Для того чтобы двигаться дальше, к современности, в истории христианского культа и идеологии, нужно всё-таки понять его основных конкурентов эпохи эллинизма. А именно, и прежде всего, гностицизм и неоплатонизм. Это сами по себе бесконечные темы и проблемы, как и античная философия, которую мы лишь бегло коснулись ранее для введения в христианскую философию. Однако выделить какие-то существенные черты, без ухода в дебри и тонкости можно и нужно даже в рамках одной статьи. Для чего?! Чтобы понять, а что могло бы сложиться в христианстве и истории иначе? И могло ли бы, действительно, сложиться?
Итак, возьмём для начала гностицизм...
Гностицизм - это религиозно-философское учение 1-2 века нашей эры. Оно возникло в иудаизме и раннем христианстве и оказало значительное влияние на его развитие. В отличии от христианства, с его обрядами и сводом законов, основная идея гностицизма заключается в том, что существует высшее духовное познание (гнозис), которое позволяет человеку покинуть материальный мир и достичь спасения ("просветления", как они говорили!). Процесс этого познания протекает в виде непосредственного духовного общения с Божеством, когда душа отрывается от мирского и телесного и устремляется к высшему свету и знанию. Гностики отрицали не только все материальное, но и даже телесность Иисуса Христа, утверждая, что это сам Бог(Душа) вселился в материю, чтобы вывести людей к Свету и Спасению, а потому страдания на кресте никакого не было. Только видимость, иллюзия страдания и всего материального. (Мало того, они доходили по сути до дуализма доброго и светлого начала, Бога познания (Абракоса) и тёмного материального Бога (Демиурга, понимаемого иначе чем у Платона. Иногда он назывался также Яхве, Сатана, или Ялдабаоф).
Хотя в целом их Космология и повторяла язык Аристотелизма и кое-что из стоицизма: от Первоначала, Ума(Единородного), к Истине, Логосу и Жизни. Но всё-таки они были зажаты в жёстком отрицании материализма абсолютным идеализмом! Кроме того, в учениях гностиков просматриваются такие источники эллинизированных платонизма (метемпсихоз души, "Пещера Платона" и др. ), пифагореизма, орфизма, герметизма, до фарисейства, ессейства, и саддукейской этики закона, как особой избранности жрецов. Ведь гностики считали, что только они, путем особой экзегезы над текстами Писания, могут постичь истину. Званых много, но мало избранных "пневматиков". Некоторыми исследователями проводились аналогии гностицизма и буддийской нирваны, отрицающей мир. Но это все-таки, должно быть, совпадение.
Влияние гностицизма на становление христианства было заметно более всего как раз в области экзегезы Писания. На "Александрийское богословие", с его иносказаниями и аллегориями. Однако в целом их учение, метафизика, вызывало отпор и осуждено как ересь, в ранней христианской Церкви (ориентированной на последовательный аристотелизм!), но повлияло на множество деструктивных гностических сект и течений: манихейство, докетизм, донатизм, арианство, а также каббализм, итд.. О которых мы поговорим, наверное, в другой раз. Хотя именно в ответ на гностицизм были сформулированы и одобрены канонические тексты Нового Завета, которые стали основой для официального христианского учения. Кроме того они повлияли на корпус Ареопагитик, и на учение о Святом Духе.
Наиболее заметными гностиками были Валентин, Василид, Маркион, и другие. Замечательную книгу на этот счёт, которую я читал, написал Лев Платонович Карсавин: "Святые Отцы и Учители Церкви". Очень рекомендую.
Что же касается неоплатонизма, то - это философское учение, которое развилось в 3-6 веках нашей эры на основе учения Платона. Оно объединило платоновские идеи с элементами других философских течений того времени: пифагорейства, стоицизма и аристотелизма с гностицизмом.
Главной концепцией неоплатонизма является учение о триаде сущности, состоящей из Абсолютного Одного(Единого), Разума (Нус) и Души. Единое считается высшей реальностью, источником всего существующего и находится за пределами мира и всякого выражения и понимания. Разум служит посредником между Единым и душой, которая является промежуточным звеном между миром и Единым. Душа стремится к объединению с Единым и освобождению от материального мира, утверждали они подобно гностикам(но без их радикальности и бинарности!). Точнее как, она сначала логично разворачивается от Единого и Разума в материальный мир (метемпсихоз), а потом логично возвращается из мира через Разум в Единое. Эту динамику превращений Души от тела к Богу, Прокл и Ямвлих описывали как ещё одну диалектико-динамическую триаду: пребывание – исхождение – возвращение (по гречески: μονή – πρόοδος – ἐπιστροφή). Которую они мыслили с одной стороны вневременно, а с другой, и исторически тоже.
Основными представителями неоплатонизма были Плотин и Прокл. Именно Плотин развивал учение о триаде сущности, считая что душа имеет возможность достичь единения с Абсолютным Одним (Единым) через философскую практику размышления и экзегезу чтения. Прокл в деталях расширил учение о триаде сущности и оформил теоретически триаду динамического воплощения Души, намеченную Плотином. При этом, уделяя большое внимание ритуалам и мистическому опыту, а также геометрико-математическому моделированию реальности (в русле Пифагора). Ямвлих, Порфирий и некоторые другие их последователи развивали неоплатонические идеи предшественников, пока при Юстиниане, в 6 веке, не были закрыты почти все философские школы.
Неоплатонизм оказал значительное влияние на христианство. Он предоставил христианским мыслителям философский язык для выражения идей Бога, мира и человека, в их взаимосвязи. А также для описания многих моментов троичного богословия. Восточные отцы Церкви, такие как Климент Александрийский и Григорий Нисский, пользовались многими неоплатоническими идеями и концепциями для развития христианской теологии. Значительно повлияли неоплатонические триады и гностицизм также и на учение Дионисия Ареопагита и весь корпус ареопагитических текстов в патристике. На его мистику Света и Тьмы, а также триадологии понятий.
Однако, как я уже писал, в области культа, обрядов, аристотелизм был куда более заметным явлением в ранней христианской Церкви и неоплатонизм лишь постепенно, с веками, проникал в христианство (например, у Августина Блаженного) и у каппадокийцев. В новую философию, схоластику, гуманизм, итд.. В дальнейшей истории философии неоплатонизм также имел значительное влияние, ведь неоплатонические идеи были важными для эзотерических традиций и косвенно повлияли на таких классиков мысли, как Гегель, Шеллинг, Владимир Соловьёв, Карл Маркс, Лосев, Рудольф Штайнер, и других мыслителей.
Основное отличие гностицизма от христианства, я уже показал. Это отрицание мира, материальной реальности, при общности многих теоретических категорий и понятий. При общей аристотелевской базе. Там был сильный уход в платонизм, который, по мнению Алексея Фёдоровича Лосева, разрушил гармонию античной мысли и культуры, тела и духа, материи и идеи. Однако сам гностицизм, идея эманации Духа и Света значительно повлияли и на Тринитарное богословия и на мистику света, ареопагитики и будущий исихазм.
А неоплатонизм, в лице Плотина, впервые сформулировал четкую троичность Лиц Божества. Да, чуть в другой логике и последовательности, терминах, чем будущий догмат о Троице, но похоже! Ведь категориальный аппарат неоплатоников исходил из идеи над-мирности, за-мирности Бога, который воплощается в Сущий мир лишь частично, оживляя его, а потом возвращается в свое абсолютное Первоначало. На следующем этапе каппадокийцы-тринитаристы, по сути лишь чуть пересмотрели диалектически-замкнутые идеи неоплатоников, добавили к ним условную историко-временную перспективу и немного убавили их духовный оптимизм, оставив суть учения неоплатоников: Бог-Отец рождает Сына и низводит Духа Святого. Основное отличие, что (вслед за гностиками), никакой внеположенной Богу материи нет (мир Божий творится им из ничто!). Она материя им рождается (или по другому, создаётся!) вместе с Сыном Божьим, а не он (Бог) в неё воплощается, как в свое иное. Ну и то, что в центре духовной мистерии Х. уже не странствия души, а рождение Сына (тела?), понимаемого скорее символически, как создание христианской Церкви.
Голгофа и Воскрешение стали у тринитаристов не просто логикой и физикой Богоосуществления, как у Аристотеля и стоиков, но драмой, мистерией, трагедией, которую нужно не просто понять... Но практически осуществить, пережить, воплотить. Кенозис обернулся катарсисом. Это всё-таки значительная разница. Это словно неоплатонизм и гностицизм соединили, убрав материализм Аристотеля совсем (оставив его только как метод и осмысление культа, философию культа). Таким образом, в целом, хотя каппадокийцы исходили методологически и логически из Аристотеля, но неоплатоники и гностики оказали на их взгляды, пожалуй, решающее, влияние.
(Кстати, именно две эти крайние точки зрения неоплатонизм-гностицизм и христианский аристотелизм породили в итоге два противоположных пути Богопознания и Богословия апофатический отрицательный и катафатический утверждающий, соответственно.)
Но о подробнее о христианской догматике, философии и ересях мы поговорим, я надеюсь, в другой раз и в отдельной статье. Тут уже нет места времени и сил). Не получилось все совместить в одной статье).