Есть как минимум тысяча причин посетить Сицилию, великий остров – действительно самый большой в Средиземноморье – который образует своеобразный футбольный мяч у известного "ботинка" итальянского полуострова.
Все это очень веские причины, в том числе удивительные пейзажи, уникально сложная и вкусная кухня, невероятно разнообразная и многогранная история, превосходные вина, огромное количество археологических памятников и еще более обширный список исторических городов и деревень.
Но в приведенном выше списке отсутствует одна ключевая причина посетить остров: древнегреческие храмы!
Греческие храмы являются одним из самых ранних четко определенных выражений того, что мы сейчас признаем западной традицией в архитектуре, и одним из самых влиятельных по сей день. Они восходят к VIII или VII векам до нашей эры, и, как следует из названия, они действительно являются ключевым достижением архаических греков, берущим свое начало на юге современной Греции, где греческая храмовая архитектура, по-видимому, имеет свои основные корни. вероятно, произошли от местных деревянных предшественников.
Дорические храмы
Архитектурный стиль материковой Греции – дорический, который считается самым строгим и «мужским» по своему характеру. Есть не менее трех ключевых примеров этой чистейшей формы греческого храма: Парфенон на афинском Акрополе, самый символичный из всех греческих храмов, храм Гефеста на городской Агоре, наиболее хорошо сохранившийся образец в Греции (оба являются с середины V в. до н. э.), и прекрасно поставленный храм Афайи на острове Эгина, на полвека предшествовавший им.
Ионические храмы
В восточной части Эгейского моря и Малой Азии храмы славились собственным развитием, более элегантным и «женским» ионическим стилем, задуманным примерно через столетие после дорического. Наиболее известные примеры находятся на Самосе, Эфесе и Дидиме, и все они монументальны по размеру.
- Что же тогда такого примечательного в греческих храмах Сицилии?
Короткий ответ заключается в том, что на Сицилии было больше монументальных храмов, чем в любой другой части Средиземноморья, и сейчас здесь находится больше хорошо сохранившихся образцов, чем где-либо еще. Они не только составляют необычайно богатый ансамбль особо впечатляющих памятников старины, но, кроме того, каждый из них имеет свой самобытный характер и особенности, свою историю и свою специфику городского или ландшафтного окружения.
Причина богатства Сицилии памятниками такого специфического типа кроется в ранней истории острова. В 8 веке до нашей эры Сицилия стала объектом греческой колонизации, которая затронула большую часть Средиземного и Черного морей. Греческие поселенцы, в основном из городов-государств материковой части Южной Греции, отправились основывать на острове целый ряд новых городов, в том числе Сиракусай (современные Сиракузы), Акрагас (Агридженто), Мессене (Мессина) и Селинус (Селинунте). Фактически, Сицилия (и юг материковой Италии) получила так много греческих колоний, что этот регион позже стал называться Мегале Эллада или Магна Греция («Великая Греция»).
Эти поселенцы принесли с собой свою греческую идентичность, образ жизни, культуру и традиции, а также свою религию. Великие храмы Сицилии являются наиболее ярким выражением этого комплекса. Прежде всего, они удовлетворяли практическую потребность в обеспечении места поклонения или святилища с домом для статуи соответствующего бога или богини. В то же время выбор архитектурного типа «родины» — дорического храма — служил четким указанием на происхождение и культурную принадлежность колонистов. Вскоре размер, формат и индивидуальные характеристики также начали отражать богатство, амбиции и особую сицилийскую идентичность «новых» городов.
Сиракузы (Сиракусай), основанные коринфянами в 733 г. до н. э., изначально были ограничены небольшим островом Ортигия, который до сих пор является сердцем Старого города. На острове находятся два крупных храма.
Храм Аполлона – один из старейших среди греческих храмов Сицилии, построенный до 550 г. до н. э. Хотя он сохранился лишь частично, его монументальный характер все еще заметен через близко расположенные толстые колонны, как и его уже очень сицилийский план с адитоном, внутренней святая святых, в которой находится статуя Аполлона, позади церкви. внутреннее святилище. Надпись на крыльце называет Клеомена его архитектором, а Эпикла — создателем колонн — такое гордое прославление строителей было бы немыслимо в материковой Греции того времени.
Для современного посетителя храм Аполлона в Сиракузах затмевается храмом Афины, одной из самых впечатляющих достопримечательностей Сицилии. Возведенный местным тираном Гелоном после великой победы над карфагенянами в 480 г. до н. э., это был еще один монументальный дорический храм, построенный из местного известняка (который должен был быть покрыт прекрасной лепниной), с надстройкой из мрамора, привезенного с Киклад На расстоянии 900 км.
Что делает храм Афины уникальным, и не только среди храмов Сицилии, так это тот факт, что он до сих пор служит местом поклонения своему городу спустя почти 2500 лет. Около 600 г. н. э. он был переосвящен в христианскую церковь, позже служил мечетью, а сейчас является римско-католическим собором Сиракуз. За богато украшенным фасадом в стиле барокко посетитель обнаруживает то, что по сути является раннехристианской базиликой, встроенной в основную структуру позднеархаического дорического храма и вокруг нее.
Агридженто (Акрагас) был заселен людьми из близлежащей Гелы и далекого Родоса около 582 г. до н.э. Город особенно процветал в VI и V веках до нашей эры, после чего часто переходил из рук в руки греков и карфагенян, прежде чем в конечном итоге перешел под власть Рима.
В период своего расцвета Акрагас, по-видимому, потратил много ресурсов на роскошную архитектуру, и этот факт критиковал философ V века до н.э. Эмпедокл, который сам был тамошним гражданином : их дома так, как будто они думали, что будут жить вечно . Действительно, известно, что в Акрагасе было по крайней мере десять больших храмов.
Самым впечатляющим из них сегодня является тот, который традиционно называют Храмом Конкордии, хотя его божество остается неизвестным. Датируется ок. 425 г. до н.э., это один из последних завершенных греческих храмов Сицилии. Он считается одним из трёх наиболее хорошо сохранившихся греческих храмов в древнем мире (остальные — это так называемый храм Посейдона в Пестуме недалеко от Неаполя и храм Гефеста в Афинах). Внутренняя святыня, внешние колоннады и фронтоны сохранились в своем первоначальном состоянии, демонстрируя прекрасные пропорции классической архитектуры. Его хорошая сохранность обусловлена ранним обращением в христианскую церковь.
В Агридженто также можно увидеть существенные остатки еще трех крупных храмов, в том числе сооружения, известного (вероятно, ошибочно) как Храм Геры. Однако самым примечательным из них, должно быть, является огромный Храм Зевса Олимпийского, от которого сохранились только фундамент и обрушившаяся кладка.
Построенный местным тираном Тероном (братом вышеупомянутого Гелона) после победы 480 года, он был посвящен главному богу. Хотя он был создан по образцу дорического храма, на самом деле он представлял собой весьма необычное сооружение по нескольким причинам, включая его огромные размеры (110 на 52 метров), частично обнесенную стеной колоннаду и использование массивных блоков построили «атлантиды», рельефные фигуры гигантов, для поддержки надстройки. Некоторые ученые интерпретировали Храм Зевса Олимпийского как гибрид греческого дорического экстерьера и карфагенско-финикийского интерьера.
Селинунт (Селинус) расположен на крайнем западе Сицилии. Он был основан в 628/627 г. до н.э. сицилийскими греками из Гелы при некотором участии жителей Мегары недалеко от Афин. Во многом это был форпост среди греческих городов Сицилии, расположенный недалеко от финикийско-карфагенских центров силы. Это, конечно, не мешало его жителям заниматься строительством храмов: нам известно как минимум семь, причем некоторые из них огромных размеров.
Четыре из них были расположены на акрополе, городской цитадели на вершине холма. Один из них, Храм C, до сих пор впечатляет. Мы не знаем, какому божеству поклонялись в Храме С, от которого сохранилась одна сторона. Это датируется 550 годом до нашей эры. Он имеет некоторое сходство с немного более старым храмом Аполлона в Сиракузах, например, с адитоном в западной части святилища, где находится статуя его бога или богини. Тем не менее, его колонны и общие пропорции более изящны. Однако особенно впечатляют канавки, которые позволяли огромным бронзовым дверям на восточном конце открываться и закрываться. К нему можно было подняться по монументальной лестнице из восьми ступенек, самой старой из известных нам в греческом мире. В музее Палермо хранятся образцы его богатого скульптурного декора.
Вторая группа из трех огромных храмов стояла к востоку от Селинунте, у его гавани. Два, G и F, лежат в руинах, но третий, храм E, стоит гордо, частично в результате современных реконструкций. Это был храм Геры, жены Зевса и богини супружества. С середины V века до нашей эры этот храм вобрал в себя сильное влияние греческой родины, где тогда был в полном расцвете стиль, который мы сейчас называем «классическим», а также следовал сицилийским архитектурным традициям. Храм Е отличается гармонией пропорций, необычной среди великих храмов Сицилии. Его скульптурное оформление, хотя и скромное по количеству, является одним из лучших достижений греческого искусства на Сицилии. В целом он сильно напоминает немного более старый и гораздо менее хорошо сохранившийся храм Зевса в Олимпии, место, которое было знакомо многим сицилийским грекам из-за спортивных соревнований, проводимых там каждые 4 года.
Сегеста, расположенная вдали от северо-западной оконечности Сицилии, в каком-то смысле является странным среди городов, упомянутых здесь. Он не был продуктом греческой колонизации, а был основан в глубине веков элимийцами, местным сицилийским племенем. На протяжении всей своей истории она выбирала роль между греческой и карфагенской сферами, перенимая аспекты греческой культуры, но не обязательно вступая в союз со своими греческими соседями.
Сегеста находилась в постоянном конфликте с соседним Селинусом. Тем не менее, в конце V века до нашей эры сегестанцы занялись строительством прекрасного дорического храма на холме за пределами своего города, вероятно, используя опытных строителей своего соперника и врага Селинуса. Возможно, из-за начала войны он так и не был завершен. На первый взгляд его руины выглядят законченными, с сохранившимися внешними колоннадами и фронтонами. При более внимательном рассмотрении можно заметить, что изящные каннелюры колонн и другие скульптурные детали не были применены и что в храме нет внутреннего святилища. Храм в Сегесте, относительно поздний и в незавершенном состоянии, является подходящей точкой для завершения этой статьи об интересных архитектурных достижениях, которыми являются греческие храмы Сицилии.
Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!
#history #story #история #рассказы #путешествия #греция #музеи #храмы #сиракузы #путешествуй с пользой