Баня – один из обрядов, который совершался перед свадьбой. Предлагаем один из вариантов обряда.
Накануне свадьбы утром невеста обыкновенно созывала своих подруг и просила их истопить баню. Те топили и вели невесту в баню с песнями. В руках в это время они несли веник, увязанный бантиками. Баню обыкновенно выбирали где-нибудь подальше от села, чтобы с песнями идти дольше. В это время чаще других пелась следующая песня:
Туман, туман при долине,
Лист широкий на малине;
Есть пошире на дубочке;
Манил молодец девочку.
Не свою манил, чужую.
Пойдет девка, поцелую.
Зачем чужу целовати,
Тоску к сердцу придавати…
В бане девушки мыли и парили свою подругу-невесту тем веником и при этом нередко щипали, спрашивая при этом, зовут как жениха. При одевании невеста нередко пела:
Как оставьте-ка, сударыни,
Меня в той бане жаркой,
Чтобы прошла такая славушка,
Что умерла-де красна девушка
Во той во бане жаркой.
Придя в дом, она просила своих подруг причесать её:
Как заплетите-ка мне, сударыни,
Мою косу русую;
Как вплетите-ка, сударыни,
Разноцветну алу ленточку.
Подруги исполняли её просьбу. Невеста, поблагодарив их за жаркую баню, сажала подруг обедать, а сама садилась рядом, но не ела, а причитала:
Кушайте, мои сударыни,
Не дожидайтесь, мои милые,
Чтоб честила я вас, потчивала.
Надо б мне, мои сударыни,
Стоять, да на резвых ногах,
И честить вас пуще, потчевать,
Чтоб не сердились вы, не гневались,
На меня на молодёхоньку.
На меня на заленёхоньку.
При выходе из-за стола она просила подруг не оставлять её и кланялась им в ноги.
Северорусский обряд бани невесты
В церемонии, например, северорусской бани также обязательным является участие подруг невесты. Обряд этот – прощание невесты с девичеством, девичьей красотой или вольной волюшкой.
Ближайшие подруги ходили приглашать девушек на девичник, иногда нося при этом длинные палки, к которым прикреплены специально сшитые маленькие юбочки. Девушки топили баню и вели туда невесту.
После мытья невесты подруги оставшейся водой мыли себе лицо – «накладывали честь на себя», чтобы быть привлекательными, «славутными». Нередко уже в бане невеста расставалась со своим девичеством, отдавая девушкам ленту из расплетенной косы.
Возвращаясь домой, невеста в причете ругала баню за то, что та «отняла у нее волю» и «смыла девичью красоту»:
Я пришла как в парну баенку, –
Моя волюшка с головушки бросалася,
Во медны тазы она кидалася,
В чистой водушке да искупалася;
Она в печеньку бросалася,
Зрелым углем показалася;
Она на каменку бросалася,
Огнем пламенным да показалася;
Она в двери как бросалася,
Серой уточкой да показалася.
Поплыла как эта сера уточка
По широкому по славному Онегушку.
тут по крутому по бережку
Ходил, полесовал (охотился) остудник –
Млад отецкий сын.
Он убил да серу уточку
На широком славном Онегушке.
Это не утушка была,
Это была да воля девичья…
Обряд баня в северной части Прикамья проходил несколько иначе. Утром в день девичника невеста будила своих подруг плачем. После этого все вставали и одевались, под предводительством сестры невесты девушки начинали топить баню. Дорогу, ведущую в баню, украшали вичками (веточками) – елочками или березками, на ниточках подвешивали лоскутки и ленточки, разукрашивали ленточками стены и потолок бани и предбанника, а кроме того от одного конца вичек до другого протягивали нитки, также украшенные лоскутками и ленточками. Тем временем родители невесты отправляли «звату» просить на «один зов» – в баньке помыться-попариться да отведать пирогов от жениха. Когда все было готово, родственники в сборе, баня истоплена, девушки приглашали невесту в баню, исполняя специальный плач.
По окончании плача начинали готовиться к обряду расплетания косы.
Известны и другие варианты «бани».
После окончания обряда расплетания косы невеста, сопровождаемая своей свитой, шла к отцу на благословение. Отец благословлял ее рукой, завернутой в рукав одежды, то же проделывали мать и крестная невесты. Кроме того, мать выдавала ей рубашку, и девушки по украшенной летами, цветами дороге уводили невесту в баню. Во время расплетания косы и проводов в баню девушки исполняли причеты. Спустя некоторое время к бане вслед за ними отправлялись братья невесты, они становились у банного окошечка и «выкарауливали кра́соту». Традиционным символом девичьей красоты в свадебном обряде были ленты невесты («кра́соты»).
Спев причет братьям-караульщикам, девушки выбрасывали в банное окошко ленты, те подхватывали их и, подпоясавшись ими, разбегались. Продолжая причитать, девушки раздевались, мылись и начинали одевать невесту, исполняя при этом последнюю «плачу».
Изредка обряд, называемый баней, совершается без мытья: невеста отправляется в другую избу и там причитает девушкам, а потом ужинает с женихом или исполняет белую баню – особый причет по покойным родителям.
После бани наступало временное затишье, невеста отдыхала, сама заплетала себе косу, обедала без всяких обрядовых церемоний, угощала присутствующих пирогами, принесенными от жениха.
Девичник – один из главных атрибутов свадебного обряда.
На девичнике девушки наряжают свадебное деревце – обычную елочку, в некоторых местах – сосенку, репейник или березку. Елочку украшают лентами, цветами, бусами, цветной бумагой свечками. Это деревце в северных районах называлось кра́сотой и олицетворяло собой девичество. Елочку ставили на стол, и невеста, причитая, прощалась с девичьей кра́сотой, а потом отдавала ее на сохранение сестре или ближайшей подруге. Прощание с кра́сотой – центральный обряд девичника.
Символом девичества могли быть и другие ритуальные предметы, также называемые кра́сотой (красой) или волей: украшенный цветок, венок из лент и цветов, лента из косы, сама коса, коса сплетенная из льна или лент, ленты и пряники, белый платочек, головной платок, различные девичьи украшения (банты, бусы, кольца, зеркало, гребень, румяна и т.п.), решето с платками и лентами, головная повязка (широкая лента, повязанная вокруг головы), девичий головной убор, корона или кокошник, наряд (скрута). Сдавая кра́соту, невеста наказывала девушкам:
Берегите, подруженьки,
Мою девичью кра́соту.
С головы не сымайте,
С белых рук не спушшайте.
Я носила кра́соту
Поверх буйные головы.
Меня красила кра́сота
Вы носите, подруженьки,
В будни и в празднички,
Мою честну дивью кра́соту,
В частые воскресенья.
Иногда невеста среди девушек выбирала себе «волю» – близкую подругу и причитала ей, а «воля» отпричитывала невесте.
Часто на девичник приезжал и жених со своими друзьями и родственниками. Девушки ставили перед ними на стол «кра́соту» (елочку) и просили выкупа:
«Сватушка-батюшко, тысяцкой честной, князь молодой, весь поезд дорогой, извольте на нашу кра́соту поглядеть и окупить, невесте назад возвратить».
Жених давал им гостинцев или денег.
Иногда вместо красоты девушки делали «зайчика»: скручивали головной платок жгутом так, чтобы с одной его стороны торчали два кончика в виде заячьих ушей. Украшали «зайчика» кольцами, пуговицами, лентами или цветами, а в уши втыкали серьги. Иногда его шили из заячьей шкуры и повязывали красный бант на шею. «Зайчика» подавали на тарелке жениху со словами:
Тысяцкий честной, князь молодой, поиграйте, да не изломайте, так же и нам отдайте. Наш «зайчик» не по лесу ходит, не осинку гложет – по сваребке ходит, прянички кушает да нас, красных девушек, слушает. Если охотнички, так подстрелите, а не охотнички, так подарите.
В некоторых местах девушки ставили на стол перед приехавшими гостями «барашка», испеченного из ржаного теста, или «коня» в бусах и с часами, приговаривая:
Извольте полюбоваться нашим конем, оцените, окупите и назад оборотите.
Маленькие девочки «просили на куклу», подавали ее опять же с прибаутками, например:
Извините о том, что я в платье худом, дома есть казачок, изорванный бочок.
Ломание девиц
Во время угощения парни, приехавшие с женихом, устраивали так называемое ломание девиц: каждый из них, отведав очередного блюда, благодарил девушек за кушанье, а в ответ все девушки должны были встать и поклониться в пояс. При общем смехе в избе баб и мальчишек то и дело слышалось:
«Спасибо, девушки, за сочне! Спасибо, красавицы, за кашку! Спасибо, умницы, за хлебец!»
Иной молодец благодарил за то, чего и в чашке-то нет, а девушки за каждое спасибо вскакивали и отвечали общим поясным поклоном.
Иногда девушкам, причитающим на девичнике, преподносили шуточные, пародийные подарки: старую тряпку, черепок, уголек, веник, завернутое наподобие ребенка полено и т.п. И все это они обязаны были принимать с благодарностью и плачем.
Интересен девичник, сохранившийся в с. Гжатске Новосибирской области, от переселенцев многих регионов России, Белоруссии и Украины.
После рукобитья (окончательного решения всех вопросов по свадьбе) в доме невесты каждый вечер собирались подружки: шили полог, мешки, занавески из ситца на кровать, на лавки, на печь. Накануне дня венчания утром жених собирал свою родню, а невеста – свою. Готовил предсвадебный поезд дружка – обычно это был дядя (или близкий родственник) жениха. Поезд из 3–5 троек вез гостинцы (конфеты, орехи, пряники) невесте и ее подругам. В доме невесты поезжан приглашали к праздничному столу. Девушки пели, плясали, веселились. Жених приглашал их покататься, сам правил лошадьми. Девушки пели разные песни.
Полно-полно вам, робяты,
Чужо пиво пити,
Не пора ли вам, робяты,
Свое заводити?
А в нас солоду нету,
Хмелю не бывало.
А в нас солод на овине,
В хмель на тычине.
На тычине, на тычине,
На самой вершине.
Тычинушка тонко гнется,
А хмель выше вьется.
Опустился-обломился
На мать-сыру землю,
на мать-сыру землю,
На сырой песочек.
После катания девушек угощали в доме жениха.
Вечером того же дня братья невесты запрягали лошадь в кошевку или сани-розвальни, дугу украшали цветами, лентами, полушалками, потом отправляли девушек «развозить красу». Они объезжали все село, били в заслонки, стучали валькам, пели частушки и песни по преимуществу свадебные песни. Заезжали к жениху. Там девушек принимали и угощали особенно радушно.
Накануне свадьбы и у жениха происходил мальчишник (парневик, парничник, поездины, поезд женихов, молодецкий вечер), где по аналогии с обрядом бани невесты устраивается баня для жениха. В этот вечер к жениху собирались все те, кто на следующий день участвовал в «поезде» – свадебной процессии жениха к невесте.
Расплетение косы
Для обряда все садились за стол, соблюдая старшинство, и начинали петь причеты, во время которых невеста, опершись о стол руками, рыдала, качала головой, била кулаками по столу, стараясь как можно нагляднее показать свои страдания.
Расплетание косы символически означало переход из состояния девичества в состояние замужней женщины т.е. расставания с девичеством. Окончив причет, девушки, опять же по старшинству (обычно начинала сестра невесты) по порядку расплетали косу, а ленточку, выплетенную из косы, клали на специально приготовленную тарелку.
Когда невесте развязывали все мелко переплетенные пряди в косе, все узлы, ленты и шнурки, которые девушки специально туго вплетали в косу, невеста сопротивлялась и причитала:
Надоела, верно, вам я, напрокучила,
Что срывом волюшку срываете,
Что отнимом отнимаете…
Как вам такие свадебные обряды? Есть ли у Вас в семье такая традиция перед бракосочетанием? Пишите в комментарии! ✌