Пенсионеры — излюбленные жертвы мошенников. Злоумышленники «зарабатывают» на них миллионы рублей, а пожилые люди оказываются в поистине бедственном положении. Рассказываем, как аферисты выманивают деньги у своих жертв, и что нужно делать, чтобы этого не случилось.
Безопасные счета, БАДы и услуги юристов: как обманывают пенсионеров
Способы обмана регулярно обсуждаются в интернете: мошенники придумывают новые изощренные схемы или усложняют старые. Некоторые из них занимают недели, но результат стоит потраченных усилий. Так, две недели назад «Фонтанка» рассказала о случае пенсионера из Санкт-Петербурга, который лишился 9,4 млн рублей. В основном это были кредитные средства.
Деньги у него вытянула «служба безопасности Центробанка»: они терроризировали пенсионера звонками в течение двух недель. Мужчине пришлось обойти несколько банков Петербурга, чтобы удовлетворить их запросы. Но мошенникам всегда мало. Почувствовав, что жертва дает слабину, стали наседать еще сильнее.
Ситуация повторилась в городе Долгопрудном в Подмосковье. Там та же «служба безопасности» вытянула у 89-летнего пенсионера 750 000 рублей. Одного из злоумышленников удалось сразу поймать: он получал посылки с наличными деньгами и распределял их по разным счетам.
Схемы обмана разнообразны. В этой статье рассказали, как злоумышленники выманивают деньги у жертв, записывая их на прием в Центробанк:
В другой раз жертвами аферистов стали две пенсионерки. Звонившие мошенники выдали себя за врачей, сообщили неутешительные результаты анализов и предложили поправить здоровье с помощью специальных лекарств стоимостью от 300 000 до миллиона рублей. Обеспокоенные женщины поверили звонившим. Аферисты воспользовались авторитетом врачей, чтобы втереться в доверие и не вызвать подозрений.
Схема с лжеврачами и навязыванием лекарств пользуется популярностью уже два десятка лет. Судя по всему, они получают доступ к медицинским картам пациентов, возможно, за счет подставных лиц. Обман выглядит реалистично: пенсионер сдал анализы и ждет результат, а через пару дней ему звонят из поликлиники и сообщают, что ситуация плохая и нужно срочно лечиться.
По словам бывшего офицера угрозыска, с которым поговорили «Известия», пожилые люди покупают лекарства, посоветованные «врачами», потому что верят в «чудо-таблетку», которая их спасет, и не догадываются об обмане. Заявление в правоохранительные органы чаще всего подают не они сами, а их молодые родственники.
Наглость мошенников поражает. После выявления обмана и обращения в полицию аферисты вновь связываются с жертвами, представляясь юристами. Они обещают вернуть деньги, но для этого нужны «небольшие вложения». Пенсионеры снова верят, переводят деньги и остаются ни с чем.
Звонками дело не ограничивается. Мошенники рассылают сообщения с вредоносными ссылками на фишинговые сайты. Об этом мы писали здесь:
Как не стать жертвой мошенников
Преступники пользуются излишней доверчивостью пенсионеров и их изолированностью. Часто от пожилого человека требуют быстрых решений, и у того нет времени обсудить ситуацию с родными, получить третье мнение. Страх и скорость — главные инструменты аферистов, и этому сложно противостоять.
Помимо того, как показало исследование «Фонтанки», разговаривая с лжепредставителями ФСБ, МВД или службой безопасности Центробанка пожилые люди действительно верят им и искренне хотят помочь «следствию». Например, выявить преступную схему или наказать обманщиков-банкиров.
Не попасться на уловки мошенников сложно. Поэтому очень важно помнить несколько простых правил, чтобы в критической ситуации ими можно было воспользоваться на автомате:
- Не передавать личные данные, номера карт и банковских счетов незнакомым людям
- Не отвечать на звонки со скрытых номеров
- Подключить функцию определителя номера. Он будет помечать сомнительные вызовы или автоматически блокировать их
- Сразу положить трубку и связаться с родными, рассказать им о ситуации, спросить совета
- По возможности не отвечать на звонки с незнакомых номеров в мессенджерах WhatsApp и Viber
Вернуть похищенные деньги очень непросто, если вообще возможно. Поэтому, если вам звонят с незнакомого номера и начинают спрашивать персональные данные, коды из SMS, номера карт или счетов, сразу заканчивайте разговор. Никто из правоохранительных органов, поликлиник или других организаций не будет уточнять номера счетов или требовать доступ к вашим личным данным по телефону.
Рассказали, что делать, чтобы злоумышленники не смогли взять кредит или займ на ваше имя:
Будьте бдительны!
Часто ли вам звонят мошенники? Удается ли сразу закончить разговор?