Николай Николаевич Волков, известный российский психолог, философ, художник, искусствовед и педагог, активно изучал вопросы цвета в живописи. Он считал, что цвет на картине становится художественным средством, элементом языка живописи. Волков утверждал, что цветовой круг и палитра художника — это разные вещи.
Волков написал несколько книг и статей по теории рисунка, композиции и колорита в живописи. Его работы продолжают оказывать влияние на понимание цвета и его использование в искусстве.
В своей книге "Цвет в живописи" Н. Н. Волков в главе "Палитра художника" пишет: "Набор красок, которыми пользуется художник, вместе с излюбленными им смесями образует его палитру. Художник-колорист должен хорошо знать свою палитру. Этим и объясняются попытки привлечь для понимания одной из сторон творческого процесса цветовой круг. Художник видит в цветовом круге аналогию своей интуитивно постигнутой палитре. Но цветовой круг и палитра художника — это разные вещи.
Палитра художника, если она ограничена (а только такую палитру можно практически знать, чтобы ею уверенно пользоваться), всегда содержит в себе нечто неповторимое и вместе с тем нечто общее во всех смесях — цветовое качество, которому трудно найти название, но которое вместе с тем в высшей степени характерно для всех или почти всех картин данного автора.
Художник никогда не пользуется таким широким набором красок как в природе. У него есть излюбленные краски и их излюбленные смеси. Чем ограниченнее палитра художника, тем яснее видна его главная цветовая задача. Колорист стремится перевести бесконечное многообразие красок природы на ограниченный словарь своей палитры. Проблема такого перевода и есть, в сущности, первая проблема теории колорита.
Дело не в законах цветового круга (цветового тела) и не в законах смешения цветов самих по себе и даже не в том, что палитра художника представляет собой только конечное число исходных цветов и их сочетаний по сравнению с бесконечным числом точек цветового тела, а в том соответствии, отношении, переходе, которое художник устанавливает между красками природы и своей палитрой. Дело в переложении одного на другое. Дело, следовательно, в изобразительной силе палитры, выбранной художником для его картин".
Н.Н. Волков пишет: "Я нигде не видел таких красных, как в поздних вещах Рембрандта. По этому тяжелому красному цвету так же можно отличить подлинник от имитации, как по характеру ударов кисти художника. Палитра большого мастера, содержащая, конечно, и излюбленные им смеси, представляет собой совершенно индивидуальный словарь — ограниченный по сравнению с полным множеством красок и мощный со стороны изобразительных и выразительных возможностей".
Отсюда можно сделать вывод, что при восприятии окружающей действительности художник сокращает бесконечное количество цветов и оттенков природы до своей ограниченной палитры. Благодаря взаимодействию цветов своей субъективной палитры достигается выражение и отражение своего неповторимого эмоционального состояния и душевного переживания.