Всем известно, что царь Петр I был не просто тираном, а крайне жестоким человеком, пролившим кровь тысяч людей как самолично, так и посредством других людей, не щадил он даже членов своей семьи. Почему же так получилось? Почему Петр стал таким? Вероятно, решающую роль в становлении деспота сыграло его неблагополучное детство.
Родился Петр Алексеевич в счастливой семье, до четырех лет рос в обстановке спокойствия, родительской любви и заботы. Все это закончилось со смертью отца Петра, царя Алексея Михайловича. Мальчик, его мать и родня со стороны матери стали представлять опасность для клана Милославских (родственники первой жены Алексея) и детей царя от предыдущего брака.
Наибольшим влиянием при живом Алексее Михайловиче пользовался его тесть Кирилл Нарышкин. Человек он был весьма незаурядный, потом и кровью добивавшийся положения в обществе. Кирилл Полуэктович участвовал в войнах, был даже воеводой в некоторых кампаниях, подавлял бунт Степана Разина. Когда дочь стала царицей, Кирилл стал думным дворянином, позже окольничим, а затем и боярином. При дворе мужчина занимал высокие посты, равносильные сегодняшним министерским.
После кончины царя, его вторая семья была оттеснена от двора, Наталья Кирилловна с детьми жила то в одном подмосковном селе, то в другом.
В 1682 году стрельцы, подстрекаемые Милославскими учинили бунт, в результате которого прямо на глазах у маленького Петра стрельцы жестоко расправились с родственниками матери и другими близкими к семье людьми.
В такой тревожной обстановке и происходило становление Петра Алексеевича, он рос каждодневно наблюдая свою опечаленную мать, льющую слезы по павшим родственникам, не имеющую спокойного сна из-за постоянного страха, что среди ночи палачи ворвутся убивать ее и ее детей. Очевидно, что подобные детские впечатления не могли не сказаться на психическом здоровье будущего царя-реформатора. Он просто не мог вырасти иным, ему суждено было стать неуравновешенным тираном, испытывать конвульсионные припадки, самолично совершать жестокие убийства, в том числе близких людей, быть неумеренным в питье и неразборчивым в интимных связях.