В этой статье я покажу вам, почему программа подготовки волнами гораздо более крутая, чем программа, при которой вы изучаете все за один раз.
Как готовит школьная программа?
Школьная программа – это очень древняя вещь, которая постепенно перестраивается на протяжении уже вот почти 100 лет. Полноценное школьное образование в России и на территории СНГ появилось после революции большевиков в 30-х годах, когда всех крестьян (это 80% населения страны), начали направлять в города, на заводы. Ведь для работы на заводе надо минимально уметь читать таблички «Осторожно!» или «Не суй пальцы!», поэтому и начали вводить систему образования.
И вот эта система образования претерпевает изменения уже почти 100 лет (по крайней мере, на территории России). После всех изменений на данный момент современная модель образования и изучения физики в школе базируется на циклическом подходе. То есть, в школе также обучение идёт волнами (циклами), но при этом более растянутыми.
Как происходит обучение в школе? В 7 классе изучают только первый из четырех разделов физики – механику. Далее 8 класс изучают уже второй и третий по счету разделы, то есть термодинамику и электродинамику. В 9 классе начинают изучение опять с механики, далее изучают термодинамику, электродинамику и добавляют четвертый раздел - квантовую физику. В 10 классе снова заново изучают первые три раздела, а в 11 классе два последних (электродинамику и квантовую физику). Получается, школьная программа изучает всю физику как минимум трижды.
Конечно, после каждого цикла обучения, после каждой такой волны обучение происходит более углубленно, добавляется больше подробностей, больше материала и формул. Какие-то вещи остаются неизменными все 11 лет, просто усложняется уровень задач, которые вам дают.
Не зря сделана циклическая программа подготовки, потому что школьное обучение растянуто. Изучать физику 5 лет – это очень долго. При этом уровень, на котором происходит изучение физики в школе супер низкий. Почему?
- Некачественные или слабые кадры (слабые преподаватели, незамотивированные, незаинтересованные).
- Слабая и растянутая программа, после прохождения которой у вас в голове ничего не остается. Вы помните, о чем вы думали 5 лет назад? Нет. А школьная программа физики предполагает, что вы будете помнить это.
Я считаю, что программа обучения должна быть емкой.
Все школьные учителя рано или поздно сталкивались с университетом. Они закончили в свое время школу, пошли в университет, а потом пришли работать в вашу школу. И вы тоже, отучившись в университете, освоите такой навык, как изучение дисциплины за полгода или даже за неделю.
Каждый семестр, каждые полгода в университете начинается изучение определенной дисциплины с нуля. В конце полугодия во время сессии вы сдаете экзамен или зачет по этой дисциплине, чтобы показать, что вы освоили её. В большинстве случаев студенты тянут до последнего и приступают к изучению только в последние две недели до экзамена. За эти две недели вся дисциплина подтягивается до нужного уровня. У нас тоже есть такая программа в конце года – это Финальный Курс, где мы бросаем все силы и с нуля подтягиваем вас до нужного результата. Подобная подготовка требует много усилий и времени в моменте, и это не долгосрочно. После неё у вас в голове ничего не остается.
Я вас готовлю фундаментально и школьная программа вас пытается готовить фундаментально, поэтому там используется цикл волн. Изучение проходит волнами, подходами и изучается все по нескольку раз.
Зачем изучать по нескольку раз?
Я не говорю, что изучение должно быть одинаковым. Нет смысла изучать второй раз одну и ту же тему с нуля. Смысл тут в другом. Вы изучаете тему в первый раз, при изучении я вам всегда советую записывать что-то, писать в чат, коммуницировать, взаимодействовать. Потому что ваш мозг работает как компьютер, и когда вы ложитесь спать, он выбирает, что нужно запомнить, а что совсем выкинуть из головы.
Когда вы поглощаете слишком много материала за день, маленькая крупица этого материала остается, а все остальное выбрасываются. Чтобы материал хорошо осваивался, важно найти оптимальный баланс между его количеством в день и его регулярностью.
Гораздо лучше изучать небольшие порции материала, но ежедневно, в течение длительного времени. Когда вы каждый день изучаете понемногу материала, мозг запоминает его и выбрасывает меньше информации, далее вы заново его изучаете, мозг снова запоминает и немножко выбрасывает. Таким образом, с каждый разом вы осваиваете всё больше и больше информации.
При изучении первого раздела физики (первый цикл подготовки), вы узнаете основные понятия и формулы. Вы видите все типы задач, от самых простых до самых сложных, и с самого начала у вас получится решать только самые простые и средние по сложности задачи. Более сложные задачи будут получаться через раз, ведь они требуют для решения отдельных усилий и временных ресурсов. Чтобы решать такие сложные задачи ( а это вторая часть на экзамене, примерно 33% всех баллов), вам нужно иметь хорошее владение всеми четырьмя разделами физики. Поэтому, когда вы начинаете с первого цикла подготовки залезать в сложные задачи, у вас в царит абсолютное непонимание того, как всё работает. Сложные задачи могут включать в себя сразу несколько тем, немножко термодинамики и механики, или немножко электричества и механики, а у вас этих разделов в голове нет. И вы сидите над задачей и думаете, как до этого самостоятельно додуматься?
А когда вы изучаете физику по циклам, за первый цикл вы изучаете полностью все разделы физики, отрабатываете задачи всех уровней сложности, у вас хорошо получаются простые, неплохо средние и совсем не получаются сложные задачи, это нормально. Начинается второй цикл подготовки, вы весь материал уже знаете, вы уже изучили его 3-4 месяца назад и вы можете справляться с легкими и средними задачами, но сложные прежними не получаются. Как тогда поступать?
Наступает вторая волна изучения. Теперь мы изучаем заново сложные вещи, но только задачи, мы не изучаем теорию. Мы коротко повторяем (буквально за 10-15 минут), что входит в тему и сразу приступаем к решению большого количества сложных задач. В процессе решения вы автоматически находите свои слабые места в теории и закрываете их прямо на занятии. К тому же, в домашних работах вы по-прежнему получаете простые, средние и сложные задачи. Таким образом вы проходите заново по своему фундаменту и смотрите, где у вас есть какие-либо пробелы, недопонимания и тут же их исправляете.
И третий цикл подготовки (третья волна), когда вы заново все это изучаете непосредственно перед экзаменом на Финальном Курсе.
Для ребят, которые начинают готовиться в середине года или в конце, каждая новая волна – это шанс начать подготовку с нуля. Потому что с каждой новой волной стартует обучение с нуля.
Например, вы учитесь на годовом курсе, значит до января вы изучите все темы. С января у вас начнется вторая волна – это глубокое изучение с упором на практику, когда 95% времени на занятиях будет занято практикой сложных задач. И вот со второй волной обучения приходят новички, которые хотят начать заниматься, у них параллельно стартует курс с нуля. В конце учебного года начинается уже Финальный Курс – это третья волна, когда мы заново проходим по всему материалу с упором на практику. Это шанс для тех, кто начал готовиться в конце года, с нуля пробежаться по всему материалу и удержать информацию в голове хотя бы на время экзамена.
В чем принципиальная разница с такого подхода?
Вам даются фундаментальные знания и понимание материала. Когда вы готовитесь циклами, волнами, вы фундаментально осваиваете материал и проходитесь по нему несколько раз. Не из-за того, что одного раза вам недостаточно. Когда вы изучаете материал, он имеет свойство забываться, потому что вы его не применяете, не возвращаетесь к нему, вы банально можете потерять какие-то вещи в памяти. Это нормально.
Когда вы проходите циклами обучения у вас фундаментальные знания. Вы после лета возвращаетесь и все понимаете. Десятиклассники, с которыми мы уже занимались, приходят в 11 класс и спокойно разваливают задачи. Девятиклассники, которые у меня занимались, приходят в десятый класс и спокойно разваливают задачи. У них остались навыки в голове, они уже всё понимают. Невозможно забыть имя матери или дорогу до своей школы, потому что вы ходили в неё каждый день. То же самое происходит и с изучением физики на дистанции. Готовьтесь равномерно.
Делитесь в комментариях, какой формат подготовки используете вы! Готовитесь ли вы по школьной программе или же самостоятельно, если самостоятельно – как вы устраиваете программу?
Кстати, про самостоятельную подготовку. В нашем Телеграм боте доступна целая база знаний для подготовки, а также банк задач, с помощью которых вы сможете изучать необходимый материал для экзамена и практиковаться в решении задач. А чтобы облегчить себе подготовку, записывайтесь на курс прямо через этого же бота, либо через наш официальный сайт.
Спасибо за прочтение!