Юбилей Пушкина в Большом театре - с ним.
А уж за 600 руб.! Но вы учтите, это «режопера» — чем хуже видно, тем зрителю спокойнее…
А звук на галерке отличный, недаром знатоки там собираются.
Короче, мне понравилось. В целом…
Про постановку я вам уже рассказывала, повторяться не буду.
Осторожно переходим в исполнителям. А то ведь артиста обидеть может каждый…
Гетман Мазепа — Эльчин Азизов
Сколько я хожу в Большой, столько Эльчин Азизов поет все премьеры; надо полагать, он там официально ведущий баритон.
Скажу так: артист вдумчиво создает неоднозначный образ, используя все возможности, данные ему природой.
Нельзя не восхититься тем, как элегантно он выглядит в любом из разнообразных придуманных постановщиком костюмов. В сочетании с броской южной внешностью злой гений семейства Кочубеев просто неотразим! Неудивительно, что простодушная Мария предпочла его надежному, но слишком предсказуемому Андрею.
Читатель, конечно, заметил, что я всеми силами стараюсь отодвинуть тот момент, когда придется все же сказать хоть что-то непосредственно о голосе? Это же опера!
Ну что ж, голос вполне соответствует персонажу.
Мазепа - человек немолодой и не слишком приятный в обращении, в проявлении сильных чувств не замечен. Вот и голос его звучит сухо, без широты и объема, не слишком выразительно и настолько глухо, словно доносится из подвала, где гетман содержит своих несчастных пленников.
В то же время никогда у меня не было опасения, что у него не хватит дыхания, или что он сорвет высокую ноту — возможно, из-за того, что и попытки брать ее не часты.
Одним словом, какое содержание, такая и форма.
Мария — Анна Шаповалова
Андрей — Сергей Семишкур
От несостоявшейся молодой пары впечатление совсем другое: меня привлекают голоса сами по себе, но не исполнение. И это странно, потому что обоих артистов в этих партиях я уже слышала:
Анна Шаповалова пела на премьере, мне понравилось ее трогательное, «несовременное» застенчивое сопрано.
У Сергея Семишкура было первое выступление — но это здесь. Нет времени искать программку, но я почти уверена, что именно его я слышала в Мариинском «Мазепе», и было очень даже хорошо.
Не знаю, что вдруг могло случиться, но они оба пели натужно, неровно, отрывисто.
Возможно, оркестр играл как-то неудобно?
Дирижера Алексея Верещагина я знаю плохо, по-моему, он работает в основном на Камерной сцене. Хотя на сайте театра сказано, что при постановке «Мазепы» он был ассистентом. Ну, не знаю.
Оно и понятно, ведь раньше почти всеми операми дирижировал «главный по музыке» Туган Сохиев. А если не он, то кто-то из гостей страны. Наших дирижеров того времени вообще не припомню!
Любовь Кочубей — Ксения Дудникова
Тут у меня мнения почти никакого нет, поскольку и персонаж какой-то непонятный. «Очнись от горя, Кочубей!» вышло очень жизненно, напористо, недаром в буклетике сказано, что Любовь была исключительно деятельная и решительная особа.
Но во втором действии она обращается к дочери «Спаси отца, будь ангел нам» с такой интонацией, как будто завуч распекает заигравшуюся ученицу в начальной школе. Впрочем, может быть, так задумано? Художник надел на нее шикарную шляпу — вот видите, у нее в руках? (Внутри галереи)
Необычная забота о внешнем виде в таких обстоятельствах...
Но в целом и тут все хорошо.
Несколько персонажей второго плана:
Пьяный казак — Иван Давыдов
Первый раз мне встречается этот певец.
Выступил достойно, хотя и без желательной для такого разбитного персонажа лихости.
Обратите внимание на разделение труда: поет один артист, прыгает с телеги и на нее обратно, выкидывает замысловатые коленца — уже другой.
Искра — Илья Селиванов
Очень хороший тенор. Но это я знаю по другим спектаклям, здесь у него вспомогательная роль, составить впечатление трудно.
Орлик — Валерий Гильманов
Отличное исполнение! Просто оперный Оскар за роль второго плана. Какая дикция! Какой звук! Летит до последнего ряда, где ваш автор теперь обретается, без малейшего усилия, только за счет грамотного владения голосом.
Любопытно, что в репертуаре этого певца практически нет главных партий. Боюсь, что и не будет. У него очень характерный «народный» тембр; например, Варлаам в «Борисе Годунове» мне запомнился чуть ли не больше, чем сам Борис. А вот король Рене в «Иоланте» - я слушала капеллу Полянского — нет, это не его.
И, наконец, герой дня:
Василий Кочубей — Станислав Трофимов
Это был настоящий мастер-класс!
Я не профессиональный критик, собственно, и вообще не критик, потому у меня своя собственная система оценки оперных певцов. Когда я легко запоминаю ту или иную арию, еще долго после спектакля в ушах звучит голос того или иного певца, и мне хочется прокручивать его снова и снова — значит, партия удалась!
Так вот, из всей оперы лучше всего отложилась в памяти партия Кочубея. Он теперь поет у меня в подкорке голосом Станислава Трофимова. Я уже все наизусть знаю, от «Пан гетман, это шутка?» в первом действии до «Внемли молитве покаянья» - это уже когда их на казнь ведут. Стихи, наверное, либреттиста Буренина, на «наше все» не очень похоже.
Открою секрет, как раз в расчете на этого певца я и взяла билет около трех месяцев назад. Он пел премьеру здесь, и у себя в Мариинском я его слышала в этой партии, тогда еще его приметила. Кстати, блестящий спектакль, если кому интересно, найду свои черновые записи. Просто не успеваю — я же, когда бываю в городе на Неве, хожу в театр каждый день!
Сегодня Станислав Трофимов поет Сусанина в Большом. И позавчера тоже. Если кто слышал, поделитесь впечатлениями? Я думаю, ему эта партия тоже очень идет.
Подводя итоги:
Рада, что выбралась в театр. Даже несмотря на очень своеобразную работу режиссера.
В буквальном смысле «не смотря» - не буду же я все три часа на ногах стоять?
Кстати! По-видимому, клаке дали расчет. Послушайте, как кричат «браво» в записи поклонов, по-моему, это обычные зрители. Зал был настроен очень благожелательно, хлопали долго, разошлись около 11 ночи, хотя в программке указано 3,5 часа.
Что до певцов, то автор — покладистый слушатель. Если хоть кого-то одного можно слушать без дрожи — ну и хорошо… А тут две партии просто великолепны, да и весь состав работал неплохо; не так, чтобы дух захватывало, но очень прилично.
Вот были времена, когда у нас премьеры сплошь траченые молью иностранцы пели… Как вспомню «Богему» или «Бал-маскарад» - это была, конечно, жуть.
Можете вот тут почитать театральные воспоминания:
А нынче — спасибо санкциям ))))