Теперь, после ГИА, можно немного и подытожить.
Как говорится, исключения из правил только подтверждают эти правила. Поэтому все то, что повторяется из года в год, - уже установленный факт, даже если иногда и бывают какие-либо отклонения. Так, наши онлайн уроки обычно всегда на несколько баллов отстают по результатам от офлайна. Хотя бывают, разумеется, и неожиданности, но общая статистика именно такова.
С годами у нас выработался определенный стиль подготовки к ОГЭ. Остановились всего на двух форматах, один из которых - индивидуальный офлайн. Прекрасный, очень качественный формат, дающий самый высокий результат. Однако, мы не резиновые и не можем одновременно быть во всех местах. В этом огромный минус офлайна - он сильно ограничен местом, временными промежутками и, соответственно, количеством учеников. Поэтому с ребятами из Севастополя, допустим, я, проживая в Москве, могу заниматься только онлайн. Вынуждено.
Зато онлайн курсы, хоть и тоже имеют количественное ограничение, более массовые и в этом году показали неплохие результаты. Это я говорю «курсы», на самом деле это индивидуальные занятия в удаленном режиме плюс стримы. Их у нас четыре вида:
- летние - самые эффективные, потому что неторопливые и на несложные темы;
- «Хочу сдать на три» - начальный курс при годовых тройках или по удовлетворительным оценкам при тестировании;
- «Хочу сдать на четыре» - второй этап или сразу же с него начинают те, кто протестирован на «хорошо»;
- «Хочу сдать на пять» - это элитная группа, набирается только по результатам внутреннего экзамена или по результатам предыдущего курса.
До недавних пор занимались только математикой, но теперь готовим и к ОГЭ по русскому языку. Возможно также, что расширимся и на литературу, и на информатику.
И все же - ничто не заменит классических занятий тет-а-тет с учеником!
И вот почему.
Математика, русский язык - письменные дисциплины. И при наличии интернета решения заданий можно просто списать. Да-да! Не рассчитывайте, что дети обладают высокой степенью самоконтроля и в большинстве не попытаются использовать калькулятор или ГДЗ. А нам, находясь по ту сторону экрана, это сложно отследить: ребята такие хитрованы!
Не так давно я работала в структуре, которая премировала лучших онлайн-учеников поездкой в Москву на косплейную вечеринку. Лучшие выбирались путем общих внутренних экзаменов (немного сложнее по уровню государственных). Так вот, от этих очень приятных и любимых всеми праздничных мероприятий пришлось отказаться, так как «призеры» использовали поистине неуловимые виды шпаргалок и подсказок, не попадаясь никаким самым придирчивым наблюдателям, - лишь бы победить на экзамене! При этом массово заваливали сам ОГЭ, что делало бессмысленным и награждение, и подготовку.
Это я думала, что только письменные предметы тяжело вести онлайн, но нет! Лингвисты со всех сторон пишут мне, что и им точно так же тяжело преподавать язык. Да даже вести диалог! Они просто не знают точно, говорит ученик сам или читает текст по, например, открытому в окошке сверху (снизу) словарю.
Конечно, вы можете мне возразить - мол, зачем это ученику? Разве не в его интересах использовать репетитора по полной для разбора и помощи? Ну а я, как специалист по «трудным» ученикам, хочу обратить ваше внимание на то, что дети точно так же не хотят заниматься с репетитором, как и учиться в школе. А те, кто хочет, - ну, с ними проблем-то и нет.
Отсутствие полноценного контроля за уровнем восприятия ученика – один из самых главных минусов онлайн занятий.
Мне встречались такие умельцы! На основном экране они вели бой своими танками, (например, это были танчики), в боковых окнах открывали нужные правила и формулы, чтобы быстро ответить, если спросят. Руками они управляли джойстиками, которых я видеть не могла, они не попадали в обзор камеры. Лица при этом были такие специально-задумчивые, глаза не отрывались от экрана… Скажите, могла я предположить, что они видят вовсе не мои формулы и расчеты?! Все время моего разбора заданий уходило на бой, иногда он не прерывался даже и при моих вопросах и требованиях что-то решить самому. Разумеется, самому ничего решить не удавалось (тем более посреди боя).
Эврика меня осенила с одним очкастым учеником: в линзах отразились выстрелы и взрывы, а затем аббревиатура PABG. Ну и… я стала присматриваться и научилась замечать в глазах отблески игры, понимать по поведению, что деть увлечен вовсе не мной и математикой. Да, я научилась! Но знаете, ведь за счет чего-то же… Вместо того, чтобы думать о занятиях, о материале, как его подать попонятнее, я думала, как поймать моего любителя компьютерных игр, да? Согласитесь, что это снижает эффективность работы репетитора.
Между прочим, хотела обратить ваше внимание и на такой факт: за репетитором, собственно, тоже снижен контроль. Мне рассказывали, что, пользуясь различными функциями программ видеосвязи, некоторые деловые люди давали урок сразу параллельно нескольким ученикам, и даже был случай, что урок шел просто в записи.
Подобных примеров можно привести еще много, жду их и от вас в комментариях, а в следующих статьях мы рассмотрим и другие минусы онлайн обучения, и возможные пути обхода этих минусов.
Потому что совсем отказываться от удаленных занятий нерационально, они часть современных реалий, и их определяющее положительное качество заключается в безграничности информационной связи.