В Минском музее Великой Отечественной войны я долго стояла у картин одного художника, о котором раньше не только не знала, а даже никогда не слышала.
Известный факт: мы признаём стоящим лишь то, что цепляет нас лично, дёргает за нервы, разрушает кокон равнодушия, которым мы окутаны в обыденной жизни, заставляет возвращаться снова переживать это острое чувство.
Художника звали Савицкий Михаил Андреевич. Он - белорус. Родился недалеко от Орши в 1922 году.
Сколько ребят его года рождения выжило в войну?
Подсчётов нет, но оценочные суждения говорят, что не больше одного процента от числа призванных.
Савицкому, можно сказать, повезло. Выжил. Но как выжил!!!
Его военный путь от боёв за Севастополь до плена, Бухенвальда и Дахау. Я сложно представляю как оттуда можно выйти психологически не травмированным человеком.
Вот эту страшную травму я и увидела на его полотнах. И поэтому, уже перейдя в другие залы музея, я останавливалась и снова возвращалась к картинам Савицкого.
Ниже его автопортрет таким, каким художник помнил себя в лагере. Меня здесь поразила не его застывшая поза, ни полосатая лагерная одежда, а глаза. Взгляд из под полуопущенных век, который, кажется, ничего не выражает. Но это не так. Просто человек закрылся от враждебного мира. Он не позирует. В автопортрете, поэтому, нет никакой внешней декоративности. Это образ узника на краю могилы.
Самое страшное впечатление на меня произвела картина "Поющие лошади". В лагере был обычай: охранники требовали от заключённых петь при транспортировке трупов к печам крематория. Зачем? А чтобы не заскучать на работе, ведь убийство - это такая рутина! Власть и безнаказанность опьяняют!
Я потом долго находилась под впечатлением от этой картины. Она меня ударила, стала апофеозом абсолютного зла, максимального расчеловечивания, выхолащивания человеческой сущности.
У Савицкого много и условно библейских сюжетов, что понятно. Вопрос о Боге, наверное, не раз возникал в голове у каждого узника. И к кому же ещё там было обращаться как не к Богу.
Посмотрите, почувствуйте, ужаснитесь.
У Савицкого много полотен на лагерную тему. Все они глубоки по смыслу. И, к сожалению, очень актуальны.
А начиналась всё в 1941. Вот здесь, в Брестской крепости.
Посмотрите два небольших фрагмента. Я снимала на телефон.
Это западные ворота крепости, Западный Буг - пограничная река и ужасающие следы войны.
А это вход в Брестскую крепость. Отсюда тоже никто не вырвался.
Благодарю вас за лайки комментарии!