Найти в Дзене
Бронзовое кольцо

Алый цветок папоротника. Глава 12

Начало. Глава 1

Шайдулла бросился к дочери, а она протянула к нему руки и сказала: «Папа, на меня!»

Шайдулла вытащил дочку из лужи, прижал ее к себе

- Доченька моя, ты сказала: «Папа!» Халида, ты слышала? Первое слово нашей девочки было «Папа»! Маленькая моя, ребенок мой любимый, конечно же, я твой папа!

День Рождения Сании супруги Ахметовы встретили только втроем. Шайдулла хотел позвать Такию с Владимиром, но Халида настояла на своем, не нужно!

- Шайдулла, разве ты не видишь, как мама относится к нашей девочке? Не хочет она ее признавать, по-моему, даже внучкой не считает.

- Вижу, Халида, вижу и замечаю, Такия-апа и тебе не очень-то рада. Почему?

- Мама раньше не такая была, Шайдулла, просто я ее сильно разочаровала. Она мечтала, что я отработаю два года в селе, вернусь в Казань и выйду замуж в хорошую семью, за приличного человека. У нее появится новая родня, будет к кому в гости ходить, кого к себе приглашать.

То, что я жду ребенка незнамо от кого, стало для нее настоящим горем. Мама хотела, чтобы я избавилась от ребенка, но я не послушалась, этим нанесла матери второй удар.

Самое ужасное, мама считает, если бы не я со своим ребенком, папа был бы жив. Я еще и ехать с ней в Казань отказалась, когда не стало папы, а мама осталась одна в новой квартире. Отказалась, выбрав не ее, а Айша-апа.

Мне кажется, это стало последней каплей и мама решила, что от такой дочери, как я, хорошего ждать не приходится. Она не может простить мне предательство, я ее понимаю. Если бы моя Сания предпочла мне какую-то двоюродную тетю, я бы тоже обиделась.

- Да, Халида, это как-то объясняет поведение твоей мамы. Но почему ты так поступила? Почему не поехала с мамой?

- Потому что, Шайдулла, я увидела с какой брезгливостью она смотрит на мою дочь. Я поняла, мама никогда не сможет полюбить ее, может обижать станет, может просто не замечать. Айша-апа с самого рождения полюбила мою девочку, приняла ее, как родную внучку. Поэтому, я осталась с Айша-апа.

- Сложно все, Халида. Ты таишь обиду на мать, она на тебя. Неужели никак нельзя исправить это?

- Как? Мать никогда не сможет полюбить нашу Санию и никогда не сможет простить, что я родила ее. Пусть все идет, как идет. Общаемся же.

- И то правда, вы хоть общаетесь, а моя мама даже не приехала и на письмо мое не ответила. Похоже, мы с тобой оба потеряли любовь своих матерей.

- Да, Шайдулла, получается, что так. Однако, я думаю, со временем твоя мать смирится и простит тебя.

- Надеюсь, Халида, надеюсь, что простит. Особенно, если мы привезем ей внука. Как ты думаешь, родная, не пора ли нам задуматься о сыне, дочь уже большенькая.

- Я не против, Шайдулла, но хотелось бы устроиться на работу, чтобы стаж шел, и чтобы декретные получить.

- Какая ты у меня расчетливая, однако. Уговорила, подождем немного.

На том и порешили. Все правильно, нужно все делать по уму. Стали ждать, когда сдадут дом, когда уже будет своя кухня, своя ванная. Не терпелось посмотреть на этот дом и в самом начале июня, в субботу всей маленькой семьей поехали посмотреть на него. Дом – обыкновенная девятиэтажка, но супругам он показался просто красавцем. Особенно радовалась Халида

- Шайдулла, только посмотри, как здесь все удобно, остановка близко, рядом магазины, аптека. Интересно, есть ли поблизости детский садик?

- Надо будет узнать про садик и про ясли. Да, Халида, место хорошее, и от центра не так далеко, однако, чувствую я, не сдадут дом до осени, тут еще работы, море!

- Ничего, другие годами своей очереди на квартиру ждут, нам с тобой еще повезло.

Заговорившись, супруги не заметили, как утопала от них девочка-непоседа. Вдруг раздался громкий плач. Сания стояла посреди лужи, утонув по самые колени. Халида только охнула. Шайдулла бросился к дочери, а она протянула к нему ручки и сказала: «Папа, на меня!»

Шайдулла вытащил дочку из лужи, прижал ее к себе

- Доченька моя, ты сказала: «Папа!» Халида, ты слышала? Первое слово нашей девочки было «Папа»! Маленькая моя, ребенок мой любимый, конечно, же я твой папа!

Халида не знала, то ли ей смеяться, то ли плакать

- Шайдулла, что ты делаешь? Ты же весь вывозился в грязи, как мы домой в таком виде поедем?

- Мать моей дочери! Не сметь нам портить праздник! Мы сегодня заговорили, нам сегодня все простительно, да, Солнышко мое, красавица моя?

Солнышко уже сообразила, что мама ее не станет журить, и смеялась вместе с папой. Кое-как отмывшись в этой же луже, поехали домой, стоя на задней площадке трамвая. Хорошо хоть, что суббота, народу в трамвае не так уж много. Доехали, и их ждал сюрприз. Возле общежития, заложив руки за спину, прогуливался дядя Володя.

- Здравствуйте, молодежь! Откуда это вы в таком виде, и где маленькая принцесса потеряла свою туфельку?

Шайдулла с улыбкой протянул мужчине руку

- Здравствуй, дядя Володя! Дом свой ездили смотреть, а наша девочка решила смерить лужу, в ней и туфлю оставила. Ты к нам?

- Здравствуй, Шайдулла! Халида, здравствуй! Да, вас ищу, благо ты мне адрес оставил. Хотел было пригласить вас на дачу.

- У вас есть дача? Здорово!

- Как сказать, дача? Участок в семь соток и домик из бруса. Сам строил, своими руками. Печка там, водопровод и все такое, правда, удобства во дворе.

- Ничего себе, вот повезло! Свой участок, это хорошо, я бы тоже хотел дом построить.

- Да, повезло, бывшей жене этот участок даром не нужен, она была на даче пару раз всего. Уступила мне его без сожаления. А мне нравится, там озеро рядом и до Камы рукой подать, можно пешком за пол часа добраться.

Халида послушала разговор мужчин, решила вмешаться

- Чего это мы на улице стоим? Пойдемте в комнату, чаю попьем, поговорим. Дядя Володя, пойдем!

- Спасибо, дочка! Я и так уже целый час тут торчу, Такия, наверно заждалась. Мы собрались поехать на дачу с ночевкой. Надо помидоры высадить, Такия рассаду на рынке купила. Приезжайте завтра к нам, покупаетесь, в озере вода теплая. Чего в такую погоду в городе сидеть. Слышишь, Халида?

- Я не знаю, удобно ли, Сания у нас шустрая, везде успевает, она маме мешать будет.

- Какие глупости? Как может помешать родная внучка? Приезжайте! Сядете на автобус, доедете до конечной остановки, я вас там встречу. Шайдулла, ты согласен?

- Пожалуй, надо поехать, так хочется искупаться. Поедем Халида?

- Ладно, договорились, поедем, если так.

Дядя Володя ждал их на остановке, весь такой дачник, в соломенной шляпе, в спортивных штанах.

- Приехали! Ай, молодцы! Мы вас ждем, Такия уже самовар поставила, да, у нас и самовар имеется. Сания, пойдешь к деду на руки? Мама устала, наверно, держать тебя.

Девочка отрицательно покачала головой и спрятала лицо на груди у мамы. Халида погладила дочку по спинке

- Не выспалась она, дядя Володя, капризничает. Сейчас дойдем до места, уложу ее.

- Понятно! Шайдулла, давай, тогда сумку помогу донести.

- Да, она не тяжелая, донесу. Ну, в какую сторону шагать, показывай путь!

Дача дяди Володи оказалась всего в десяти минутах ходьбы от остановки автобуса. Их встретила Такия, в нарядном сарафане, в широкополой шляпе, уже успевшая загореть.

- Здравствуйте, проходите в дом, у меня самовар на столе.

Халида поздоровалась с матерью так же холодно

- Здравствуй, мама!

Встретились, словно не родные, ни объятий, ни поцелуев, ни восторженных: «Здравствуй, доченька! Как я рада, что вы приехали, внучку мою привезли» Если бы приехали к Айша-апа, она бы плакала от радости.

Ну, ладно, пусть так. Может со временем мама смягчится, всякое бывает. Родные иногда ссорятся, иногда мирятся. Надо набраться терпения. Маму можно понять, нелегко простить такую дочь, как Халида.

Домик небольшой, но все нужное в нем есть. Кровать в два яруса, стол, плетеные стулья, навесные шкафчики. Самое главное, имеется печка. Можно затопить и погреться в холодную погоду, можно на ней приготовить еду.

Шайдулла выложил на стол продукты, привезенные с собой. Такия возмутилась

- Шайдулла, зачем столько? У нас все есть, мы же вас в гости позвали, приготовились.

- Ничего, день долгий, на свежем воздухе аппетит растет.

За самоваром сидели недолго. Халида, выпив чашку чая, встала из-за стола.

- Спасибо, мама, чай у тебя вкусный, но мы уже завтракали, поэтому больше чашки не выпить. Можно, я осмотрю ваш огород?

- Смотри, только хвалиться нечем. Посеяла, посадила все, а ухаживать не успеваю. Володя у меня не любитель копаться в земле, ему больше нравится отдыхать у озера.

- Ничего удивительного, мужчины не любят кропотливую работу. Шайдулла, возьми, пожалуйста, дочку, она уже засыпает, уложишь, ладно? Мама, ничего, если я пополю, руки по земле соскучились.

- Ой, только рада буду, хоть одну грядку прополешь, мне и то легче будет.

Халида прямо вцепилась в эту землю. Халида наслаждалась, работая на земле, чувствуя, как растения радуются ей, потому что она их любит, она их поливает, освобождает им пространство для жизни.

Так получилось, что Халида с дочкой все лето прожили на даче. Шайдулла приезжал после работы, пытался помогать жене в огороде, но Халида не доверяла ему свои растения. Дочь доверяла, а помидоры и огурцы – ни в коем случае.

В хорошую погоду они ходили купаться на озеро. Если прохладно, топили печь, ставили самовар, сидели в домике, слушая, как капает дождь, трещат дрова в печи, самовар поет свою песню, дочь что-то лепечет. Уютно им втроем, счастливы они, как никто.

Дядя Вова с супругой приезжали только по воскресеньям, посмотреть, что там, на огороде. Набрать на неделю овощей и фруктов, сделать заготовки, варенья, компотов сварить. Этим с большим удовольствием занималась Такия.

Мужчины занимались своими делами, водились с Санией и отдыхали. Ночевать родители не оставались, хотя в доме было две раскладушки.

Первого сентября Шайдулла получил ордер на квартиру, забрал своих домой. Нужно собираться, готовиться к переезду. Собирать особо нечего. Сложила Халида в чемоданы одежду, в две коробки ушла вся посуда, коробки с игрушками дочери, вот и все имущество. Дядя Володя помог с переездом.

Квартира Ахметовым досталась на втором этаже. Пустая, без мебели, она показалась просто огромной. В детской стояла новенькая кроватка для Сании, которую Шайдулла собрал сам. В спальной, в углу – матрас вместо кровати. На кухне ящики вместо столов и стульев. Но это нисколько не умаляла великой радости новоселов.

В первый же вечер раздался звонок в дверь. Прибыли родители. Открыв дверь, Шайдулла изумился. На площадке стоял кованый сундук, на нем огромная коробка, рядом новенький чемодан

- Дядя Володя, это что? Вы решили переехать к нам жить?

- Нет, сынок, это приданое нашей дочери. Мать собирала его для Халиды с самого дня ее рождения. Не было случая, чтобы вручить его. Забирай, это теперь твое!

- Ничего себе! Халида, иди сюда, милая, посмотри, что творится!

Халида выглянула на площадку

- Здравствуйте! Сундук? Мама, я его помню! Что же вы стоите, проходите в квартиру!

Мужчины занесли приданое в прихожую и пошли осматривать квартиру. Мать и дочь остались одни. Халида прослезилась, глядя на сундук из детства

- Спасибо тебе, мама, за все. Однако, не стою я такого приданого, не оправдала я твоих надежд.

- Мне лучше знать, стоишь или нет. Ты моя единственная дочь, такая, какая есть, другой у меня не будет. С новосельем тебя, живите счастливо!

Халида сделала шаг в сторону матери, но та едва заметно откачнулась назад. И вместо того, чтобы обнять свою маму, Халида просто улыбнулась. Ничего не изменилось!

- Спасибо, мама! Пойдем, я тебе квартиру покажу.

Продолжение Глава 13