Найти в Дзене
ВЗО ProДеньги

Что делать, если мошенники получили доступ к вашей карте или вы сами перевели им деньги

Оглавление
Что делать, если мошенники получили доступ к вашей карте или вы сами перевели им деньги
Что делать, если мошенники получили доступ к вашей карте или вы сами перевели им деньги

Мы рассказывали о нескольких случаях, когда люди теряли большие суммы денег, поверив мошенникам. В комментариях под этими статьями обычно пишут, что жертвы сами виноваты и не надо вестись на тупые разводки. Тем не менее в такие ситуации может попасть любой. Например, в начале июня это случилось в бывшей судьей Натальей Лариной. Она потеряла почти 2 миллиона рублей, а после этого выбросилась из окна.

К сожалению, такие печальные исходы не редкость. Но даже если человек стал жертвой обмана, еще не все потеряно. В этой статье расскажем, что делать, если аферистам удалось получить доступ к чужой карте или втянуть человека в мошенническую схему.

Деньги с карты списываются, но вы ничего не покупали

Такое возможно, если мошенники получили доступ к банковской карте через маркетплейсы и другие сервисы, хранящие персональные данные клиентов. Если вы сразу заметили списания, есть шанс вернуть похищенные средства. Но действовать нужно быстро:

  1. Заблокировать карту через приложение банка либо по телефону горячей линии. Номер указан на оборотной стороне карты, операторы на связи круглосуточно
  2. Сообщить банку о краже. Важно сделать это в течение 24 часов после списания. Для этого нужно подойти в отделение и написать заявление
  3. Дойти до полиции и написать заявление еще и туда, так как кража — уголовное преступление

По закону банк обязан вернуть вам деньги, но только если вы не передавали свои личные данные аферистам. Финорганизация может отказать в помощи, если выяснит, что пин-код от карты был записан прямо на ней. В общем, чтобы вернуть деньги, придется доказать, что в случившемся нет вины держателя карты.

Вина за кражу точно лежит на банке, если он не уведомил держателя карты о прошедшей операции — не прислал уведомление о списании. В этом случае он обязан компенсировать потерю. При этом неважно, как быстро клиент сообщил о краже — сразу или через месяц.

После этого банк проводит собственное расследование. Оно длится до 30–60 дней. Если организация выяснит, что пострадавшая сторона не виновата, в том, что с ее карты списали деньги, банк вернет украденное в течение указанного в договоре срока, обычно тоже 30–60 дней.

Если банк не спешит компенсировать потери, можно обратиться в суд, но обвинять уже не мошенников, а банк. Напомнить, что по Гражданскому кодексу организация должна выполнять свои обязательства в разумный срок. Формулировка расплывчатая, но после подачи иска становится более конкретной — в течение семи дней.

Если банк безосновательно отказывается возвращать деньги, с ним придется судиться.

Повелся на обман и сам отправил деньги мошенникам

Аферисты выдали себя за ваших друзей, попросили о финансовой помощи или стали запугивать и шантажировать, предлагая перевести деньги на «безопасный счет». Вариантов обмана много, их цель — заставить жертву самостоятельно передать деньги в руки мошенников.

Больше всего аферисты наживаются на пенсионерах. В статье ниже описали несколько схем обмана, о которых нужно знать:

Если это случилось, нужно как можно быстрее связаться с банком и попробовать оспорить перевод. Для этого следует позвонить по номеру горячей линии, написать в чат и спросить, как отменить совершенный перевод и вернуть деньги. Сотрудники кол-центров должны дать подробную инструкцию.

В обращении к банку стоит указать всю информацию о получателе: его данные, реквизиты. Возможно, это поможет вычислить личность мошенника. В соответствии с новым законом банки должны внимательно проверять все совершаемые переводы, а также их получателей и нести ответственность, если пропустили сомнительную транзакцию. Выявить опасные кейсы помогают любые данные об аферистах. Если у организации возникают какие-то подозрения, она дает два дня на подтверждение операции или ее отзыв.

Вложили деньги в сомнительный проект, а вывести их обратно не получается

Это происходит, если мошенники уговорили человека зарегистрироваться в неизвестном приложении, например, чтобы заработать на маркетплейсах, публикуя отзывы. Часто для старта работы там нужно пополнить свой баланс на небольшую сумму. Через какое-то время приложение блокируется, и жертва не может вывести оттуда свои деньги.

О том, как обманывают на маркетплейсах, мы подробно разбирали в этой статье:

Первый шаг — написать заявление в полицию: посетить отделение или заполнить его на сайте МВД, кликнув на кнопку «Прием обращений». Заявление пишется в свободной форме, в нем нужно указать:

  • Ваши личные данные
  • Реквизиты карты, откуда переводили деньги
  • Все, что известно об мошенниках, например, их контакты, адреса сайтов

Важно подробно описать, что случилось, в чем состоит схема обмана, сколько денег вы им в итоге отправили.

После этого полиция проводит проверку в течение 30 дней и принимает решение, что делать дальше — возбуждать уголовное дело или передать его в другое ведомство. В первом случае нужно составить иск, в котором потребовать возмещение ущерба, в том числе морального. Правда, это будет возможно, только когда мошенников найдут, а те не успеют потратить деньги.

Если в полиции отказались возбуждать уголовное дело, можно попробовать дойти до более высокой инстанции или, например, в районный суд. Не лишним будет рассказать о произошедшем в банке. Ущерб там не возместят, но сотрудники банка зафиксируют данные о мошенниках и смогут быстрее вычислить их. Помимо этого, сообщите об обмане в интернет-приемную Центробанка — они проведут собственную проверку и передадут информацию в правоохранительные органы.

Мошенники тоже используют обращения в Центробанк, но чтобы усыпить бдительность жертвы. Как это происходит, читайте здесь:

Если вы пострадали от мошенников, нужно действовать быстро — сразу обратиться в банк, МВД, отправить заявление регулятору. Чем больше у этих инстанций данных об аферистах, тем проще их вычислить и заблокировать переводы и счета. Будьте бдительны!

Больше экономических новостей, а также обзоры банковских продуктов и полезные советы по ведению бюджета, читайте в Телеграм-канале ВЗО ProДеньги.

Приходилось ли вам обращаться в полицию или банки по поводу мошенничества? Удалось ли вернуть деньги? Как долго они рассматривали ваши обращения? Думаете, реально ли вернуть похищенные средства?