Когда я вижу очередной роскошный старинный особняк В Петербурге, сразу говорю себе :" Шерше ля фам!" Такие произведения искусства не возникают без вдохновения. Они всегда подарены женщине. Любимой, единственной и достойной самого лучшего.
И каждый такой дом- история чьей-то любви.
Стены самого европейского особняка Петербурга на Английском проспекте 8-10 тоже хранят трогательную историю. Все здесь создано голландцем Генрихом Гильзе фан дер Пальсом для возлюбленной Лючии, подарившей ему 20 лет счастья и вдохновения.
Лючия была дочерью датчанина Юлия Ивановича Иогансена, музыкального теоретика и прекрасного педагога, возглавившего Петербургскую консерваторию.
Именно благодаря отцу Лючия встретила своего принца. Генрих Генрихович фан дер Пальс был Вице-председателем Русского музыкального общества, которое патронировало Консерваторию . Благодаря его содействию Консерватория получила новое здание, в котором располагается и по сей день.
Но эта благотворительная инициатива была только частью активной деятельности молодого голландца.
За 10 лет после окончания коммерческой школы на родине, приехавший в Петербург Генрих стал преуспевающим бизнесменом, совладельцем резиновой фабрики «Треугольник» , известным и уважаемым человеком в городе.
Он умел мыслить масштабно, и его финансовое будущее не вызывало сомнений.
Генриху было 28 лет, когда он предложил руку и сердце 17-летней Лючии, которая понравилась ему с первого взгляда. Девушка излучала внутренний свет, как это бывает с тем, кто рос в любви и радости.
А Лючия выросла в большой счастливой семье , где все делалось для счастья детей, которых было шестеро. Генрих же рано осиротел, он мечтал о семейном очаге , детях, уютном доме.
В 1883 году молодые люди поженились, и уже через год у них родилась девочка. Вопроса об имени малышки даже не возникло.
Генрих сразу знал, что она тоже будет Лючией.
Вслед за маленькой Люси друг за другом появились еще пять малышей
( три мальчика и две девочки).
Генрих был счастлив. Благодаря его любимой Лючии, семья стала его надежным тылом .Он много работал, но по вечерам в семье он отдыхал душой. Они с Лючией мечтали о семейных путешествиях, но младшие дочки были еще совсем маленькими.
А еще Лючия мечтала о доме с большим садом, и Генрих заказал проект особняка ее родному брату талантливому архитектору Вильяму Юльевичу Иогансену. Участок для особняка был куплен в начале Английского проспекта, по соседству с дворцом Великого князя Алексея Александровича. Впоследствии он был немного расширен за счет выкупленного у князя участка сада.
Проект был грандиозным. В 1901 году начали строительство, а уже через год на Английском вырос прекрасный особняк в стиле модерн , оснащенный самыми современными в начале прошлого века новшествами- паровым отоплением, горячей водой, лифтами.
В приватной части особняка для детей были отлично оборудованы не только отдельные комнаты, но и гимнастическая, игровая и даже небольшая мастерская с темной фотографической комнатой.
В доме было 5 лестниц, большая библиотека, бильярдная, залы для приемов, две столовые и остекленная веранда для летних чаепитий.
В Зимнем саду, о котором так мечтала Лючия, даже стены и потолок были украшены каменными цветами. Цветы были и на фасеточном стекле двери , и на деталях мебели. И конечно здесь было также много живых цветов и вечнозеленых растений. Холодными петербургскими зимами можно было смотреть из панорамных окон на заснеженный сад, вдыхая ароматы клеродендрума , и мечтать о весне.
Но кроме дома был еще целый дворовый комплекс!
В надворной части в глубине сада Генрих сумел создать кусочек родной Голландии с хозяйственными постройками в стиле «фахверк» и небольшой башенкой-голубятней, увенчанной черепичной крышей.
Такие голубятни в Голландии могли иметь только представители дворянского сословия. За роскошными воротами дворца был разбит прекрасный сад.
Вдоль дорожек посажены розы, пионы и любимые Лючией маки. Все детские и взрослые приватные комнаты выходили окнами в сад, можно было спуститься туда по одной из лестниц и гулять по аллеям, любуясь цветами.
В конце 1902 года семья переехала в новый дом. Счастье поселилось в стенах дома с детскими голосами, семейными вечерами у камина и тихой музыкой, которой радовала семью Лючия, играя на рояле в гостиной .
Только одно день за днем все больше омрачало безмятежность семейного очага. Состояние здоровья Лючии. Климат Петербурга к сожалению таков, что часто приводит к легочным болезням. В начале прошлого века их еще не умели успешно лечить.
Через полгода чахотка окончательно погубила Лючию.
Генрих погрузился в глубокий траур. Та, что несла ему свет, оставила его в преддверии долгого счастья одиноким вдовцом . Все в этом доме создавалось для нее. Сотни кустов роз были посажены в саду, белые голуби ворковали в голубятне.
Но без Лючии все теряло смысл.
Лючию похоронили на Новодевичьем кладбище. Усыпальницу сестры Вильям Иогансен украсил такими же цветами, что и дом. На надгробной плите профиль прекрасной Лючии.
Такой же скульптурный портрет после смерти жены Генрих поместил и на камине в гостиной своего особняка .Он сохранился и по сей день . Поэтому Лючия по-прежнему несет в мир тепло и свет.
Генрих фан дер Пальс так и остался вдовцом. Никто не мог заменить ему прекрасную Лючию. Но это имя , само несущее и значащее СВЕТ продолжало звучать в доме. Его старшая дочь Лючия 10 лет вплоть до замужества жила в доме в роли хозяйки. Она заботилась о младших сестрах, руководила прислугой.
Отец после смерти матери с головой погрузился в работу, и все бытовые домашние заботы легли на плечи юной Лючии.
В 1908 году Генрих фан дер Пальс стал голландским консулом, отведя часть дома под приемную.
Он всю жизнь был прекрасным отцом большой дружной семьи . Они вместе много путешествовал и по Европе, все дети получили отличное образование.
С начала войны в 1914 году вплоть до 1917 года по инициативе Генриха фан дер Пальса в его доме несколько залов было выделено для военного госпиталя, в котором за ранеными ухаживали девушки из дворянских семей, в том числе и его родные дочери.
Революционные события в Петрограде и национализация его предприятий , заставили Генриха фан дер Пальса навсегда покинуть Россию.
Особняк на Английском проспекте 8-10 с 1938 года стал Военным Комиссариатом Петербурга.
Все его интерьеры прекрасно сохранились, но экскурсий туда практически не проводится.
А вот сада больше нет. Да и попасть во двор особняка сейчас очень сложно, ворота с большими коваными фонарями практически всегда закрыты. Мне повезло проникнуть во двор. В статье я делюсь с вами увиденным.
Терновым венцом этой истории является состояние усыпальницы той, что вдохновила когда-то Генриха фан дер Пальса на постройку особняка, ставшего ныне памятником культуры и истории . Портрет Лючии разбит, надгробие подтоплено водой.
Новодевичье кладбище было в начале прошлого века очень дорогим, и там хоронили только дворян. Оно же после революции было осквернено и разграблено в первую очередь. Усыпальница Лючии находится справа от Алтарной дорожки кладбища.
На ней нет ее имени, но сохранилась надпись «Du brachtest uns nur liebe gyre und frieden». Дословно «Ты принесла нам только тепло и мир».
Никто со времен отъезда из России ее семьи не принес туда ни единого цветочка.
Если вам доведется побывать на Новодевичьем, вспомните эту историю, друзья. Принесите пожалуйста цветы для прекрасной Лючии.