Найти в Дзене

Броня Союзников: Крейсерский танк Mk VI(A15) Crusader - Крестоносец

Оглавление

К середине 30-х годов в Великобритании резко активизировалась разработка бронетанковой техники. Очень сильно подтолкнула этот процесс определенность взглядов военного руководства на тактическое применение танков. Англичане разделили свои танки на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков, функции которых первоначально выполняли легкие боевые машины — скоростные и маневренные. Именно они поступали на вооружение кавалерийских полков британской армии. Самым известным из них стал А15 - Crusader "Крестоносец".

арт на тему боевой славы "Крестоносца" в Африке
арт на тему боевой славы "Крестоносца" в Африке

История разработки и описание конструкции.

Фирма Nuffield Mechanisations and Aero Ltd., создала крейсерский танк Mk VI(A15) Crusader ("Крестоносец"). Этот проект стал развитием А13 и первоначально боевую машину хотели использовать как тяжелого разведчика.

Началось все с предложения Министерства снабжения Британии главе компании Mechanizations & Aero присоединиться к выполнению уже подписанных контрактов. Тот отказался, но предложил построить танк собственной разработки, который будет еще лучше. Выбора у министерства не было — предложение приняли. Так началась разработка танка A15 или Cruiser Mk.VI, который позже назвали Crusader.

Чтобы сократить время разработки лорд Наффилд, глава Mechanizations & Aero, решил взять за основу раннюю версию A13. Первые "Крусейдеры" были готовы к испытаниям почти на полтора месяца раньше, чем появился Covenanter - его главный конкурент.

предшественник и основа А-15 - А-13 в одном из музеев Соединенного Королевства
предшественник и основа А-15 - А-13 в одном из музеев Соединенного Королевства

Конструирование танка шло тяжело, и прототип попал на полигон в Фарнборо только 9 апреля 1940 года. Из-за спешки машину с номером Т3646 оснастили маской орудия старого типа, которая перекочевала с А13 Mk.II. В дальнейшем, на серийных машинах, использовали более привычную увеличенную маску нового образца. Нововведения принесли больше неприятностей, чем это ожидали разработчики. Проявились уже традиционные для всех крейсерских танков проблемы с охлаждением двигателя.

-3

Наффилд настаивал на более простой системе поворота с бортовым фрикционом и тормозом, но генштаб выбрал механизм Вильсона, аналогичный тому, что использовали на Cruiser Tank Mk.V. Как и на Mk.V, механик-водитель управлял танком с помощью Т-образного руля, но такую конструкцию подвергли критике, и на серийных танках руль заменили более традиционными рычагами. На серийных машинах также избавились от пулемёта для водителя, заменив его пистолетной бойницей.

Cruiser MK.V, Covenanter
Cruiser MK.V, Covenanter

Башню "перенесли" с Cruiser Tank Mk.V практически без изменений. В ней разместили трех членов экипажа: командира, наводчика и заряжающего.

на серийном "Крестоносце" весь экипаж расположился на броне своей боевой машины
на серийном "Крестоносце" весь экипаж расположился на броне своей боевой машины

Для командира и заряжающего в крыше установили вращающиеся перископы, наводчик мог смотреть через смотровую щель во лбу башни или через телескопический прицел. По бортам также были установлены триплексы. Башня вращалась с помощью гидравлического привода.

с этого ракурса хорошо видны обрезиненные катки с резиновым бандажом и отверстиями для вентиляции
с этого ракурса хорошо видны обрезиненные катки с резиновым бандажом и отверстиями для вентиляции

Новый танк внешне заметно отличался от Mk.V. Количество опорных катков увеличили до пяти, нужно было уменьшило нагрузку на пружины подвески. Как и на Mk.V, первый и последний катки по каждому борту оснастили амортизаторами. В удлинившемся корпусе получилось более рационально разместить систему охлаждения. Радиаторы A15 находились сзади, в моторном отделении. А на том месте, где на Cruiser Tank Mk.VI был радиатор, появилась пулемётная башенка с сектором обстрела 150°. Это, конечно, не революция или прорыв, например, на Cruiser Tank Mk.I башенок сделали аж две. Водителю тоже дали пулемёт в лобовом листе рубки, позже от него отказались.

Crusader решили делать комбинированным. Изначально каркас планировали изготовить из мягкой стали, которая не трескалась в местах сварочных швов. Сверху устанавливали бронелисты, которые приклепывали к основной конструкции. Общая масса машины не должна получиться более 18 тонн, а приведенная броня должна составлять около 40 мм. Это значит, что бронелисты были не толще 20 мм. Строго говоря, броневыми были только наружные листы, внутренние изготавливали просто из высококачественной стали. Толщина наружного лобового броневого листа башни составляла 32 мм, бортовых— 14 мм. Соответственно внутренние стальные листы имели толщину 19 и 9,5 мм.

схема танка А-15 "Крестоносец"
схема танка А-15 "Крестоносец"

Корпус и башня не отличались совершенством форм и имели странную конфигурацию. Борта башни были скошены под острым углом, а лобовой лист расположили почти вертикально.

Силовая установка и трансмиссия располагались в кормовой части танка. Карбюраторный, 12-цилиндровый, V-образный двигатель жидкостного охлаждения Nuffield-Liberty Mk III мощностью 340 л.с. (250 кВт) при 1550 об/мин позволял боевой машине массой 19,279 т развивать скорость 43 км/ч. С помощью многодискового главного фрикциона сухого трения крутящий момент от двигателя передавался на 4-скоростную коробку передач Nuffield, планетарный механизм поворота Wilson и бортовые передачи. Емкость топливных баков, расположенных по бокам двигателя, составляла 500 л. Еще 136 л находились в наружном топливном баке на кормовом листе корпуса. Он тоже был подключен к системе питания. Приличный запас топлива обеспечивал машине солидный запас хода — 255 км.

сборка "Крестоносцев", видно расположение силовой установки
сборка "Крестоносцев", видно расположение силовой установки

Вооружение Crusader I состояло из 2-фунтовой пушки Mk IX и двух 7,92-мм пулеметов BESA, один — спаренный с пушкой, другой — в пулеметной башенке. На крыше башни еще иногда устанавливали 7,69-мм пулемет Bren на зенитной установке Lakeman.

В ноябре 1940 года машина проходила испытания стрельбой в Лулворте. Результаты испытаний не стали выдающимся, и тут карьера A15 могла бы и закончиться, но испытывавшийся параллельно Cruiser Tank Mk.V оказался куда более неоднозначным. Необычное расположение радиатора делало его крайне уязвимым в бою: даже незначительное повреждение системы охлаждения грозило вывести машину из строя. Обслуживание танка было трудоёмким, боевое отделение — неудобным. В итоге A15, который Наффилд проектировал для подстраховки, оказался пусть и немного, но лучше, чем Cruiser Tank Mk.V.

-9

Бои во Франции показали, что довоенные идеи британской танковой школы не совсем соответствуют современным требованиям. Радикально менять конструкцию танка было поздно, но некоторые уроки англичане смогли извлечь. Бронирование машины незначительно, но улучшили. Так, толщина лобовой брони корпуса выросла на 6 мм, лоб башни стал толще на 10 мм. Внешние грани башни пришлось подрезать, иначе при поворотах она задевала пулемётную башенку. Толщина бортов и крыши увеличилась на 3–4 мм. Танк с улучшенным бронированием назвали Cruiser Tank Mk.VIA. Как и с другими машинами с 2-фунтовой пушкой, Mk.VI производились в варианте с 3-дюймовой гаубицей для непосредственной поддержки пехоты с добавлением к обозначению литер CS (Close Support).

В сентябре 1941 года была проведена реформа обозначений британских танков: вместо скучных безликих индексов машины получили собственные имена. Cruiser Tank Mk.VI стал «Крусейдером» Mk.I (Crusader — «Крестоносец»), а вариант с усиленным бронированием теперь обозначался как «Крусейдер» Mk.II.

В лучших традициях британского танкостроения заказ на машину подписали ещё в ходе конструирования машины. В июне 1939 года Управление механизации заказало у "Наффилд" 200 танков, а в марте следующего года, ещё до того, как первый прототип попал на полигон, заказ увеличили вдвое

Боевое применение.

Первые "Крусейдеры" начали поступать в войска в 1940 году, уже после разгрома британского экспедиционного корпуса в Европе.На учениях танки показывали себя хорошо: ездили они шустро, а стреляли с коротких остановок из хорошо отработанной установки 2-фунтового орудия метко. Благодарить за высокую скорость и манёвренность огня нужно гидравлический привод, который позволял повернуть даже потяжелевшую башню "Крусейдера" Mk.II на 90° и навести на цель размером 18 дюймов (46 см) на дистанции 125 ярдов (114 м) менее чем за 6 секунд.

британские танкисты в Северной Африке
британские танкисты в Северной Африке

Боевой путь"Крестоносцев" начался в июне 1941 года, во время операции Battleaxe в Северной Африке в составе 7-й бригады 7-й танковой дивизии. Они прибыли в Египет по приказу Черчилля для того, чтобы английские войска смогли начать боевые операции против Роммеля и его новейших танков. Уже в ходе первых боев "крусейдеры" понесли серьезные потери от огня немецких танковых орудий и противотанковых пушек.

"Крусейдер" Mk.II начали появляться на этом театре военных действий в начале 1942 года. Они оснащались различным оборудованием для ведения боя в пустыне — таким, как противопесочные экраны ходовой части и стеллажи для канистр с питьевой водой. На корму машины установили дополнительный бензобак, хотя на практике топлива «Крусейдеру» хватало, и бак заполняли водой.

-11

После провала операции наступило затишье, что позволило англичанам пополнить танковые части. В сентябре 1941 года знаменитая 7-я бронетанковая дивизия, получившая большинство "Крусейдеров»" реорганизовали. Теперь она состояла из двух бронетанковых бригад: 7-й (53 "Крусейдера" и 88 крейсерских танков старых типов) и 22-й (115 "Крусейдеров").

"Крестоносец" рядом с поверженным противником
"Крестоносец" рядом с поверженным противником

Утром 19 ноября у Бир-эль-Губи 22-я бригада пошла в атаку на итальянскую дивизию "Ариете". Схватка была не из лёгких: танки бросили в бой без поддержки пехоты и практически без артиллерии, так как в распоряжении бригады имелась лишь одна батарея 25-фунтовых орудий. Под обстрелом итальянских танков с фланга бригада была вынуждена отойти, потеряв 25 машин, при этом итальянским данным 50, а сами потеряли 34. 7-й бригаде повезло больше, и с вражескими танками сражаться не пришлось. Вскоре обеим бригадам пришлось сразиться с более серьёзным противником.

21 ноября у Сиди-Резег британцы столкнулась с 15-й и 21-й немецкими танковыми дивизиями. Завязались тяжёлые бои. Здесь "Крусейдеры" показали единственное преимущество пулемётной башенки: при выбывании из строя какого-либо члена экипажа его можно было заменить "запасным" пулемётчиком. К концу сражения в 22-й бригаде на ходу осталось всего 79 танков, а в 7-й — всего 28. Уже 24 ноября Роммель решил уничтожить потрёпанную 7-ю бронетанковую дивизию одним ударом. Однако подвижность крейсерских танков позволила британским бригадам удачно ударить по растянутым немецким танковым колоннам. Уйдя от удара, «Крусейдеры» смогли перегруппироваться: 7-я бригада ушла на пополнение в Египет, а в 22-й ремонтники привели в порядок 44 танка. Эта бригада продержалась на передовой до 30 декабря, но и она была вынуждена отступить на пополнение

"Крусейдеры" первой и второй моделей были не серьезным противником для немецких средних танков из-за своего вооружения и слабой брони. На этом фоне не самым серьезным недостатком было отсутствие в боекомплекте 2-фунтовой пушки осколочно-фугасных снарядов. В какой-то степени эти недостатки удалось устранить на Crusader III.

Заключение.

Уже в этих боях «Крусейдер» начал показывать свои слабые стороны. Рубка механика-водителя оказалась очень уязвимой. При обстреле её конструкция могла деформироваться, даже если не пробивалась снарядом. Броня танка вообще не блистала: она надёжно защищала от 37-мм противотанковой артиллерии, а также осколков всех калибров, но на защиту от немецких 50-мм снарядов танкисты надеялись только на предельных дистанциях, при стрельбе же в упор Pak 38 могла пробить «Крусейдер» почти насквозь. Броня оказалась довольно хрупкой, с трещинами и отколами при пробитии. При попадании за броню немецкого 50-мм снаряда экипаж практически всегда погибал, но даже без пробития головки болтов отлетали с тыльной стороны и могли ранить или убить танкистов. В отчёте об анализе боевых повреждений указывалось, что впредь желательно иметь танки со сварными корпусами и башнями.

-13

Проблем из-за утечки воды и масла хватало даже без воздействия противника. Течи начинали появляться после всего 100 миль (160 км) пробега, причиной чему была некачественная сборка. Течь масла из тормоза накатника стала большой проблемой, так как потеря 50–60% масла приводила к деформации орудийной установки при стрельбе. Проблемы с воздухофильтрами тоже встали весьма остро. Танкисты просили поместить их в боевое отделение, где они были бы защищены от пыли, пуль и осколков. Вскрылись и проблемы с коротким сроком эксплуатации вентиляторов системы охлаждения: 500 миль (800 км) стали пределом для этого агрегата, крайне важного в жарком климате.

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!