Маршрут небольшой, при этом изобилует интересными местами. На пути встретим Дом-замок и флорентийский особняк, увидим уличное искусство, а также шедевры жилой и промышленной архитектуры от модерна до кирпичного стиля.
Как добраться
Стартуем от выхода станции метро Площадь Восстания на Лиговском проспекте.
Один из корпусов вокзала:
ТРЦ «Галерея»:
Мимо него и пойдем — по Лиговскому проспекту. Но прежде обратим внимание на противоположную сторону.
Дом Андреевой и улица Джона Леннона
Лиговский издавна был центром бюджетного жилья, и это — дом меблированных комнат, принадлежавший купчихе Анастасии Андреевой. Помните из русской классики так называемые «меблирашки»? При этом посмотрите, каков он снаружи.
И это не исключение. Каков бы ни был статус, застройщики вкладывались в проект на совесть. Модерн от архитектора Михаила Крицкого в данном случае.
Но самое интересное здесь — во дворе.
Заходим в арку:
и оказываемся на улице ... Джона Леннона.
Как такое допустили?! Не удивляйтесь, название неофициальное и появилось благодаря писателю-историографу, битломану Николаю Васину еще в 2000-х.
Здесь размещается арт-центр. Адрес — Пушкинская, 10ж. Но зайти можно именно с Лиговского.
Кстати, совсем рядом еще одно культовое место для любителей рок-музыки — магазин Castle Rock на Лиговском, 47.
Уличное искусство мы еще встретим, а сейчас отправляемся дальше, и рядом смотрим на следующий шедевр модерна того же 1912 года. Вот он с башенкой справа:
Дом Маркозова
Архитектор Евгений Гонцкевич постарался на славу.
Трехоконные эркеры, остроконечная башенка и щипец.
А еще мозаичные вставки малахитового цвета раскиданы симметрично по фасаду:
Возвратимся на сторону «Галереи» — сразу вслед за ней «выплывает» дом-замок.
Дом Перцова
Гражданский инженер Александр Перцов заказал проект архитектору Стефану Галензовскому, но что-то пошло не так, и заканчивать пришлось более маститому мэтру модерна Ипполиту Претро (известному по дому Путиловой на Большом проспекте Петроградской).
Это не просто дом, а жилой комплекс 1911 года рождения. Чтобы рассмотреть его во всем величии, перейдем на другую сторону:
Левый фасад со стороны проспекта:
Отделка достаточно скупая, особенность дома — растительный орнамент гроздьями украшает пространство около парадных, балконов, эркеров, фриза. Под крышей — грозный мужчина:
Угол «парадного» фасада:
В доме Перцова — огромный курдонер.
По мере углубления — картинка не столь привлекательная, особенно в пасмурную погоду.
Поистине дом-замок, к сожалению, как заброшенный. Мне он напоминает доисторического морского исполина, будто водорослями обвитого.
С парадной стороны:
И внутренней:
На последнем корпусе балкончики замечательные:
Пардон, это еще не все. За ним — двор-колодец.
Даже здесь отделка первых этажей под стать:
Вход почти во все парадные оформлен со строгим изяществом:
Внутри:
Покидаем дом Перцова, идем дальше по Лиговскому проспекту.
За этим проездом раньше был кондитерский завод «Блигкен и Робинсон», в советские годы — завод лимонной кислоты.
А следом нас ждут владения Франца Карловича Сан-Галли. Здесь же находился его чугунолитейный и механический завод, но нас интересует особняк.
Особняк Сан-Галли
Благодаря этому человеку в России появились батареи отопительных систем. Более того, он ввел в обиход само название «батарея». Трубы парового и водяного отопления, ванны, лифты, мостовые краны, канализационные люки, сейфы, памятники — что только не выпускало его предприятие. А еще клеймо Сан-Галли стоит на воротах Зимнего дворца, фонарях перед академией Штиглица и ограде Троицкого моста.
Домовладение Сан-Галли началось с того, что он купил место, где находилась его мастерская (современный адрес — Лиговский проспект, 60), а впоследствии всю территорию вокруг.
В 1868 было построено заводоуправление, а в 1870 — жилой дом для семьи Сан-Галли.
Вот они рядом:
Автор проекта особняка — Карл Рахау. Флорентийские мотивы причудливо сплетаются с русскими.
Парадный вход:
Декор фасада:
Угловой эркер — будто огромный вазон на ножке:
Что внутри? Несколько лет назад особняк выкупил и отреставрировал человек из отечественного списка Forbes. Официально здесь находится консульство республики Чад. При этом можно попасть на экскурсию.
Несколько фото из сети:
И это еще не все!
Рядом — сад с оградой, отлитой на заводе Сан-Галли:
Фонтан со скульптурой «Рождение Афродиты»:
За ним — бывший жилой дом инженеров завода:
Прямо напротив владений Сан-Галли нас ждет нечто необыкновенное.
Дом Сагалова
Высится как скала на углу со Свечным переулком.
Фамилия владельца созвучна Сан-Галли, но на самом деле к промышленнику он не имеет никакого отношения. Врач, основал частный родильный дом — находился здесь же.
Кто бы вы думали, автор проекта? Александр Лишневский! Великий мастер модерновой мистики в Петербурге (например, дом городских учреждений на Садовой, дом с Мефистофелем на Лахтинской).
Здесь Александр Львович явно был вдохновлен финским национальным романтизмом.
Образы на фасаде со стороны Лиговского:
Они же со стороны Свечного переулка:
Чуть выше «боевые коты»:
А теперь для сравнения дом Пиетинена в Выборге:
Впрочем, на citywalls утверждают, что это уже поздняя копия 60-х годов. Реставраторы, мол, «передрали» выборгских львов.
Изначально и башенка на доме Сагалова была иной (утрачена после пожара на чердаке):
Отсюда открывается замечательная перспектива на Лиговский проспект. Слева виден лофт-проект «Этажи» со смотровой площадкой на крыше (бывший Смольнинский хлебозавод). Но туда мы доберемся в другой раз.
А сейчас заворачиваем в Свечной переулок:
С него — на Коломенскую улицу:
И первая остановка здесь — у дома №13.
Хозяин дома, лесоторговец Николай Дыренков перестроил его в 1913. Так среди рядовой застройки на Коломенской появился модерн.
Из анналов истории:
«Вчера вечером группа матросов крейсера «Аврора» совершила разгром ресторана «Свобода», в доме № 13 по Коломенской улице. Матросы выбили окна, разбили посуду и поломали мебель. Поводом для разгрома явилось недоразумение прислуги с ее владельцем. Матросы нашли необходимым оказать содействие прислуге. Никого из участников разгрома задержать не удалось» (газета «Русская воля» от 11 октября 1917).
По соседству — та самая рядовая застройка времен Достоевского. Доходный дом Носова.
Примечателен тем, что с 1906 до 1917 здесь жил Корней Чуковский.
Коломенская плавно перетекает в Пушкинскую, и здесь на углу с Кузнечным переулком — великолепная эклектика 1887 года.
Это дом тайного советника Правошинского по проекту Николая Беккера.
Заглянем в парадную со сторону Пушкинской:
После капитального ремонта мало что осталось оригинального.
Пожалуй, лестничные ограждения только вечны:
Напротив — бывший дом меблированных комнат «Пале-Рояль». Нынешним языком — апарт-отель, приют артистической и литературной богемы в Петербурге конца XIX - начала XX века. Среди постояльцев — Шаляпин, Чехов, Бунин, Маяковский, Леонид Андреев.
Следом — еще одна великолепная эклектика тех лет, доходный дом княгини Урусовой.
До боли напоминает мне... Вопрос знатокам города: на какой дом он похож? Подсказка: очень известный, связан с великим поэтом XX века.
А мы тем временем вышли к Пушкинскому скверу.
Перспектива в обратную сторону:
Открывает ансамбль по правую руку — доходный дом Мерц.
Рядом с ним — дом баронессы Икскуль фон Гильденбанд от известнейшего петербургского зодчего Павла Юльевича Сюзора. Знакомые мотивы:
Он же проектировал дом Целибеева слева:
Кстати, памятник Александру Сергеевичу здесь — первый в Петербурге. Установлен еще в 1884 году по проекту Опекушина. А улица переименована из Компанейской в Пушкинскую тремя годами ранее.
Следом — дом Орловых.
И, наконец, доходный дом Сан-Галли. Снова от архитектора Рахау! Похоже, он был «семейным зодчим» для Франца Карловича. Правда, в 1893 Сан-Галли продал дом страховому обществу «Жизнь».
Впереди — Невский проспект.
И на этом участке есть еще один примечательный дом — Поливанова. От кого бы вы думали? Павла Юльевича Сюзора)
На Невский мы не пойдем, а свернем в Лиговский переулок.
Здесь находилась фабрика спиртового производства Иона:
А на брандмауэре дома №2 по Лиговскому переулку (у него же адрес Пушкинская, 12) — граффити «Балерина».
При этом попасть во двор с граффити можно либо через соседний дом №10, либо через арт-центр, о котором я рассказывал в начале статьи.
Ну а мы заканчиваем прогулку по сути там же, откуда начали.
Впереди — «Галерея»:
Лиговский вечером хорош:
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии.