Начало. Глава 1
- Да, дядя Володя, повезло, как никому. Иногда сама себе не верю, не сон ли это? Страшно становится, когда все слишком хорошо, то так и кажется, беда ходит рядом, караулит, чтобы посмеяться над тобой
- Ничего, дочка, а ты не страшись, думай про себя, мол, я это заслужила, я этого достойна, и все будет хорошо! Поверь, так и будет.
Халида на удивление быстро привыкла к жизни в общежитии. Вставала рано по привычке, приобретенной в селе. Рано, часа в четыре, когда весь народ в общежитии спит. Готовила на кухне еду на целый день в одиночестве, одна, без всякой толкотни. Заодно стирала кое-что, успевала сходить в душ и будила мужа свеженькая, как утренняя роса.
Это было чревато, иногда Шайдулла предпочитал не завтракать, ну, сами понимаете, дело молодое. День у Халиды проходил размеренно и спокойно. Проводив мужа на работу, она убиралась в комнате, садила дочь в коляску и отправлялась на рынок, затем в магазин.
Еще не конец весны, а тротуары же чистые, свободные от снега. По ним бегают сизые голуби и бойкие воробьи, подбирая крошки. Это точно знаки приближения теплых дней.
Уложив дочку в обед, Халида занималась своими делами. Она вязала свитер, который собиралась подарить мужу в день свадьбы, который приближался очень быстро. Каждую неделю она писала письмо Айша-апа и получала ответы, из которых узнала, что Саид, отец Шайдуллы ушел от жены к другой.
Не знала Халида, как сообщить эту новость мужу. Как же он сильно огорчится, он любит свою мать и без того переживает, что в ссоре с ней. И промолчать никак нельзя. Все равно рано или поздно все вылезет наружу. Шайдулла тогда точно обидится на нее. Скажет, мол, знала и не сказала. Как обычно, у них все разговоры после ужина
- Шайдулла, милый, обещай, что не будешь сильно огорчаться. Наши родители взрослые люди. Моя мать, например, решила выйти замуж. Мы с тобой это поняли и приняли.
- Не пугай, солнце мое, говори, что еще натворила твоя мать? Разойтись решила?
- Не совсем моя, и не совсем мать. Отец твой, Шайдулла, ушел из дома, Айша-апа так написала.
- Ну, золотце мое, это не страшно, от моей матери хочется иногда за границу бежать. Пусть, отец отдохнет, и вернется обратно, у них любовь такая. Они, как дети, спектакль играют, мама строит из себя повелительницу, отец изображает раба.
- Боюсь, не вернется твой папа, он не просто ушел, а ушел к женщине, которую полюбил.
- Мой отец полюбил другую? Ввек в это не поверю! Халида, ты не знаешь моих родителей, они никуда друг от друга не могут деться, они связаны крепко-накрепко нитью, словно проволокой из вольфрама.
- Хорошо, если ты так считаешь, пусть так и будет. А то я боялась тебе об этом сказать, боялась расстроить
- Что еще наша драгоценнейшая тетушка пишет?
- Пишет, моя мать позвала ее на годины папы. Я очень удивилась, неужели в этот день она выпроводит из дома дядю Володю. Мама не хочет, чтобы тетя узнала, о ее браке с другим мужчиной, стыдится что ли?
- Ну, дорогая моя, в этом мире нет ничего скрытного. Рано или поздно все тайное становится явным. Может ей надоело прятаться? Собственно говоря, твоя мама не сделала ничего предосудительного. Кто сказал, что нужно выдерживать год, или пять лет траура, чтобы повторно выйти замуж?
- Конечно, ничего, но мне было неприятно узнать, что мама так быстро забыла моего папу. Он так ее любил, а мама ухаживала за ним, сама научилась делать массаж и уколы, травы всякие заваривала, по бабкам ходила.
Да, Айша-апа еще написала, чтобы ты обязательно позвал на наше бракосочетание свою мать, а я свою. Будут они там, или нет, это их дело, но мы должны показать свое почтение. Айша-апа я уже позвала. Она приедет на поминки папы и останется на свадьбу. Так получилось, мой папа скончался вскоре после рождения Сании. Я не смогла даже проводить его в последний путь.
- Милая, милая моя Халида! Как все печально! Бракосочетание, День рождения нашей Сании, поминки, я не суеверен, но хотелось бы, чтобы все это было не вместе.
- Шайдулла, наша запись в Загсе будет через неделю после поминок. Ну, что, ты? Взрослый дяденька, о таких вещах переживаешь. Знаешь, еще Айша-апа написала, чтобы я сходила к матери одна, поговорила с ней по душам.
Может и правда, мне одной идти, чтобы позвать ее. Даже не позвать, а сообщить время и место бракосочетания. Захочет поговорить со мной – поговорит, захочет поздравить, придет. Я бы на край света побежала, чтобы поздравить с таким днем свою Санию.
- Может ты и права. Съезди к ней в воскресенье одна, мы с Санечкой погуляем в парке.
- Хорошо, только, пожалуйста, не покупай ей все, во что она ткнет пальчиком. Не надо ее так баловать. Сейчас Сания хочет игрушечный вертолет, вырастет, захочет настоящий, где ты его возьмешь?
- Халида, милая, не ругайся на меня. Не могу я ей отказать! Посмотрит на меня с укором своими огромными глазами, и я пропал.
- Шайдулла, я буду ругаться! Эта маленькая ведьмочка еще говорить не умеет, уже манипулирует тобой. Что-то не таращит она на меня свои глазищи, не роняет жемчужные слезинки, знает, бесполезно.
Договорились, послезавтра я еду к матери, вы идете в парк, конечно, если погода позволит. Портмоне я у тебя конфискую, выдам на надувные шары и хватит с вас.
Отправив мужа и дочь на прогулку, Халида зашла в кондитерскую, купила торт и направилась к матери. Печальный день. Год назад в это время, отец, наверно, сильно болел. Халида и не думала о нем, у нее были свои переживания. Ушел бедный папа, не попрощавшись с единственной дочерью.
Двери открыла мама. Халиде она показалась чем-то напуганной. Мать молча смотрела на дочь, Халида поздоровалась
- Здравствуй, мама! Не ждала?
- Заходи! Что случилось, мы как бы не договаривались о встрече.
- Зашла проведать, просто сообщить, что у нас с Шайдуллой скоро бракосочетание, в которое ты не особо верила.
- Поздравляю! Рада за тебя. И все?
Услышав голоса, в прихожую выглянул дядя Володя, одетый лишь в синюю майку, спортивные штаны и шлепанцы на босу ногу
- Халида! Нашлась потеря! Мама так переживала, так переживала, что не спросила у тебя адрес. Как же так, почему ты сама не догадалась сообщить?
- Так получилось, дядя Володя. Извините!
- Чего стоим в дверях, снимай, давай, плащ и марш на кухню. Торт нам принесла? Замечательно! Молодец! Чай с тортом попьем. Обожаю бисквит! Проходи, проходи, дочка, будь, как дома!
Халида прошла, села на стул возле стола. Мать поставила чайник, дядя Володя достал вазу с конфетами, торт порезал, мама заварила чай, Владимир чашки расставил. Халида подумала, дружно живут мама с новым мужем, без слов друг друга понимают.
За чаем вспомнили и отца, вернее, Владимир вспомнил
- Халида, дочка, ты не обижайся на нас, что мы скоро с твоей матерью сошлись. Так получилось, я сам не ожидал, некрасивая у меня вышла история с супругой. Разошлись, а идти мне некуда. Такия сначала пустила нас дочкой на квартиру, просто, как друга твоего папы, потом так получилось, мы с ней сошлись и расписались.
- Я не обижаюсь, дядя Володя. Мама еще молодая женщина, должна устраивать свою жизнь. Живите долго и счастливо!
- Спасибо, дочка! Расскажи, как ты живешь? Не обижает муж тебя или твою дочку?
- Что ты, дядя Вова! Он нас любит, балует, даже иногда через чур. Шайдулла, он замечательный, добрый, щедрый, лучшего человека я не встречала.
- Ну, и слава Богу! Мать, ты чего молчишь? Почему не зовешь Халиду на годины?
- Так ведь вы болтаете, не даете слова вставить. Халида, послезавтра Коран будем читать, поминать твоего отца, приходи.
Владимир аж рассердился.
- Такия, разве так приглашают? Дочка, приходите с мужем и с дочерью к часу дня послезавтра. Мулла придет, женщины-мусульманки, Айша написала, что приедет. Приходите обязательно. Как дочери не помянуть отца?
- Спасибо, дядя Володя! Шайдулла не сможет, он на работе, а мы с дочкой обязательно будем.
- Ну, и ладно, давно хотел внучку обнять. Халида! В будние дни мы с твоей матерью на работе, а если в выходные вам надо куда-нибудь сходить, в кино, или в театр, привозите внучку, мы с удовольствием поводимся.
- Спасибо, дядя Володя! Пока все наши развлечения, это Парк культуры и отдыха. Казань будем осваивать постепенно. Нам в мае, край, в июне должны дать квартиру. Уйма денег понадобится, чтобы обставить ее. Поэтому, пока нам не до развлечений, сам понимаешь.
- Халида! Поздравляю! Тебе крупно повезло с мужем. Квартира в Казани, это что-то!
- Да, дядя Володя, повезло, как никому. Иногда сама себе не верю, не сон ли это? Страшно становится, когда все слишком хорошо, то так и кажется, беда ходит рядом, караулит, чтобы посмеяться над тобой
- Ничего, дочка, а ты не страшись, думай про себя, мол, я это заслужила, я этого достойна, и все будет хорошо! Поверь, так и будет.
- Спасибо, дядя Володя! Так и буду думать. Но, мне пора, обещала в парк прийти, забрать своих. Пойду я, дядя Володя!
- Я провожу тебя до остановки, Халида, прогуляюсь заодно.
Такия проснулась
- Куда ты пойдешь? Зачем? Халида дорогу до остановки знает. Ты же обещал мяса на пельмени накрутить.
- Ладно, и правда, чего это я, не последний раз видимся, еще поговорим.
Прощаясь, дядя Володя обнял Халиду, и она почувствовала такое тепло, будто со своим любимым папой обнялась и попрощалась.
Айша приехала на годины. Приехала с полной сумкой гостинцев, с вяленым гусем, с курицей, которая еще вчера бегала у нее во дворе, с яйцами, завернутыми каждое в клочок газеты, с солеными грибами, с вареньями.
Она была удивлена и возмущена тем, что Такия так быстро забыла мужа. Вслух ничего не высказывала, но велико было ее желание уехать, чтобы не видеть, как на поминках отца ее Халиды восседает какой-то чужой мужик, напялив тюбетейку, изображая из себя праведного мусульманина.
Однако, встреча с племянницей и с любимой внучкой на поминках примирили ее с этим мужчиной. Он так ласково обходился с девочкой, Айша подумала, наверно, хороший человек этот Владимир. Плохого человека дети не любят, а Сания тянется к нему.
После поминок Айше пришлось еще неделю жить у Такии. Ее поместили в комнату дочери Владимира. К ее огромной радости, девушка появлялась там редко. Приходила поесть, помыться, переодеться и исчезала на сутки.
Сама Айша в квартире Такии тоже не задерживалась. Она с самого утра уезжала к Халиде в общежитие, возвращалась к вечеру, перед сном.
Регистрация молодых не была в торжественной обстановке, не было музыкантов, множественной родни. Но, невеста была так свежа, настолько хороша в белом платье, с белой лилией в черных кудрях, что фотограф прославился, поместив ее снимок на обложке журнала.
После регистрации Владимир пригласил отметить это событие в их с Такией квартире
- Ребята, послушайте, не идти же нам в общежитие. На то и есть родители, чтобы устраивать своим детям праздники. Сейчас все вместе поедем к нам, салатов нарежем, у меня стоит целый ящик прекрасного грузинского вина. Мяса к нему нажарим! Поехали.
Такия покосилась на мужа, но спорить с ним не стала. Кроме родственников среди гостей оказались только Светлана и друг Шайдуллы, Игорек.
Славно посидели, мужчины выпили, откуда-то взялась гитара, на которой Игорь мучил струны, распевая надрывно блатные песни. Айша с Халидой уединились в отдельной комнате, нянькаясь с маленькой Санией. Только Такия не находила себе места.
Скорее бы все это закончилось. Почему все в ее жизни наперекосяк? Жила Халида в селе и жила бы. Там что ли не могла расписаться? Айшу еще тут притащило, белками глаз на нее смотрит. Если ей не повезло выйти второй раз замуж, остальным тоже монахинями стать?
Это Такие показалось, что гости засиделись. Еще не стемнело, когда Шайдулла заторопился домой
- Спасибо, Такия-апа, дядя Володя, нам пора домой. Вы, наверно, тоже утомились с нами, извините, что не смогли пригласить к себе.
Света с Халидой помыли посуду, убрали за собой. Халида попрощалась с Айша-апа, той рано утром на поезд, всплакнули они немного. Обнялись. Халида пообещала летом с дочкой приехать в село.
Владимир вышел провожать гостей на лестничную площадку.
- Шайдулла, береги ее. Халида, замечательная, трогательная женщина. Сможешь сохранить с ней отношения, счастлив будешь.
Продолжение Глава 12