Три года подряд гоночная команда Red Bull Racing одерживала победу в «Формуле-1». И, похоже, вовсе не собирается сдавать позиции и в сезоне-2024. Основной пилот команды и трёхкратный чемпион Макс Ферстаппен вырвался далеко вперёд в личном зачёте.
Ассоциировать победу обычно принято только с пилотом, который, безусловно, её заслуживает, прикладывая невероятные усилия на протяжении всего сезона и показывая буквально чудеса управления гоночными болидами на трассах.
Однако не стоит забывать, что успех в «Формуле-1» достигается усилиями огромной команды, в которую входят инженеры, механики и другие специалисты. Не зря же в «королевской гонке» есть специальная награда — Кубок конструкторов, за которую борются команды, также набирая очки в течение всего сезона. И если бы не их непрекращающаяся работа над совершенствованием болидов, громких побед могло бы и не произойти. А что именно позволяет команде Red Bull Racing раз за разом выигрывать и в Гран-при, и в «Формуле-1»?
FiledIMAGE / Shutterstock.com
В рамках партнёрского материала с компанией А1, которая вместе с A1 Telekom Austria Group поддерживает Oracle Red Bull Racing, рассказываем, что собой представляет болид команды сегодня, какие технологии в нём используются, и ищем ответ на вопрос, почему он такой быстрый.
Семикратный чемпион о болиде Red Bull: «Я ещё никогда не видел настолько быстрой машины „Формулы-1“»
Первая гонка «Формулы-1» состоялась в 1950 году. Если загуглить: «Первые болиды на „Формуле-1“», поиск выдаст чёрно-белые фотографии с гоночными автомобилями с довольно забавной вытянутой формой кузова. Разумеется, они не имеют уже практически ничего общего с теми болидами, которые выезжают на трассу сегодня. 74 года — это небольшой срок в контексте истории, но с точки зрения технологий производства и технического прогресса — просто космический. Да и, впрочем, достаточно даже сопоставить фото первых и нынешних болидов, чтобы почувствовать разницу.
Но вернёмся к болидам команды Red Bull Racing. Говорят, почти никакой комплимент не сравнится с похвалой от твоего конкурента. В 2023 году, после Гран-при Бахрейна, из уст семикратного чемпиона мира «Формулы-1», автогонщика команды «Мерседес» Льюиса Хэмилтона прозвучали следующие слова: «Я ещё никогда не видел настолько быстрой машины „Формулы-1“ (речь о болиде Red Bull Racing. — Прим. ред.). В те времена, когда мы („Мерседес“) были быстры, мы не были настолько быстрее остальных. Думаю, это самая быстрая машина „Ф-1“ из тех, что я видел, в особенности если сравнивать с остальными командами».
Michael Potts F1 / Shutterstock.com
Как команде Red Bull Racing это удалось сделать, ведь в их болидах стоит даже не самый мощный мотор? Давайте разбираться вместе со всем по порядку! А начнём мы с краткого ликбеза. Казалось бы, стоит оснастить болид передовыми технологиями и элементами, существующими в мире автопрома на сегодняшний момент именно для гоночных авто, — и половина победы у команды уже в кармане. Разумеется, не всё так просто!
Каждая команда, участвующая в «Формуле-1», выставляет на гонки два болида, которые сама же и производит. Для создания болида требуются талантливые во множестве технических областей люди. И, конечно же, у команды Red Bull Racing они были, есть и будут. Например, на протяжении 19 лет техническим директором является конструкторский гений и успешный инженер Эдриан Ньюи. К его имени мы ещё вернёмся в этом материале.
Регламенты «Формулы-1», или Почему инженеры ломают головы
Проектирование, расчёты, сборка, производство, контроль качества и постоянное совершенствование — это, пожалуй, самое краткое описание создания болида. Один отдел работает над подвеской, другой — с гидравликой, третий — с коробкой передач, четвёртый — над аэродинамикой. И так далее, при этом отделы делятся на другие подразделения. Итого над производством одного болида постоянно трудятся сотни, а то и тысячи человек. И на процесс тратятся миллиарды долларов…
Michael Potts F1 / Shutterstock.com
Однако какими бы безоблачными ни были фантазии инженеров о создании самой быстрой машины для гоночной трассы, есть одна огромная условность. Имя ей — Международная автомобильная федерация (FIA), или руководящий орган гонок «Формулы-1». На самом деле именно благодаря ей действуют важнейшие стандарты безопасности как водителей, так и болельщиков. Вы могли слышать о таком правиле: шлемы пилотов в испытательных тестах должны выдерживать 800-градусное пламя на протяжении минимум 45 секунд! Кстати, топ интересных фактов о «королевской гонке» можно узнать тут.
Если провести аналогию, FIA — это законодательная ветвь власти. Именно данная организация устанавливает технические регламенты для «Формулы-1», начиная от максимального размера и веса автомобилей, заканчивая спецификациями двигателей. И не просто устанавливает, а скрупулёзно следит за исполнением регламента. И если какое-либо значение отойдёт от нормы в результате измерений — дисквалификация!
А теперь логичный вопрос: если правила для всех болидов одинаковы, то каким образом Red Bull Racing удаётся достигать таких невероятных результатов и становиться лидерами? Правильно, задача инженеров — это в том числе поиск лазеек в правилах. Регламенты «Ф-1» заставляют специалистов напрягать мозг, выкручиваться, искать нестандартные решения и применять их. Именно поэтому за «Ф-1» в инженерном плане не менее интересно следить, чем за происходящей на трассе борьбой между пилотами.
«Кудесник воздуха» и её величество аэродинамика
С правилами разобрались. А теперь перейдём непосредственно к команде Red Bull Racing и её болидам. По итогам сезона «Формулы-1» в 2023 году болид Red Bull RB19 стал самой доминирующей машиной, которую когда-либо видела «Формула-1». Только представьте: на протяжении всего сезона болид опережал ближайшего преследователя на 20—30 секунд. Для «королевской гонки» это огромные цифры.
Кстати, если вы владеете автомобилем бренда Honda, то есть дополнительный повод для гордости. В болиде RB19 стоит 1,6-литровый мотор V6 с турбонаддувом от Honda мощностью 805 кВт (1 100 л. с.) при 15 000 об/мин. При этом имеется и электродвигатель мощностью 120 кВт, что, по сути, причисляет болид к гибридам.
Jay Hirano Photography / Shutterstock.com
За счёт чего болид пришёл к успеху? Если у вас спросят, почему болиды команды Red Bull такие быстрые, ответьте просто: «Эдриан Ньюи».
— С самого детства я хотел проектировать быстрые машины. Я мечтал стать инженером в «Формуле-1», и мне повезло, — говорил в мае этого года технический директор Oracle Red Bull Racing Эдриан Ньюи. Болиды для команды, сконструированные под его руководством, принесли семь побед в Кубке конструкторов.
Его не зря именуют настоящим «кудесником воздуха» благодаря тому, что не раз добивался невероятной аэродинамической эффективности болидов. В сентябре 2023 года Ньюи приоткрыл завесу секрета создания болида Ньюи, доминирующего в «Формуле-1»:
— При создании машины важно внимательно прочитать регламент и попытаться понять, как лучше разместить передние и задние колёса по отношению к фиксированным элементам — шасси, двигателю и коробке передач. Базовая архитектура — это прежде всего. Я сосредоточился на архитектуре, затем переключился на переднюю и заднюю подвеску — это ключевые детали, которые нужно постараться сделать верно. Если вы ошибётесь с кузовом, то можете внести коррективы по ходу сезона. Но если вы допустите ошибку с базовой архитектурой, то проведёте с ней как минимум весь сезон.
Во всех болидах есть система DRS, или регулируемое заднее антикрыло. Несмотря на жёсткий регламент в отношении этой системы (например, прорезь должна составлять 85 мм), DRS в Red Bull RB19 имеет значительное преимущество. Есть следующие расчёты: крыло болида RB19 снимает 31,5% лобового сопротивления, «Феррари» — 28,3%, а «Мерседеса» — 23,8%. Всё это благодаря тонкой работе с деталями и концепцией болида Oracle Red Bull Racing. Нюанс в конструкции крыла и взаимодействии потока с остальным обвесом.
У RB19 форма крыла аккуратная и с точки зрения аэродинамики продумана буквально до миллиметра, чтобы не создавалось лишние завихрение и вместе с ним неснижаемое лобовое сопротивление. Даже при открытии крыла боковые грани остаются на своём месте и генерируют лобовое сопротивление.
Двойная DRS и новая архитектура днища
Ещё одна «фишка» болида заключается в двойной DRS. Система работает на уровне и антикрыла, и лучевого крыла. Эксперты считают, что на болиде «Ред Булл» стоит одна из самых агрессивных верхних пластин среди всех болидов «Ф-1». Почему? Ответ кроется в перенаправлении воздуха под крыло.
То есть, когда DRS закрыта, поток перераспределяется вверх, за счёт чего появляется сопротивление и прижимная сила, и вниз — на лучевое крыло, которое «добирает» прижимную силу. Чем больше площадь и наклон крыла, тем выше эффективность. Также спущенный вниз поток воздуха перенаправляется лучевым крылом, поэтому из-под днища болида он вырывается без проблем.
Кроме того, команда Oracle Red Bull Racing переделала понтоны, которые в «Формуле-1» считались эталоном. Изменение было впервые замечено на Гран-при Венгрии в 2023 году: в передней части понтонов появились более узкие входные отверстия для воздуха. Суть в том, что таким образом возможно направить по нижней части понтона дополнительный воздух вдоль днища в область диффузора.
Что касается нынешнего сезона, то на первый взгляд может показаться, будто болид визуально практически не изменился. Однако всё кроется в деталях. «Ред Булл» внёс несколько аэродинамических обновлений. Болид заимел новую архитектуру днища, стал ещё менее восприимчивым к порывам ветра: вертикальная нагрузка теперь генерируется иначе, изменилось распределение потоков воздуха.
У Red Bull самая хитрая подвеска?
Как мы уже успели понять, болиды команд «Формулы-1» буквально постоянно модифицируются и обновляются инженерами, что напрямую влияет на езду на трассе. Помимо просто технических решений, болиды настраиваются и под определённый стиль езды пилотов.
Michael Potts F1 / Shutterstock.com
Команда Oracle Red Bull Racing безотрывно наблюдает за тем, как Макс Ферстаппен управляет болидом, и анализирует собранные данные. Результат — болид с каждым изменением всё лучше подходит пилоту. Более подробно об этом мы рассказывали здесь.
Болид Red Bull RB19 отличается стабильным и предсказуемым поведением, что даёт пилотам больше уверенности в момент торможений и разгонов. Поэтому Ферстаппен активно атакует на трассах «Ф-1». Но за счёт чего? Считается, что одним из главных преимуществ болида команды является хитрая система подвески, позволяющая поддерживать клиренс меньше, чем в болидах соперников, и получать больше прижимной силы. Кстати, довольно интересно, что «Ред Буллу» удалось модифицировать именно этот элемент и именно так. Ведь изменения в регламенте, вступившем в силу в 2022-м, почти лишили инженеров манёвров в технических решениях. Конструкция подвески стала проще, поэтому оказалось сложнее удерживать болиды в оптимальном рабочем диапазоне.
Cristi Mitu / Shutterstock.com
Однако именно геометрия подвески RB19 «зарешала»: передний поперечный рычаг подвески установлен очень высоко, а задний — очень низко. При торможении болид из-за распределения веса вперёд естественным образом пытается «нырнуть», но подвеска этому сопротивляется, удерживая машину ровно. А при ускорении не даёт ей «приседать». Чтобы не допускать всего это, RB19 можно опустить ниже для значительного увеличения прижимной силы, а чем она больше, тем меньше понадобится манипуляций с задним антикрылом и тем выше будет скорость на прямой.
Помимо этого, у «Ред Булла» получилось снизить вес машины и таким образом оставить запас, чтобы «играть» с различными её элементами и механизмами.
Тайная часть болида, где происходит магия
Напомним, Oracle Red Bull Racing завоевала Кубок конструкторов два раза подряд: в 2022 и 2023 годах. Её соперники пытаются достичь тех же результатов, силясь разгадать устройство тех или иных элементов болида. Вроде всё просто — вот он, бери да копируй. Да, но… Не стоит забывать, что болид — это сложное устройство, где все элементы взаимосвязаны.
Угадайте: какую часть болида «Ред Булл» больше желают «раскрыть» в последнее время?
Jay Hirano Photography / Shutterstock.com
Не будем томить — это днище. После перехода на новый регламент в 2022-м именно под ним генерируется основная часть прижимной силы. Команда тщательно прячет низ техники при разборке или ремонте. А некоторые охотники за секретами даже нанимают специальных фотографов-шпионов, чтобы запечатлеть машины, когда они разобраны на детали. В общем, страсти похлеще «Санта-Барбары»!
Тем не менее всё это не мешает команде Oracle Red Bull Racing двигаться вперёд, навстречу новым победам, рекордам и титулам!
Чемпионат «Формулы-1» в самом разгаре! В это воскресенье, 30 июня, пройдёт Гран-при Австрии. Не пропустите захватывающие гонки и станьте очевидцем новых побед и рекордов команды Oracle Red Bull Racing!
Партнёрский материал
Компания А1 вместе с A1 Group, европейским подразделением транснационального холдинга América Móvil, одного из крупнейших мировых провайдеров телекоммуникационных услуг со штаб-квартирой в Мексике, продолжает выступать партнёром команды «Формулы-1» Oracle Red Bull Racing. Это сотрудничество не только демонстрирует приверженность достижению высоких результатов в мире «Формулы-1», но и отражает преданность инновациям, определяющим технологическое развитие в целом.