходить-то нормально не может, но с остервенением и злобой в глазах она зарубает пленного мотыгой у всех на виду. Деревенский ветеран заявляет, что она таким образом отмщает за смерть собственного сына.

-3

Куросава освещает перед зрителями четыре основные проблемы.
Первая. Крестьяне заявляют, что они – бедные и не имеют даже риса (сами едят просо), однако в конце фильма преподносят победившим самураям различные изысканные угощения. Слова Кикутиё о том, что крестьяне лгуны и обманщики, получается, вполне справедливо. Он хорошо это знает, поскольку сам является выходцем из этой среды.
Крестьяне привыкли прибедняться – они прекрасно понимают, что платить всё равно придётся и пытаются таким образом хоть как-то сэкономить.
Вторая. Крестьянам всё равно, кто их грабит – бандиты ли, которым они отдают часть своего урожая (причём не весь!), или самураи. Ведь то, что они отдают профессиональным военным – по сути, налог на содержание этих вооружённых людей. Рэкет XVI века – плата одним бандитам, чтобы те не подпускали других бандитов.

Государство (если точнее, то аппарат чиновников для сбора налогов) появилось как раз для того, чтобы принудительно собирать с населения деньги на содержание вооружённых групп. Поначалу это были наёмники, а потом – призывная армия. Но, собственно, как мы видим у Куросавы, крестьянам «что в лоб, что по лбу – всё едино» (по Высоцкому).

-4

Массовая армия – это наступательное оружие, для завоевания чужих территорий. Поэтому вся красивая словесная мишура о долге и т.п., есть ни что иное, как завуалированный способ снизить цену на услуги. На свете нет ничего дороже человеческой жизни и те краснобаи, которые предлагают её уравнять с какими-то там долгами, не более, чем мошенники, которые сами, естественно, не пойдут умирать ни за своих, ни, тем более, за чужих.
Третья. Как оказалось, крестьяне не готовы раскошеливаться на полную катушку. Они понимают, что как только они покажут свою состоятельность, те же самураи просто сядут им на шею. Поэтому лучше казаться бедными. Самураи же, которые промышляют только войной, не могут найти себе работу на каждый день (она просто никому не нужна). Две чашки риса в день для профессионального воина – это и есть возможная плата за жизнь. Цена невелика, но и выбора у них нет. Больше всё равно никто ничего не предлагает.
Четвёртая. Как только миссия выполнена, армия превращается для народа в ярмо на шее.

-5

Финал раскрывает зрителю всю суть картины. Трое выживших самураев осматривают могилы своих собратьев по оружию, а не благодарные крестьяне заняты посадкой риса. Энергия ярости выплеснута, жить более незачем.
Лидер группы, Симада Камбэй, задумчиво произносит:
- По-моему, мы всё-таки, проиграли… Крестьяне – победители, а не мы…