Герой Советского Союза снайпер Алия Молдагулова погибла в 18 лет. Но за недолгую военную карьеру она успела уничтожить несколько десятков фашистов. В год 40-летия Победы на киностудии «Казахфильм» стартовали съёмки военной ленты «Снайперы», главной героиней которого стала Алия Молдагулова.
Её роль исполнила кыргызская актриса Айтурган Темирова, которая так вжилась в образ, что спустя годы именно внешность актрисы стала восприниматься как реальный облик Алии.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Режиссёр Болот Шамшиев уже давно задумал фильм об одной из самых ярких, но так рано ушедших героинь казахского народа. В одном из интервью он с восхищением и одновременно каким-то удивлением рассказывал, что совсем молодая девушка, почти подросток, сумела воодушевить однополчан: в критический момент после гибели командира Алия Молдагулова встала посреди огня и с криком «Вперёд!» бросилась на фашистов. Её примеру последовали другие.
Болот Шамшиев говорил:
«Каким же уважением надо было пользоваться у однополчан, чтобы те безоговорочно поддались этому порыву, пошли за Лией, которую ещё вчера всячески оберегали, как оберегали всех женщин на войне».
Режиссёр сам взялся за сценарий, а помогал ему в этом сценарист Сейлхан Аскаров, который много лет посвятил исследованию биографии Алии. У Аскарова был огромный архив, который он составлял, разыскивая бывших однополчан Молдагуловой и по крупицам собирая о ней информацию. Факты и документы из архива уже использовались для создания документальной ленты «Алия», вышедшей в семидесятые годы, на их же основе создавался и сценарий фильма «Снайперы».
Главную роль получила Айтурган Темирова, которая хоть и была старше героини на десять лет, но оказалась внешне на неё очень похожа, и как раз это обстоятельство сыграло первостепенную роль в выборе актрисы. Айтурган пришлось пожертвовать длинными волосами и сделать короткую стрижку, какая была у её героини, но актриса ничуть об этом не пожалела. Интересно, что
даже сама Айтурган удивлялась собственному сходству с Алиёй Молдагуловой и как-то, увидев фотографию снайперши, решила, что на фото она сама, и задумалась, когда же у неё были пробы в военной форме.
Для Айтурган роль в «Снайперах» была первой военной и она подошла к ней очень ответственно, чуть ли не наизусть выучив письма Алии Молдагуловой, которые она писала домой, побывав в местах, где она жила, училась, воевала и погибла. Когда на съёмки приехали оставшиеся в живых однополчане и подруги Молдагуловой, которых подключили к подготовке фильма, они были изумлены не только тем, как актриса похожа на Алию, но тем, что она фактически стала той самой юной, целеустремлённой, горячей снайпершей. Не зря в ходе подготовки к съёмкам и будучи на съёмочной площадке Айтурган Темирова называла героиню «моя Алия»:
«Не боюсь сказать «моей», потому что все помыслы сейчас только о ней».
В центре сюжета «Снайперов» — Алия Молдагулова и её столь же юные подруги-коллеги. Прибывших на передовую девушек поначалу не хотят отправлять на задания из-за молодости и неопытности, но они доказывают, что учились не напрасно. Наставником Алии становится взрослый и опытный снайпер-самоучка Степан Ситкин, обучающий её тонкостям, которые узнать можно только на практике. Между дядей Степаном и Алиёй складываются очень близкие отношения, буквально родственные: он воспринимает её как дочь, она его — как отца, которого давно потеряла. Гибель Степана становится для Алии огромной трагедией, но обозляет её и заставляет стать сильнее.
Параллельно в картине показаны и бытовые будни солдат и девушек на войне, которым было в разы сложнее, чем мужчинам.
Болот Шамшиев затронул и крайне непростую тему, которую обычно замалчивали — неуставных отношений между мужчинами-командирами и девушками-подчинёнными. Один из эпизодов посвящён именно этому деликатному вопросу: девушку-снайпера вызывает майор и агрессивно домогается.
Подобное в кино старались не показывать, и Болоту Шамшиеву нужна была определённая смелость, чтобы напомнить, что на фронте не все были честны и порядочны. Хотя, надо отметить, и в «Снайперах» эпизод с приставаниями представлен обтекаемо.
Роли подруг Алии Молдагуловой получили Марина Яковлева, Елена Мельникова и Вера Глаголева.
В небольшой роли майора снялась Татьяна Конюхова, которая тогда не так уж часто появлялась на экране.
Роль Степана Ситкина получил Николай Скоробогатов (почему-то в озвучке Виктора Шульгина). В роли комбата — Юозас Киселюс с голосом Сергея Шакурова,
роль коварного майора Градова, того самого, который попытался опорочить девушку-снайпера, — Георгий Мартиросян.
Для Айтурган Темировой и Болота Шамшиева «Снайперы» стали уже шестой совместной работой. Собственно и открыл девушку для кино именно Болот Шамшиев:
в 1970 году старшеклассницу, ученицу хореографического училища приметили в фойе кинотеатра ассистенты режиссёра, начавшего съёмки боевика «Алые маки Иссык-Куля» (1971). С того момента Айтурган Темирова снималась почти в каждом фильме Болота Шамшиева.
Кстати, в «Снайперах» её голоса не слышно: озвучила актрису коллега Анна Каменкова, голос который хорошо узнаваем и здесь очень гармоничен.
Военный фильм «Снайперы» — это замечательный пример межнационального, межреспубликанского сотрудничества. Людей, знавших Алию Молдагулову, искали по всей стране и пригласили в Алма-Ату, когда съёмки ещё были в стадии подготовки, для консультаций. Да и позже часть фронтовиков периодически бывали на съёмочной площадке и помогали кинематографистам советами и воспоминаниями.
Главную героиню, казахскую девушку, сыграла киргизская актриса, комбата с русским именем Фёдор Матвеев сыграл литовец, которого озвучил русский актёр. А сами съёмки прошли в Белоруссии на полигоне Смолевичи под Минском, где часто снимали кино о войне (в реальности события происходили в Псковской области).
Исполнительницам центральных ролей пришлось пройти серьёзную военную подготовку, они учились стрелять двигаться, как снайперы, скрываться и обращаться с оружием, чтобы на экране выглядеть достоверно. Особенно сложными оказались съёмки второй части картины, когда действие происходит зимой. Зима оказалась действительно холодной, в некоторые дни температура опускалась ниже -30, но группа всё равно продолжала работать. В итоге «Снайперов» одобрили в Министерстве обороны, и в КГБ. Зимой 1986 года, спустя 42 года после гибели Алии Молдагуловй, «Снайперы» вышли в прокат.
Сейчас фильм вряд ли можно назвать популярным, да и массовой известности у него нет. Сомневаюсь, что его часто показывают по тв, хотя это хороший фильм о именно о военных буднях. И, что ещё более важно, о военных женских буднях.
Имя Алии Молдагуловой увековечено в разных городах бывшего СССР. Есть улица Алии Молдагуловой и в Москве, она находится в районе, где в годы войны была снайперская школа.
А вы знаете этот военный фильм? Слышали о снайпере Алие Молдагуловой?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: