Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Вы травмируете своего ребенка...

Популяризации психологии, как и интернет сам по себе существует, как великое благо, но в реальности, несет в себе и опасность.

Одной из таких опасностей стало спекулирование на информации о детских психологических травмах.

Помимо психологов, о воспитании и детстве говорит много различных блогеров. И научную информацию многие трактуют как хотят.

Так в последние годы укоренилась мысль, что лучшее детство - это детство без психологических травм.

Но детство без психологических травм это миф, как единороги, идеальная мать и Леший.

Чем по сути своей является травма?

Результатом вредоносного воздействия на психику человека неблагоприятных внешних факторов среды или остроэмоциональных стрессовых воздействий в контакте с другими людьми.

В этом контексте неблагоприятным вредоносным фактором является любой фактор реальности, с которым психика ранее не сталкивалась, и для которого у нее нет способа адаптации.

В период детства, к сожалению или к счастью, такими факторами является практически любое вмешательство реальности в психическую жизнь ребенка.

Рождение и первичное разделение с матерью так же является травмирующим фактором, но не родившись, не поживешь, ведь верно?

Задача взросления и, соответственно, задача воспитания родителем - это становление личности, адаптированной к самостоятельной жизни, в том числе и психоэмоциональной, в условиях внешней среды и общества.

Адаптационные механизмы психика вырабатывает как раз при столкновении с травмирующими/фрустрирующими событиями.

Вопрос в том, какой силы это будут травмирующие события, и какой способ адаптации психика изберет.

Дети воспринимают реальность совершенно иначе, и невыносимую эмоциональную нагрузку на психику ребенка можно произвести просто уходя домой с площадки.

Чем мы можем помочь своим детям?

✔Позволить им проживать возникающие чувства.

✔Называть эти чувства, подтверждая, что мы, взрослые, видим их и понимаем, а так же разрешаем ребенку их испытывать.

✔Объяснять внешние события, подключая когнитивную составляющую процесса. Но делать это не на пике эмоций.

✔ Контролировать не сами эмоции, а способы их выражения.

✔Обращаться с ребенком уважительно.

✔Сохранять свои границы, не менять решений, оставаться устойчивым и последовательным.

Продолжая пример с завершением прогулки, можно предложить два варианта ответов, например:

- "я слышу, что ты злишься, что нам надо уходить, и хочешь еще погулять, но уже подходит время обеда, и нам пора идти. Мы пообедаем, поспим и снова пойдем гулять (если правда пойдете)."

- "это что за выступление? Посмотри, как другие дети спокойно себя ведут! Ты зачем меня позоришь?! Никуда с тобой больше не пойду!"

Очевидно, что общий эффект от каждой из этих фраз будет совершенно разный!

Хотя, признаться честно, поистине желаемый в такие минуты (в виде мгновенного подчинения) во втором варианте.

Поэтому, дорогие мамы и папы, нам можно выдохнуть. Мы не убережем детей от травмирующих событий ни коим образом.

Но мы можем помочь им прожить эти события так, чтобы они смогли сформировать позитивные, помогающие адаптационные механизмы, которые позволят им в жизни

🟢выстраивать прямую коммуникацию,

🟢понимать и выражать свои чувства и потребности,

🟢открыто заявлять о себе,

🟢строить здоровые отношения.

Автор: Якубова Александра Алексеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru