Найти в Дзене
Читай/Смотри

Стоит ли читать «Чрево Парижа» Эмиля Золя? «Толстый и тонкий в Париже» или «Как чревоугодие губит чистую добродетель»

Великий французский писатель Эмиль Золя написал этот роман 70-х годах девятнадцатого века, как часть серии своих книг. Как можно догадаться, «чрево Парижа» - это главный рынок города. И если Вы думаете, что там много описаний работы этого учреждения, то Вы абсолютно правы! С ума сойдут мясоеды и гурманы, плеваться будут вегетарианцы и веганы. Ведь в книге такое количество описаний мяса, мясных, рыбных деликатесов, что невольно пойдут слюни или мысли о недостойной пище. «Перед ней красовались на белых фарфоровых блюдах початые арлезианские и лионские колбасы, копченые языки, ломти вареной свежепросольной свинины, поросячья голова в желе, открытая банка с мелкорубленой жареной свининой и коробка с сардинами, из-под вскрытой крышки которой виднелось озерко масла; справа и слева на полках, брусками лежали паштеты из печенки, затем сырки из рубленой свинины, простая нежно-розовая ветчина и копченый, красномясый йоркский окорок с толстым слоем сала». Рассказы о снеди, продуктах, блюдах заним

Великий французский писатель Эмиль Золя написал этот роман 70-х годах девятнадцатого века, как часть серии своих книг.

Эмиль Золя. Изображение из открытого источника.
Эмиль Золя. Изображение из открытого источника.

Как можно догадаться, «чрево Парижа» - это главный рынок города. И если Вы думаете, что там много описаний работы этого учреждения, то Вы абсолютно правы!

С ума сойдут мясоеды и гурманы, плеваться будут вегетарианцы и веганы. Ведь в книге такое количество описаний мяса, мясных, рыбных деликатесов, что невольно пойдут слюни или мысли о недостойной пище.

«Перед ней красовались на белых фарфоровых блюдах початые арлезианские и лионские колбасы, копченые языки, ломти вареной свежепросольной свинины, поросячья голова в желе, открытая банка с мелкорубленой жареной свининой и коробка с сардинами, из-под вскрытой крышки которой виднелось озерко масла; справа и слева на полках, брусками лежали паштеты из печенки, затем сырки из рубленой свинины, простая нежно-розовая ветчина и копченый, красномясый йоркский окорок с толстым слоем сала».

Рассказы о снеди, продуктах, блюдах занимают настолько много объема всего произведения, что впору назвать книгу – поваренной. Но смысл, конечно, не в этом.

Изображение из открытого источника.
Изображение из открытого источника.

Речь идет снова о революции, точнее о революционных настроениях одного человека второй половины IXX века. Флоран, взявшийся из ниоткуда (автор просто выдал нам странного главного героя без особой предыстории), учитель, попавший по несправедливости в каторжную ссылку на далекий тропический остров, бежит оттуда в свой родной Париж.

Сколько он перенес, натерпелся, не передать в нескольких словах. Но главное – он остался настолько же оригиналом человеческой добродетели, что за душу берёт. Не может человек быть настолько не эгоистичным! Не бывают люди воплощением скромности желаний, самоотрешения и благочестия. И все же, автор представляет нам его именно таким.

Сложно назвать характер Флорана слабым из-за его кротости и скромности. Хотя это напрашивается. Но сила его духа все равно впечатляет.

Вернувшись в Париж, наш герой попадает в дом своего сводного брата – господина Кеню, которого воспитывал, как сына, наплевав на себя, свои амбиции и будущее. Тот живет припеваючи с женой, имея свою колбасную лавку, которую получил благодаря наследству дядюшки. Часть этого наследства полагается и Флорану, чей никчемный, туповатый и неотесанный братец, по гроб жизни обязанный своему старшему, не очень то хочет поделиться, хоть и не говорит об этом открыто. Его жена – прекрасная Лиза (представления о красоте тогда были немножко другими…) более пряма и ответственна. Флорану предлагают его деньги, дают кров и еду.

Изображение из открытого источника.
Изображение из открытого источника.

Друг Флорана по «революционным делам» - Гавар устраивает того на должность инспектора рынка в секции морской рыбы. И дела хоть и с большими сложностями пошли. Главный герой даже, кажется, находит покой и умиротворение в свой убогой работе, как он считает, в заботе своего брата и его прекрасной жены. Но не надолго.

Дело революции свято. И он, попав в кружок сочувствующих, становится лидером недовольных властью. Начинает организовывать мятеж.

Но как оказалось, почти никому не нужна революция! Да, за редким исключением. Большинство видит в ней только возможность набить карманы или возвыситься. Что, собственно, не ново. Так было, есть и будет всегда. Революция нужна только отдельным индивидуумам, не всему народу, который поддерживает ее только ведомый стадным чувством.

Приятель Флорана – художник- неудачник Клод выдает интересную теорию, что все толстые или тучные люди – счастливцы, они наслаждаются жизнью несмотря ни на что, и только худые, «доходяги» по конституции тела, страдают душевными тревогами, сомнениями, они всегда несчастны и не могут найти себя в этой жизни. В общем-то, на этой теории и строится повествование книги, где довольные своей жизнью, сытые люди, не хотят никаких перемен, даже если видят в них несправедливость. Революция нужна только «дрищам» с толстым сердцем.

Флорана предают практически все, даже брат, даже «соратники». Его убийственно чистая добродетель терпит полное фиаско перед лицом, а точнее, животами, набитыми, сытыми и довольными своей судьбой.

Вообще, очень странный, наивный, сложно осознаваемый роман, но не лишенный своей прелести.

Стоит ли читать? – не уверен, что всем понравится. Любителям философской мысли в художественной литературе – да, ценителям тонкой французской мысли – да, гурманам – конечно.