Областной Комитет эконадзора решил взыскать с ЗАО «Петродворцовое» 3,6 млн рублей как возмещение ущерба, нанесенного почвам. Не получилось.
Компании принадлежит участок с кадастровым номером 47:14:0302003:1959 - 17,6 га сельхозназначения, расположенный в Низинском СП Ломоносовского района (территория «Кузнецы 2», южнее Троицкой горы). Собственник с взысканием не согласился; дело ушло в арбитраж. (Дело № А56-53197/2023). В сентябре 2023-го иск был удовлетворен частично. (КЭН еще требовал провести рекультивацию, суд отказал). Предприниматели обжаловали вердикт.
Чиновники ссылались на данные проверки, проведенной в 2022 году: почти половина участка используются под складирование производственных и бытовых отходов; объем находящихся на участке отходов - 236,8 тысяч кубометров. Ответчик возражал: это не отходы, а строительные материалы; компания собиралась использовать надел под строительство производственно-складского комплекса для хранения сельхозпродукции.
Разработан проект; выполнена вертикальная планировка участка. Материалы, складированные на участке, не токсичны: экспертиза отнесла их к V классу опасности. И вообще это не отходы, а «техногенный грунт» - на этот счет в суд были представлены соответствующие документы.
Апелляционная инстанция также установила, что при проведении экспертизы была нарушена процедура; кроме того, эксперт не подписался под извещением об ответственности за дачу ложных показаний. (Доказательства, полученные с нарушениями, не могут быть приняты в суде). Апелляция отменила решение первой инстанции. Комитет обжаловал постановление, в июне дело ушло в кассацию.
Жители Ломоносовского районы болезненно относятся к незаконным свалкам: в начале года в Низино даже пришлось вводить режим ЧС из-за горящих отходов в урочище Симоногонт. Тогда дымом накрыло Низино, Сашино, Узигонты, Новый Петергоф…
В Оржицах продолжается история с протестами против строительства комбината по переработке отходов на карьере Брандовка; гатчинцы требуют прекратить эксплуатацию переполненного полигона «Новый Свет - ЭКО».
Чиновники обещают «высокие технологии», жители им не верят. Возможно, у них основания. И печальный опыт предыдущих обещаний.