Когда речь заходит о Купальской ночи, стоит прояснить некоторые моменты. Для нас Купало — это праздник, и мы помним о нём. Однако немногие задумываются о сути этого старинного языческого обряда.
Если спросить современных людей, кому посвящён этот праздник, они, скорее всего, ответят, что Ивану Купале, и расскажут легенду о том, что «Иван Купала» — это славянское имя Иоанна Крестителя.
На самом деле славянский бог Купало не имеет никакого отношения к христианству. Праздник Купальской ночи или летнего солнцестояния известен у всех славянских народов — Купало един для всех нас. Но легенды о нём у каждого народа свои.
Легенда о Купало и Костроме
У восточных славян принято считать, что Купало — сын Купальницы, богини Ночи, и Семаргла, бога Огня. У Купало была сестра-близнец Кострома.
Купало был спокойным и послушным ребёнком, а вот его сестра, хоть и девочка, но была шебутной и озорной. И только брат мог успокоить её, так что её выходки оставались просто озорством, а не чем-то злым.
Однажды Кострома захотела послушать запретные песни Сирин — волшебной птицы с чарующим голосом. Купало тоже захотел их послушать. И вот они слушают голос Сирин, и он так хорош, что Купало говорит сестре: «Волшебная Сирин лучше тебя поёт».
Кострома рассердилась, раскричалась и обозвала чародейскую птицу грубыми словами. Сирин, действительно, птица чародейская и волшебная, она ведь посланница Навьего царства. Она ничего не ответила гневливой девчонке. Но она зачаровала Купало, и он забыл и себя, и семью, и сестру. Птица Сирин забрала Купало с собой.
Где Купало рос и кем воспитывался, в легенде не сказано. Мы знаем только, что мать Купальница и отец Семаргл сильные боги, но они не смогли найти своего сына. А Кострома росла при отце и матери, и они баловали её и прощали ей её высокомерие.
Однажды девушки плели венки на берегу речки, и кто-то сказал, что венок Костромы слишком прост и неказист. Кострома разозлилась и заявила, что её венок столь хорош, что и богам в нём ходить незазорно. И тут проснулось заклятье Сирин: порыв ветра подхватил венок Костромы и бросил его к ногам Купало, который в это время шёл на лодке вдоль берега.
Купало взял венок в руки, сошёл на берег и подал его Костроме, не узнав в ней сестру. И она тоже не узнала в нём брата. Но как увидали они друг друга,
как в глаза друг другу глянули, как в тот же миг в их сердцах ярким пламенем вспыхнула любовь и в тот же час они поженились.
Купальница, прознав о поспешной свадьбе дочери, на которую ни она, ни Семаргл не давали благословения, отправилась к молодым и увидев мужа Костромы сразу узнала сына. И отец Семаргл тоже сразу узнал сына. И птица Сирин правду о заклятье всему миру объявила.
Не выдержали Кострома и Купало правды такой и такого великого нарушения законов Мироздания, но и любовь друг к другу в их сердцах погасить не могли. И тогда Кострома бросилась в холодные и стремительные речные воды, а Купало шагнул в костёр. Но они не умерли, а только очистили свои души и сердца от чёрного заклятия Сирин.
***
А вот наши западные братья-славяне посчитали, что «купала» имеет отношение к русской бане. Но этот перевод появился только в X–XI веках. Церковь, не сумев полностью искоренить ежегодные празднования «языческой» субботы, попыталась ассимилировать этот праздник с христианскими обрядами.
Из-за того, что Иоанн Креститель использовал крещение в форме ритуальной купальни (в Восточном обряде), то его попытались сделать покровителем купальской ночи. Со временем его даже стали называть Купалой. В некоторых регионах Беларуси Иоанн Креститель до сих пор известен как Иоанн Купала.
Когда-то введённая фигура Иоанна Купалы в некоторых регионах, вероятно, претерпела вторичную трансформацию и вернулась как персонификация языческого характера. Слово «купала», скорее всего, происходит от общего для большинства славян индоевропейского термина «купа», означающего «группа», то есть «кластер», «коллектив». В «купе» берет начало и «купить» (в смысле «накапливать»).
Цветок папоротника
Легенды о цветке папоротника, который также называют Перуновым цветком, известны в изустных преданиях и сказаниях. Согласно этим легендам, цветение папоротника приходится на время гроз и бурь. И только раз в году, в Купальскую ночь, цветение папоротника проходит в тишине зачарованного леса.
Однако, сегодня мы знаем, что папоротники не цветут. Но мало кто знает, что слово «папоротник» или «папорот», в славянских языках было общим термином, который использовался для обозначения множества видов растений, включая те, которые цветут или пахнут только ночью. Многие из этих растений можно было найти на заболоченных землях.
Таким образом, поиск цветка папоротника не обязательно означал поиск одного и того же растения. Хотя поиск усложнялся заболоченной лесной местностью и ночным временем, у каждой пары, отправившейся на поиски папоротника в Купальскую ночь, был шанс найти какой-нибудь цветок «папоротника» и увидеть благоприятное будущее.
PS
Подписывайтесь на мой проект на платформе Спонсор. Проект посвящён изучению возникновения и развития нацизма — идеологии, запрещённой в Российской Федерации. Мы рассматриваем этот вопрос как в контексте начала XX века в Западной Европе, так и в контексте современной Восточной Европы.
Кроме того, вы можете подписаться на мой канал на платформе «Бусти». Этот канал посвящён исследованию славянского язычества и основан на этнографических материалах. На платформе «Бусти» вы можете выбрать, хотите ли вы оформить подписку или просто читать отдельные статьи по своему выбору.