Продолжаем рассказ о нашей истории, отраженной в медальонах Северного речного вокзала. В этой статье медальоны третьей колонны восточного (выходящего в парк) фасада.
Крейсер «Аврора»
Скульптура и роспись И.И. Ризнича
Бронепалубный крейсер первого ранга был заложен 23 мая 1897 года на верфи "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Спуск на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Из-за проблем с машинным ходом его доводили до ума целых три года, принят в состав русского флота в июне 1903 года и к моменту начала русско-японской войны был одним из новейших, но не самым совершенным. В мае 1905 года принял участие в Цусимском сражении. В Первую мировую «Аврора» была переоборудована в минировщик.
В 1917 году командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту, чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры, не случилось. А в октябре 1917 году, как нам всегда говорили, залп с «Авроры» стал символическим сигналом к штурму Зимнего дворца.
Александр Белышев, бывший в 1917 году комиссаром крейсера «Аврора», написал историческое письмо-оправдание, которое опубликовала «Правда»: «…Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? А разве это есть на самом деле?
К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, и проверяйте сами слухи. Что касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности…»
К 1923 году «Аврора» стала учебным кораблем, совершила несколько заграничных плаваний. Но в конце тридцатых годов крейсер собрались было отправить на… металлолом. Спас случай – подводникам понадобилось несамоходное штабное судно, и эту роль некоторое время выполнял крейсер.
Во время Великой Отечественной войны, «Аврора» была включена в систему противовоздушной обороны Кронштадта. В августе 1944 года «Аврору» отбуксировали в Ленинград, после ремонта в 1948 занял место окончательной стоянки на Большой Невке. «Аврора» стала базой Нахимовского военного училища, на его борту открылся музей.
Волжский теплоход
Скульптура и роспись М.Н. Моха
Теплоход «канальной» серии, предположительно на Волге в районе Жигулей. Теплоходы этого типа, «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин» и «Вячеслав Молотов», были построены на заводе «Красное Сормово» в 1937 году, к открытию канала Москва – Волга. Теплоходы названного типа можно отнести к одним из первых в истории экологически чистых судов – конструкция топливных танков была настолько продуманной, что за борт не попадало ни капли мазута, а все сточные воды, пройдя через аппаратуру очистки, возвращались в реку незагрязненными. Изначально решили, что пассажиры с волжских пароходов будут пересаживаться у входа в канал на один из новых «канальских» теплоходов. Пересадка производилась на пристани Большая Волга (Дубна). Скоро по каналу стали благополучно ходить многочисленные пассажирские суда, и никаких пересадок на пристани Большая Волга не требовалось. Теплоходы этой серии до своего списания в начале 1970-х годов использовались как на дальних линиях Москва – Пермь и Москва – Волгоград, так и на коротких Москва – Калинин (Тверь) и Москва – Большая Волга, и просто на дневных прогулках.
Мост
Скульптор Кейнер (?), роспись И.И. Ризнича
Мост через канал Москва-Волга. Именно такие конструкции мостов применялись в качестве шоссейных. Таких мостов на канале три: мост Рогачёвского шоссе в Дмитрове, мост Дмитровского шоссе в Яхроме, мост Дмитровского шоссе в Хлебниково
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
Другие статьи про Северный речной вокзал читайте здесь.
ИСТОЧНИКИ
Символ российской драмы. Военное обозрение
Тарелки Речного вокзала