Найти тему
Ламповый книголюб

Как фильм "Дом, который построил Джек" стал навязчивым "камушком в ботинке"

Оглавление

В мае посмотрела только один фильм, но зато какой: "Дом, который построил Джек". Это просто невероятный букет из эмоций и мыслей. Знаете, после фильмов такого уровня долго не хочется ничего смотреть, потому что на протяжении еще долгого времени периодически мысленно возвращаешься к нему, и это многогранное послевкусие не хочется ничем перебивать.

Кто такой Джек?

"Джек..." — это история серийного маньяка, образ которого стал собирательным. Многие известные литературные убийцы послужили базой к созданию главного героя фильма. За 12 лет Джек убил 61 человека, но рассказывает только о пяти эпизодах, которые изменили форму его собственной души (ох, давно хотела эту фразочку куда-нибудь ввернуть😅) и подарили ему известность под кодовым названием — "Мистер Изощренность". Сам придумал! Но Джеку этого было мало. Слава проходит, а хочется в историю не только войти, но и закрепиться, чтобы помнили и восхищались.

Параллельно рассказу об убийствах Джек много философствует и, кстати, диалог ведет он не со зрителем, а с закадровым персонажем по имени Вердж, который выстрелит ближе к финалу, как то самое ружье на стене у Чехова. Джек мечтает построить свой идеальный дом, но каждая новая попытка не приводит к желаемому результату. Он с маниакальным упорством отрабатывает каждый проект. Главная сложность для Джека — найти идеальный материал для дома. Тема дома кажется второстепенной, но на самом деле она кульминационная, просто надо набраться терпения.

Единственное, что приносит в его жизнь удовлетворение, это новое убийство. Планирование и сам процесс порой доведены до абсурда. Сверх провокация какая-то получается, но не спешим делать поспешных выводов, а терпеливо следуем за Джеком и получаем первый подарочек.

Эпизод с фонарями впечатлил меня наверное сильнее, чем сами расправы. С такой поразительной точностью передать жуткую зависимость на примере свето-тени — без лишних слов "Браво"!

Фильм — камушек в ботинке

То ли сам Ларс фон Триер сказал, то ли кто-то другой, что после его кинокартин, появляется ощущение камушка в ботинке. Это легкое, но очень навязчивое неудобство от нового мироощущения, который с благостью преподнес режиссер своему зрителю или с не очень хорошим умыслом. Я тут все понял про эту жизнь, но мучиться один не стану, поэтому вкуси😅. С Триером, чувствую, еще не раз вкусишь запретный плод за познание.

Его кинокартины действительно меняют многое на ментальном уровне и даже на физическом, заставляют находить совершенно новые смыслы. Хотела бы я так чувствовать жизнь и происходящие изменения в ней или нет? Вопрос, который не дает покоя, еще со времен просмотра "Меланхолии". Слишком мощная энергия, от которой порой неслабо треморит. Триер через человека демонстрирует масштаб трагедии вокруг, которая начала разыгрываться давно. Сначала фокус камеры на человеке, а затем происходит медленное отдаление до всего человечества или целой эпохи. Фильм в моем топе лучших, но сейчас не о нем.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Где искать разгадки?

Вместо анализа фильма, решила, что будет лучше рассказать, на что стоит обратить внимание, чем просто пробежаться по ключевым моментам. В конце концов я больше про впечатления, чем про полноценный разбор. Мое мнение исключительно субъективное, а этот фильм, кстати, совершенно это не осуждает, а, наоборот, поощряет. Каждый найдет, увидит и поймет его по-разному, и это самое классное, что может быть в искусстве, — свобода мысли.

Лучше понять и проникнуться "Джеком" поможет биография режиссера, особенно уделите внимание периоду его отмены Каннами после одного высказывания. Своего рода это путь создателя. Отчасти Джек — это Триер и его ответ всем, кто участвует в принятии его произведений искусства. Да, те самые, которые ничего не умеют, но осуждают тех, кто творит😅.

Следующий немаловажный момент — это знание "Божественной комедии" Данте. Поверьте, это сильно поможет в понимании финала и в целом, к чему это все было. Кстати, на круги ада, которые Джек с Вёрджем прошли, тоже рекомендую обратить внимание. Возможно, фильм станет хорошей мотивацией познакомиться с великой поэмой. Сама перечитала "Божественную комедию" прошлой осенью с большим интересом, поэтому смело рекомендую.

На музыку и вставки с известным пианистом тоже стоит обратить внимание. Вообще искусство, подлинное искусство, проходит красной нитью через фильмы Триера, а в этом они оживают в самом прямом смысле.

Ларс фон Триер
Ларс фон Триер

Почему стоит рискнуть?

Фильм не буду рекомендовать, потому что многим он точно не понравился по разным адекватным причинам. Но если рискнете, то самое главное не бойтесь ошибиться в трактовках, просто ищите крючки и зацепки, которые оставил режиссер, и делайте самостоятельные выводы. Правильных ответов нет! Не пугайтесь жутких сцен, спрятанные смыслы нейтрализуют все это. После финала на все смотришь совершенно по-другому. Это не насилие ради насилия, а диалог, заявление, вопрос или что угодно другое.

Какие фильмы Триера смотрели? Как относитесь к его творчеству? Делитесь впечатлениями в комментариях.