Найти в Дзене
Читай/Смотри

«Уничтожить» Мишель Уэльбек. Посредственный роман модного автора

Начну с того, что, несмотря на большой читательский опыт, с данным автором «столкнулся» впервые. Оказалось, что это один из самых известных и читаемых современных французских писателей, лауреат многих профессиональных наград.

Книга тоже была выбрана, можно сказать, случайно, так как это просто наиболее свежее его произведение. В России появилось в 2023 году. Прочитал некоторые отзывы о его творчестве и решил ознакомиться.

Теперь к главному – а стоит ли читать «Уничтожить»?

Роман начинается с описания героев, живущих и работающих в государственных структурах, министерствах, специальных службах (ГУВБ – аналог американской АНБ в сфере кибербезопасности), хакерских и террористических атак.

На обложке книги, изданной в РФ, изображена гильотина, которая стала центральным символом книги, как представляется. Это, конечно, неспроста, потому что автор в самом начале произведения рассказывает о хакерском фейке, необычайного видео качества, где действующему выдуманному министру Франции отрубают голову. Расследования ведет месье Дутремон, который оказывается в полном тупике, не понимая, кто и как мог создать такое.

Изображение приведено для примера. Не соответствует оригинальной обложке. Взято из открытого источника.
Изображение приведено для примера. Не соответствует оригинальной обложке. Взято из открытого источника.

Не могу выразить дикого восторга, что книга цепляет сразу и не отпускает, что автор сумел заворожить читателя с первых строк. – Нет. Однако не случилось и такой ситуации, что приходилось себя заставлять прочесть еще одну страницу, и вот, наконец, что-то интересное затянет в этот новый, авторский литературный мир.

Сначала показалось, что не тривиальное повествование, не классический роман или психологические изыскания человека о смысле жизни, необходимости любви, самореализации. Но дальше именно не так уж часто встречающаяся необычность введения читателя в осознание того, что читаешь, не давала импульса продолжать изучать предлагаемую историю. Не понимаешь совершенно, о чем книга. Похоже на детектив. Но опять же нет. Мистическая история. Тоже не похоже. Роман вроде, но что-то отталкивает.

Читать все же хотелось, потому что вроде как признанный писатель, речь пошла о максимально настоящем времени, здесь, сегодня, о современном мире, где не удивляют компьютерные фейки, искусственный интеллект, предельно реалистичные спецэффекты, реалии геополитики и т.п.

Мы узнаем о главном герое – Поле Резоне (Поль Резон), работающим доверенным лицом того самого премьера. Он женат, бездетен и несчастен в личной жизни: с женой просто соседи по квартире, раздельные полки в холодильнике, как квинтэссенция их брака; искать отношений на стороне нет никакого желания. Умный, образованный, финансово обеспеченный француз, 45 лет, ведет, как ему представляется, весьма однообразную, предсказуемую и скучную жизнь, хоть и развивает прекрасную карьеру. Жена все ещё не дурна собой, но уже не так, как ему бы хотелось, они не ругаются, что давит даже сильнее. Плюс, она похоже увлеклась странной религией – Викка, наподобие некой секты. Сам же он, судя по всему, не имеет ни друзей, ни каких-то серьезных увлечений, все чаще забывается, выпивая, ему сняться странные сны, обычно с сексуальным подтекстом. Ему, возможно, предстоит стать помощником уже не просто практически второго лица в государстве, но кандидата в Президенты Республики, а также решить семейные проблемы.

Да, чего-чего, а личных дел у него хватает: с женой живут, как соседи по квартире, никакой личной жизни уже несколько лет, слабо образованная, набожная сестра с потерявшим работу мужем и отец в коме. В общем, такой нормальный набор успешного, образованного мужчины средних лет, ужасно одинокого и не понимающего смысла своей жизни.

Среди несомненных плюсов произведения, это то, что читая книгу, получаешь определенное удовольствие от ловкого погружения тебя в атмосферу Франции, ее городов, улиц, ресторанов, быта. Пока герой добирается до разбитого инсультом отца из Парижа в Лион, мы вместе с ним видим и ощущаем весь маршрут, когда он ужинает в «мишленовском» ресторане с сестрой, чувствуем атмосферу и вино на вкус. Это заставляет не пропускать абзацы, страницы книги. Ранее меня очень редко привлекали подобные литературные изыски. Как правило, «всю эту воду» я перелистывал. Тут же, поймал себя на мысли, что мне на удивление интересно.

Террористы продолжают свою странную игру на фоне предвыборной президентской кампании во Франции. От интернет фейков неизвестные злодеи перешли к настоящим терактам: потопили два контейнеровоза, сожгли самое крупное хранилище спермы в Европе (?). Спецслужбы все еще не имеют ни малейшего понятия, кто за этим может стоять.

-2

Поль же смотрит на это без особых переживаний. «Весь ужас в том, что если задача террористов – уничтожить мир, каким он его знал, уничтожить современный мир, ему по большому счету не в чем их упрекнуть». Чего нельзя сказать о сотрудниках специальных служб, которым Резон передал найденные у отца документы по этому делу.

Президентская кампания, где шеф главного героя исполняет роль второго номера для основного кандидата, одобренного Президентом, телевизионщика, популярного ведущего, шла полным ходом. Министр попал в руки ушлых пиарщиков, стал меняться, как кажется Полю, в лучшую сторону.

Поль все больше находится в философских размышлениях на фоне затронувшего его скандала с похищением отца из клиники (забрали домой просто, без разрешения), окончания президентских выборов, новостей о терактах, которые пахнут каким-то всемирным заговором. Но он максимально отрешен от внешнего мира.

Стало скучно…

Уэльбек пишет о всех «прелестях» современного западного мира: белый вполне здоровый мужчина имеет темнокожего сына от белой жены, зачатого через донорство; герой совершил интимный визит к эскортнице, которая оказалась его племянницей. Автор пытается использовать «желтые» газетные приемчики, чтобы удержать внимание и интерес читателей. Это отпугивает при осознании. Эти «события», «действия» в книге не несут вообще никакого смысла, ни для сюжета, ни для раскрытия героев. И вот тут уже окончательно разочаровался в этом модном писателе.

Потом Уэльбек даёт нам, как мне показалось, главную тему всего романа – болезнь главного героя. Рак ротовой полости. Это тяжелая болезнь и устрашающая предстоящая операция: угроза лишения языка, части челюсти, 25% шансов на жизнь. И все это из-за невнимательности к зубной боли.

«Резекция – это просто удаление опухоли. Сегментарная мандибулэктомия заключается в частичном удалении нижней челюсти; учитывая ситуацию, придется удалить всю горизонтальную ветвь левой челюсти, а также центральный симфиз – иными словами, подбородок. Что касается глоссэктомии, то это означает удаление языка; к сожалению, данная операция затронет всю его подвижную часть. …мне удалят челюсть и вырежут язык ради того, чтобы дать один шанс из четырех на выживание?»

Читать про мучения и сомнения Поля, конечно, захватывающе и мучительно, умилительно наблюдать за возрождением отношений с верной женой, что не бросила. Но тогда зачем в книге столько о политике, закулисных баталиях, постановках для «пипла», таких знакомых? При чем, о внутренней кухне политической жизни страны, автор рассказывает действительно интересно.

По скудости ума я не понял, зачем одно мешают с другим, о чем хотел сказать Уэльбек, тема террористов и заговора так и не раскрыта, зачем нужны некоторые другие герои тоже не ясно. Например, брат Поля – самоубийца.

Уэльбек продолжает писать в стиле желтых журналов, не стесняясь, например, обсуждений влияния на жизнь женщин «двух нижних полушарий»:

«Прюданс думала: а вдруг и правда, будь оно так, ее судьба сложилась бы иначе, ну да, а что, это вполне может повлиять на судьбу, причем сейчас как никогда раньше, ведь жопа, скажем так, это современный эквивалент носа Клеопатры, мы тут и впрямь имеем дело с судьбой, ибо столь немотивированная генетическая особенность под стать промыслу божью. Лично она, надо признаться, и пальцем не пошевелила, чтобы заслужить такую жопу».

Финал произведения стал максимально жестким. Смотреть на агонию умирающего всегда не просто, а читать ещё сложнее, потому что наше воображение рисует куда более драматично, чем это может сделать любой режиссёр или актер. Уэльбек совсем выбросил из нашего поля зрения внешние события в жизни героя, полностью сосредоточившись на внутреннем мире обычного человека, мужа, сына, друга, пациента. Следить за этим действительно страшно, где-то даже, неприятно.

Как мне кажется, это произведение, основанное на сплетении политического триллера и психологического романа, подойдет для чтения людям за тридцать. Более молодым, особенно совсем юным, вряд ли понравятся темы угасания семейных уз, проблем реализации человека в жизни на фоне глобальных проблем мира и отдельных государств. Но все, конечно, индивидуально.

Мой вердикт однозначный – читать НЕ СТОИТ! Только большим поклонникам автора, любителям всего не понятного, от чего они получают удовольствие. Большинству же книголюбов будет неприятно потратить свое время впустую.