Найти в Дзене

Медальоны с историей. Восточный фасад. Часть 2

Оглавление

Продолжаем рассказ о нашей истории, отраженной в медальонах Северного речного вокзала. В этой статье медальоны второй колонны восточного (выходящего в парк) фасада.

Линкор «Марат»

Скульптор М.Н. Мох, роспись И.И. Ризнича

Первое название линкора было «Петропавловск», класса «Севастополь». Был заложен в 1909 году в Петербурге на Балтийском заводе, в декабре 1914 года он зачислен в состав Балтийского флота. Главным его оружием стали двенадцать 305-мм орудий главного калибра, вспомогательным – 16 орудий калибра 120 мм, а служили на корабле 1125 человек. В мае 1919 года участвовал в единственном за всю карьеру морском сражении. Когда преследовавшие советский эсминец «Азард» семь британских кораблей приблизились к линкору и он открыл огонь, противник, не приняв боя, просто развернулся и ушел. В июне 1919 года «Петропавловск» принял участие в подавлении восстания гарнизонов фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь». В марте 1921 года экипаж корабля принял участие в Кронштадском восстании. Мятеж подавили, часть экипажа линкора бежала в Финляндию, а корабль переименовали в «Марат», в честь французского революционера Жана-Поля Марата.

В 1928 году линкор был направлен на масштабную модернизацию. В 1937 году совершил дальний поход в Великобританию для участия в большом военно-морском параде в числе более 160 кораблей в британском Спитхейде по случаю коронации короля Георга VI. Весной 1941 года «Марат» стал первым советским кораблем, имеющим защиту от магнитных мин. Во время Зимней войны с Финляндией флагман Балтфлота вёл огонь по береговым позициям противника в районе Выборга. Линкор "Марат" был включен в систему обороны Ленинграда. В сентябре 1941 в результате бомбёжки линкор «Марат» был сильно повреждён, опустился на дно, встал на ровный киль. Верхняя палуба продолжала оставаться над водой, и до конца войны линкор провел в состоянии несамоходной плавучей батареи. Линкор продолжал борьбу до полного освобождения Ленинграда от блокады в январе 1944 года. В июне 1944 года орудия линкора сделали последние выстрелы – во время Выборгской наступательной операции.

В 1943 году ему вернули имя «Петропавловск», которое он носил до 1950 года. И только тогда его переименовали в «Волхов» и переквалифицировали в несамоходное учебное артиллерийское судно. В 1953 году вывели из состава флота и в начале 60-х отправили на металлом.

Защитник обороны Ленинграда линейный корабль «Марат» был ударным ядром Балтфлота, его символом. Этот корабль изображали на почтовых марках и плакатах. А теперь он остался на медальоне Северного речного вокзала.

Теплоход «Абхазия»

Скульптор Т.С. Кучкина и роспись И.И. Ризнича

-3

Наиболее распространенный и современный на тот момент «крымский» проект шести пассажирских судов Черноморского морского пароходства. «Грузия» и «Крым» построены на верфи Круппа в Германии, «Аджария», «Армения», «Украина» и головное судно «Абхазия» строили в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе, года постройки серии – 1926-1931. Суда мобилизованы в первые дни войны, переоборудованы на Одесском заводе № 1, пять погибли в 1941-1942 годах.

Аванпорт

Скульптор М.Н. Мох, роспись М.Н. Моха и Т.Н. Безпаловой-Михалевой

-5

Это Иваньковский (Волжский) гидроузел. Видно водосливную плотину ГЭС, саму ГЭС, шлюз №1 канала имени Москвы, аванпорт. Также хорошо различимы фигуры памятников Ленину и Сталину. Монумент Сталину (слева на медальоне) был снесен в 1962 году. Далее, в сторону Москвы, схематически показан шлюз №2 в поселке Темпы, а также город Дмитров с автомобильными мостами Рогачевского и Дмитровского шоссе.

-6

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.

Другие статьи про Северный речной вокзал читайте здесь.

ИСТОЧНИКИ
Героическая борьба линкора «Марат». Библиотека Российского исторического
общества