Этим вопросом задаётся заместитель редактора британского новостного сайта UnHerd Питер Франклин.
В последние несколько дней в социальных сетях появилась карта результатов европейских выборов во Франции. Она отличается высокой детализацией и показывает политическую партию, занявшую первое место в каждой из 35 000 коммун страны. Интерактивная версия доступна на сайте Le Monde: просто нажмите на департамент, а затем увеличьте масштаб, чтобы увидеть распределение голосов по городам и деревням.
Однако внимание привлекает именно общая картина. За исключением Парижа, Франция выглядит как море коричневого цвета, что свидетельствует о доминировании Национального объединения (RN) Марин Ле Пен. Почему дизайнеры карты выбрали именно этот оттенок? Это не официальный цвет партии - им является темно-синий. Независимо от намерений, коричневый цвет наводит на мысли о фашизме. Особенно это касается униформы, которую носили СА, первоначальное военизированное крыло нацистской партии Германии.
Карта также относит RN к "ультраправым". Партия LFl Жан-Люка Меленшона, напротив, классифицируется как "радикально левая", как, впрочем, и Французская коммунистическая партия. Это не случайно, и, несомненно, пришло время начать использовать политическую терминологию с большей осторожностью.
Вместо того чтобы перечислять сухие определения, нам следует обратиться к среднему региону Соль - части Франции, о которой мало кто из британцев слышал, а тем более посещал, - где доминирует RN, набрав там половину голосов. Расположенные на границе Лотарингии и Шампани, её деревни разбросаны вдоль реки, с одной стороны которой открытые поля, а с другой - лесистые холмы. Но, несмотря на буколическую природу, это не совсем материал для шоколадных коробок. В отличие от ренессансного Бар-ле-Дюка, расположенного неподалеку, многие здания здесь построены в послевоенное время.
И на это есть своя причина.
В августе 1944 года отступающие немецкие солдаты устроили резню в деревнях Робер-Эспань, Кувонж, Борей-сюр-Солькс, Моньевиль и Теремонт-сюр-Солькс. Десятки беззащитных мирных жителей были схвачены и убиты, а их дома сожжены дотла.
Теперь, 80 лет спустя, когда те же самые общины голосуют за Ле Пен, за что, по мнению парижских и лондонских комментаторов, они голосуют? За фашизм и нацизм? На самом деле жители долины Солькс, как и большинство из нас, помнят, что это такое.
Такой всеобъемлющий ярлык, как "ультраправые", скорее вносит путаницу, чем ясность. Большая часть Франции - особенно обширный обезлюдевший участок территории, известный как "пустая диагональ", - глубоко консервативна. В большинстве своем её не разделяют коммунальные противоречия, но она хочет, чтобы ее уважали - или просто помнили - французская элита и элита ЕС.
Было время, когда эти желания отстаивали правые. Но сегодня наследники де Голля представляют собой хаотичный беспорядок, находящийся в худшем состоянии, чем британская Консервативная партия - если такое можно себе представить. Лидер правоцентристской партии Les Républicains Эрик Сиотти вчера был исключен из партии за публичное заявление о намерении заключить союз с Ле Пен, после чего он поставил под сомнение законность своего исключения.
Ле Пен заняла место, оставшееся после краха истеблишмента, и реформировала свою партию с этой целью. Не нужно быть её поклонником, чтобы признать эту реальность и то, что такие ярлыки, как "ультраправые", потеряли смысл. Тот, кто хочет победить популизм или хотя бы обуздать его эксцессы, должен прекратить вести старые войны.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».