Найти тему

Школьный психолог: необходимый или бесполезный?

Оглавление

Психолог в образовательных организациях – фигура уже привычная. Но чем он должен заниматься, не всегда знают ученики и их родители, некоторые педагоги и представители администрации. Что входит в профессиональные компетенции психолога, рассказывает Анна Сергеевна Павлова, доцент ИСОП МГПУ, кандидат психологических наук с практическим опытом работы школьным психологом.

Психолог в школе может проводить диагностику, психокоррекцию, психопрофилактику, заниматься консультированием и информационно-просветительской работой. Сегодня расскажу о психологическом просвещении, ведь с него начинается путь к оказанию психологической помощи всем участникам образовательных отношений.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Информационно-просветительская работа

Информационная поддержка обучающихся, их родителей и педагогов помогает сформировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их как в работе, так и в личностном развитии. Психологическое просвещение помогает не только повысить уровень грамотности участников образовательного процесса в этом вопросе, но и обеспечить психоэмоциональный комфорт учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Работа с обучающимися

Одна из значимых частей работы школьного психолога – работа с учениками. Она позволяет:

  • дать детям знания и нормы поведения, которые помогут сохранить и укрепить физическое и психологическое здоровье;
  • сформировать мотивацию к обучению;
  • предупредить нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы;
  • морально подготовить ребят к сдаче зачётов и экзаменов;
  • помочь с профессиональной ориентацией и самоопределением учащихся с учетом интересов, способностей и потребностей каждого.

Работа с педагогами

Школьные учителя в подавляющем большинстве случаев отличные специалисты. Но учителя тоже люди. Они могут попасть в сложную профессиональную ситуацию, что отразится как на них, так и на учениках.

Чем психолог может помочь педагогам:

  • научить снижать проявления школьной дезадаптации у детей;
  • рассказать о системе взаимодействия с учащимися, их родителями и коллегами, основанной на взаимопонимании, взаимоуважении и взаимопринятии друг друга;
  • помочь повысить компетентность по вопросам совершенствования образовательного процесса;
  • создать условия для профессионального и личностного роста;
  • снять психологическую перегрузку;
  • проводить профилактику профессионального выгорания.

Взаимодействие с родителями

Поможет взрослым гармонизировать отношения с детьми, сформировать у родителей установки на ответственность за развитие ребёнка и его отношение к учёбе.

Чтобы справиться с этой ответственностью, психолог поможет развить навыки общения с детьми и даст необходимые знания о том, как родителям и детям сотрудничать для достижения этой цели.

Помощь первоклассникам

Первый год в школе – это переходный период, то есть, кризис. В кризисном состоянии человеку всегда трудно. А ведь первый класс – это очень важно. Это период, когда у детей высока вероятность возникновения школьной дезадаптации. Она приводит к снижению мотивации, успеваемости, развитию тревожности, страхов, снижению самооценки, нарушениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Адаптация детей к новым условиям с помощью школьного психолога, педагогов и родителей поможет им научиться способам успешной учебной деятельности.

Общими усилиями взрослые и дети смогут:

  • наладить эффективное психолого-педагогическое сопровождение детей;
  • создать благоприятные условия адаптации;
  • выработать единую систему понятных, обоснованных и последовательных требований преподавателей;
  • повысить уровень сплоченности класса;
  • четко установить нормы взаимоотношений учащихся со сверстниками и педагогами.

Поддержка со стороны школы и семьи в период адаптации первоклассников – важнейшее условие повышения их личностного потенциала. А вот противоречие между требованиями педагогов и родителей снижает адаптационные возможности первоклассников. Родителям важно помнить, что главное условие взаимопонимания с ребёнком – безусловная любовь.

Помощь первоклассникам в адаптации к школе – важная задача не только психолога, но и учителя, родителей и, конечно, самих детей. Ближе к сентябрю мы обязательно поднимем эту тему развёрнуто. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

А.С. Павлова, доцент ИСОП МГПУ, кандидат психологических наук. Фото: mgpu,ru
А.С. Павлова, доцент ИСОП МГПУ, кандидат психологических наук. Фото: mgpu,ru