Мелани Кляйн - яркий представитель психоаналитического движения, новатор, создатель детского психоанализа. Я собираюсь рассмотреть понятие проективной идентификации - механизма психологической защиты, впервые описанного Мелани Кляйн, а также его соотношение с понятием «проекция», более широко распространенном в психоаналитических работах.
М. Кляйн в своей статье «Заметки о некоторых шизоидных механизмах» описывает два периода в развитии отношений человека с миром и другими людьми: параноидно-шизоидную и депрессивную позиции. В первом периоде люди испытывают тревожные состояния, чувствуя себя преследуемыми, и делят мир на "хороший" и "плохой". Они используют механизмы защиты, такие как расщепление и проекция, чтобы справиться с этими чувствами. Во втором периоде они начинают осознавать различия между собой и другими людьми, принимая ответственность за свои поступки. Кляйн также обсуждает процесс взаимодействия фантазий, вызванных проекциями и интроекциями, и утверждает, что эти периоды меняются в течение всей жизни. Она также говорит о том, что проективная идентификация, хотя и является фантазией, может влиять на взаимодействие между пациентом и аналитиком.
С момента рождения человек использует механизм проективной идентификации как способ передачи своих эмоций и потребностей матери. Это особенно важно в раннем возрасте, когда младенец не может выразить свои чувства словами. Когда он чувствует себя напуганным или подвергается стрессу, он может использовать фантазию, чтобы связать эти чувства с матерью, воспринимаемую им как первичный источник защиты. Этот механизм помогает ему не только справляться с негативными ощущениями, но и сохранять связь с теми аспектами материнской поддержки, которые он воспринимает как благоприятные.
Если мать способна поддержать и понять чувства своего ребенка, то она становится как бы контейнером для его эмоций, помогая ему обработать их и сохранить внутреннее равновесие. Это позволяет ребенку вернуть себе эти чувства и справиться с ними, сохраняя свою личность. Понятие проективной идентификации тесно связано с контрпереносом и является основой взаимоотношений в психоанализе. Далее я хочу попытаться разобрать соотношение понятия «проективная идентификация» с понятием «проекция».
Проекция - это механизм защиты, при котором человек видит в других свои скрытые черты характера или переживания, которые ему трудно признать у себя. Это обычно происходит мягче и менее интенсивно, чем проективная идентификация. В этом случае он представляет себе, что другой человек чувствует или переживает что-то, что на самом деле относится к нему. При проективной идентификации, особенно в патологических случаях, человек перекладывает свои тревоги, непереносимые чувства и фантазии на другого. Он так сильно переполнен этими эмоциями, что может фактически вызвать их проявление у другого человека.
Проективная идентификация отличается от обычной проекции тем, что при проекции интерпретация проецированных чувств помогает уменьшить напряжение, в то время как при проективной идентификации это напряжение сохраняется, так как сохраняется эмпатия с содержимым проецированных частей. В самой примитивной форме проективной идентификации интроекция и проекция сливаются вместе, поскольку нет четких границ между внутренним и внешним. Проективная идентификация представляет собой состояние, в котором когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты опыта сливаются в единое целое, и она не требует проверки, поскольку внутри нее происходит слияние этих измерений опыта.
Проективная идентификация - это, по сути, более примитивная версия проекции, где человек пытается избавиться от своих негативных чувств, переложив их на другого. Суть в том, чтобы вызвать у другого человека те самые непереносимые чувства, которые он сам переживает.
Проективная идентификация может иметь разные цели: направлена на идеальный объект для избежания разлуки или на плохой объект для получения контроля над источником опасности. Различные части самости могут проецироваться с разными целями: плохие части самости могут проецироваться для избавления от них или для нападения на объект и его разрушения; хорошие части могут проецироваться для избежания разлуки или для сохранения их в безопасности вдали от плохих внутренних аспектов или для улучшения внешнего объекта через примитивную «проективную поправку».
Так, например, Прокофья Людмиловна (персонаж вымышлен, совпадения случайны), рассказывая об отношениях в новом коллективе, где она является единственным опытным участником проекта, начинает с того, что коллектив настроен против нее, чему нет никаких свидетельств, но она в этом уверена. В ходе исследования ситуации Прокофья Людмиловна стала делиться своим страхом показаться плохой для кого-то, опасением перед конкуренткой внутри команды, своим чувством оцепенения в ситуации соперничества по жизни, а также тревогой о возможной потере работы (здесь повлияла неспокойная экономическая ситуация, колебания в доходе супруга и прочее). Пытаясь разрушить вызывающий страх объект, обрести контроль над тревожной ситуацией, а также избавиться от собственной нежелательной «плохой части», Прокофья Людмиловна бессознательно спроецировала внутренние объекты, а также заставила коллег вести себя с собой подобно этим объектам - если бы у них были те же самые интроекты.
В заключение хотелось подчеркнуть, что целью анализа по Кляйн стала проективная идентификация и её понимание аналитиком. В процессе анализа, после того как аналитик осознаёт переданное ему сообщение от пациента, он модифицирует внутреннюю часть пациента в себе с помощью своей сознательной и бессознательной активности. После этого модифицированная часть передаётся обратно пациенту, вместе с частью самого аналитика. Таким образом, аналитик выступает как контейнер для чувств и мыслей пациента, аналогично тому, как мать выступает контейнером для чувств младенца.
Автор: Балакирева Александра Борисовна
Психолог, Психоаналитический подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru