Найти в Дзене

Броня Родины: истребитель танков - СУ-85.

Оглавление

В 1943 году на Восточном фронте в танках, САУ и противотанковых средствах наметился качественный перевес в строну Вермахта . Советское командование не планировало отдавать инициативу противнику. Именно по этому на сцену вышла противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-85. Ее главной задачей стала именно борьба с бронетехникой противника. В этой статье мы поближе узнаем об истории разработки, технических особенностях и боевом применении легендарного истребителя танков.

Эпичный арт на тему боевого применения ПТ САУ СУ-85
Эпичный арт на тему боевого применения ПТ САУ СУ-85

История разработки и технические особенности СУ-85.

5 мая 1943 государственный комитет обороны СССР (ГКО) принял постановление № 3289сс "Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок". Главная его цель - ускорить работы по созданию мощных противотанковых средств. Во втором пункте этого документа руководству завода № 9 и Уралмашзавода, г. Свердловск (сейчас г. Екатеринбург), поставили задачу "разработать чертежи, изготовить и смонтировать в двух самоходных артиллерийских установках "СУ-122" 85-мм пушки с баллистикой существующей зенитной пушки и к 1 июля с.г. подать их на государственные испытания". Но работы начались не с этого, уже были попытки создать что-то подобное и раньше.

Еще в августе 1940 года на заводе № 8 им. Калинина попытались установить 85-мм зенитную пушку образца 1939 года с круговым обстрелом на шасси танка Т-34. Для эксперимента заводу передали два Т-34 (без башен) из установочной партии. Но конструкторы не смогли найти ответа на вопрос "как установить зенитные пушки не прибегая к значительным переделкам корпуса танк?".

Перед началом Великой Отечественной войны, в конце мая 1941 года, заместитель наркома обороны Г. И. Кулик подготовил проект постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О самоходной артиллерии". По этому документу в систему вооружения Красной армии планировали ввести четыре типа самоходных артиллерийских установок:

  • САУ истребители ДОТов,
  • САУ истребители танков,
  • штурмовые САУ поддержки мотомеханизированной пехоты,
  • зенитные самоходные установки.

Для истребителя танков планировали использовать 85-мм зенитную пушку образца 1939 года, установленную на шасси опытного артиллерийского тягача А-42, спроектированного в Харькове на заводе № 183 им. Коминтерна на базе агрегатов танка Т-34.

модель опытного артиллерийского тягача АТ-42
модель опытного артиллерийского тягача АТ-42

Эта же самоходка в системе вооружения должна была играть роль штурмовой. Разработка и создание опытного образца 85-мм САУ на шасси А-42 поручили заводу № 183. Проект получил кодовое обозначение "А-46". Но из-за начала войны все мощности завода № 183 направили на увеличение выпуска танков Т-34, на работах над "А-46" поставили крест.

Ещё одна попытка установить 85-мм зенитную пушку с круговым обстрелом на шасси танка Т-34 предприняли на Уралмашзаводе. В самом начале 1942 года в КБ этого завода разработали целых два варианта 85-мм САУ на базе танка Т-34 под индексами У-20 и У-20-II.

Эскиз экспериментальной самоходной установки У-20
Эскиз экспериментальной самоходной установки У-20

Первый вариант предусматривал установку на поворотной платформе со щитовым прикрытием пушки У-10, которая была по сути наложение качающейся части 85-мм зенитной пушки на лафет гаубицы М-30.

Экспериментальная самоходная артиллерийская установка У-20-II
Экспериментальная самоходная артиллерийская установка У-20-II

Во втором варианте на поворотную платформу устанавливалась качающаяся часть 85-мм несколько изменённой зенитной пушки образца 1939 года. Однако оба этих варианта были признали не соответствующими тактико-техническим требованиям. Работы по ним по распоряжению Артиллерийского комитета ГАУ КА прекратили.

После того, как работы над новой САУ были сконцентрированы на Уралмашзаводе, там для сравнительных испытаний изготовили 4 опытных образца с заводскими индексами:

  • СУ-85-I – с 85-мм пушкой С-18-I конструкции ЦАКБ с измененной люлькой;
СУ-85-I – с 85-мм пушкой С-18-I
СУ-85-I – с 85-мм пушкой С-18-I
  • СУ-85-II – с 85-мм пушкой Д5-С85 конструкции завода № 9;
СУ-85-II – с 85-мм пушкой Д5-С85
СУ-85-II – с 85-мм пушкой Д5-С85
  • СУ-122-III – модернизированная САУ с 122-мм гаубицей Д-6 конструкции завода № 9;
СУ-122-III – модернизированная САУ с 122-мм гаубицей Д-6
СУ-122-III – модернизированная САУ с 122-мм гаубицей Д-6
  • СУ-85-IV – с 85-мм пушкой С-18 конструкции ЦАКБ
СУ-85-IV – с 85-мм пушкой С-18
СУ-85-IV – с 85-мм пушкой С-18

С 20 по 25 июля 1943 года на заводе все САУ испытали пробегом на 80 км и стрельбой, во время которой на установках СУ-85-I и СУ-85-IV с пушками конструкции ЦАКБ вышли из строя спусковые механизмы (на машине СУ-85-I после 39 выстрелов, на СУ-85-IV - после 62 выстрелов). Самоходные установки СУ-85-II и СУ-122-III после 129 и 165 выстрелов соответственно испытания завершили.

Лучшие результаты показала СУ-85-II с пушкой Д5-С85. По сравнению с пушкой В. Г. Грабина, пушка Ф.Ф. Петрова имела несколько преимуществ. Общая компоновка пушки и меньшая длина отката делали ее более удобной для наводчика и заряжающего. Из-за этого практическая скорострельность пушки Д5-С85 оказалась значительно выше, чем у пушки С-18.

Еще орудие Д5-С85 обладало лучшей уравновешенностью, кучностью боя, весило на 850 кг меньше, чем пушка С-18 и было более удобно в обслуживании. В соревновании двух артиллерийских КБ победу одержало бюро Ф.Ф. Петрова. На вооружение Красной армии приняли самоходную артиллерийскую установку СУ-85 с пушкой Д5-С85.

Установка 85-мм пушки Д-5С-85 в карданной рамке СУ-85
Установка 85-мм пушки Д-5С-85 в карданной рамке СУ-85

Остановимся на характеристика орудия Д-5С более подробно:

  • длина ствола - 48,8 калибра;
  • дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,8 км, максимальная дальность стрельбы осколочной гранатой— 12,7 км;
  • углы вертикальной наводки от −5° до +25°,
  • сектор горизонтального обстрела - ±10°.
  • боевая скорострельность — 5-6 выстр./мин, максимальная – до 8 выстр./мин.

В боекомплект из 48 унитарных выстрелов помимо осколочных снарядов входили бронебойные калиберные: 53-БР-365 (тупоголовый) и БР-365К (остроголовый) массой 9,2 кг, а также подкалиберный катушечного типа 53-БР-365П массой 5 кг. По справочным данным, бронебойный снаряд 53-БР-365 имел начальную скорость 792 м/с и на дистанции 1000 м мог пробить 102-мм бронелист. Подкалиберный снаряд 53-БР-365П обладал начальной скоростью 1050 м/с и на расстоянии около 500 м при попадании под прямым углом пробивал 140 мм брони. Подкалиберные снаряды находились на особом учёте и были эффективны на относительно небольших дистанциях потому, что с увеличением дальности их бронепробиваемость сильно падала. СУ-85 была способна эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра, а на меньших - пробивать лобовую броню тяжёлых танков.

Снаряды из боекомплекта СУ -85: 1.БР-365П 2.БР-365, 3.БР-365К, 4.О-365К
Снаряды из боекомплекта СУ -85: 1.БР-365П 2.БР-365, 3.БР-365К, 4.О-365К

Во время серийного производства самоходка оснащалась двумя невзаимозаменяемыми типами 85-мм орудий: Д-5С-85 и Д-5С-85А. Эти варианты различались методом изготовления ствола и конструкцией затвора, а также массой своих качающихся частей: 1230 кг для Д-5С-85 и 1370 кг для Д-5С-85А. Самоходные установки с пушками Д-5С-85А обозначали "СУ-85А".

По подвижности и защищённости СУ-85, весившая в боевом положении 29,6 т, осталась на уровне СУ-122. Максимальная скорость по шоссе – 47 км/час. Запас хода по шоссе – 400 км. Толщина лобовой брони, наклонённой под углом 50°, составляла 45 мм. Толщина брони маски орудия — 60 мм. По сравнению с САУ СУ-122, вооруженной короткоствольной гаубицей, длинный стол 85-мм орудия требовал от механика-водителя СУ-85 особого внимания при движении в городе и лесистой местности. Как и на других противотанковых самоходках с передним расположением боевого отделения, у СУ-85 был велик риск зачерпнуть землю стволом на крутом спуске.

На СУ-85 использовались хорошо отработанные на танках Т-34 и САУ СУ-122 узлы и агрегаты, надёжность машины была вполне удовлетворительной. Самоходки первой партии имели ряд производственных дефектов, но после начала массой сборки особых нареканий на качество не поступало. В 1944 году были усилены передние катки и удалось устранить "болячку", доставшуюся в наследство от СУ-122.

САУ СУ-85 обладала следующими особенностями:

1. САУ была создана на базе агрегатов и узлов танка Т-34 и имела с ним высокую совместимость, это упрощало обслуживание и ремонт

2. Ходовая часть машины, двигатель, агрегаты и узлы трансмиссии были полностью заимствованы у Т-34. Боевая масса самоходки не превышала боевой массы среднего танка Т-34, надежность работы этих узлов сомнений не вызывала.

3. В бронерубке САУ смонтировали новое 85-мм орудие, которое использовало выстрелы от 85-мм зенитной пушки. Орудие было установлено в корпусе САУ с использованием рамочной конструкции, которая крепилась к верхнему лобовому листу. Условия работы орудия не стесняли экипаж.

4. Бронепробиваемость бронебойного снаряда 85-мм пушки Д-5С-85 была на 75% выше чем у аналогичного снаряда 76-мм орудия, установленного на Т-34 и на 45% выше, чем у бронебойного снаряда САУ СУ-122. Это увеличивало дальность эффективного огня по бронетехнике противника в 1,5 раза. Обладая лучшими показателями подвижности, чем тяжелые танки и штурмовые орудия противника, СУ-85 даже при меньшей бронезащите могла успешно им противостоять.

5. 73% деталей САУ были заимствованы у среднего танка Т-34, 7% у САУ СУ-122 и лишь 20% деталей были изготовлены заново. Это значительно упрощало промышленное производство.

схема бронирования СУ-85
схема бронирования СУ-85

По меркам второй половины 1943 года 45-мм броня СУ-85 уже не обеспечивала адекватной защиты от 75-мм танковых пушек противника. В дуэли с немецким Pz.KpfW.IV Ausf.G на расстоянии до 1500 м немецкая "четверка" уверенно пробивала лобовую броню корпуса противника. Что касается противостояния с "Тиграми" и "Пантерами", то в этом случае экипаж советской 85-мм самоходки имел шансы на успех только при действиях из засады.

СУ-85 выдвигаются на позиции
СУ-85 выдвигаются на позиции

В ходе реальных столкновений с немецкими тяжелыми танками выяснили, что 85-мм орудие пробивает лобовую броню "Тигра" с 600-800 м, а его борт — с 1000-1200 м. СУ-85 могла успешно бороться со средними немецкими танками Pz.KpfW.IV всех модификаций и САУ на их базе. Уничтожение танков PzKpfw.V и Pz.Kpfw.VI было возможно, только при использовании правильной тактики.

Боевое применение.

СУ-85 направляли для формирования средних самоходно-артиллерийских полков. По штату 1943 года САП состоял из 4 батарей, по 4 СУ-85 в каждой. Во взводе управления имелись 1 танк Т-34 и 1 лёгкий бронеавтомобиль БА-64.

эшелон с СУ-85
эшелон с СУ-85

В феврале 1944 года все полки были переведены на новый штат. Теперь САП состоял из 21 машины: 4 батареи по 5 установок и 1 машина командира полка. Дополнительно полк получал роту автоматчиков и взвод саперов. САП вводились в состав танковых, механизированных, кавалерийских корпусов и служили в качестве огневого усиления. Самоходки также использовали в истребительных противотанковых артиллерийских бригадах, как подвижный резерв.

Самоходные артиллерийские установки СУ-85 получили в войсках положительную оценку. Они вступили в бой осенью 1943 года и неплохо себя проявили в сражениях за Левобережную Украину. Но есть мнение, что ПТ САУ СУ-85 опоздала как минимум на полгода. Использование этих машин в Курской битве могло серьёзное повлиять на ход боев.

Противотанковые возможности самоходной установки, очень зависели от квалификации и скоординированных действий экипажа. Сектор горизонтальной наводки орудия был невелик, в наведении на цель механику-водителю приходилось принимать непосредственное участие.

Условия работы в боевом отделении СУ-85 были лучше, чем в башне танка Т-34-85, который также вооружили 85-мм пушкой. Более просторная рубка и удобный доступ к боеукладке положительно сказались на практической скорострельности и меткости огня. В то же время экипажи самоходок жаловались, что длительная стрельба с максимальным темпом была затруднена из-за чрезмерной загазованности боевого отделения.

Экипаж СУ-85: командир, наводчик, механик - водитель и заряжающий
Экипаж СУ-85: командир, наводчик, механик - водитель и заряжающий

Уровень потерь в САП, оснащённых СУ-85, напрямую зависел от тактической грамотности командования. Зачастую приданные стрелковым частям для усиления противотанковых возможностей самоходки пехотные командиры использовали как линейные танки, бросая их в лобовые атаки на хорошо укреплённую оборону немцев. С ошибками в использовании самоходок велась нешуточная борьба во всех инстанциях.

итог не правильного применения СУ-85
итог не правильного применения СУ-85

После того как поздней осенью 1944 года САП, оснащённые СУ-85, понесли тяжелые потери, Ставка подготовила приказы, в которых категорически запрещалось использование САУ в роли танков и применение самоходно-артиллерийских полков, которые входили в состав истребительно-противотанковых бригад, для сопровождения танков и пехоты в отрыве от остальных подразделений бригады.Такие полки должны были служить противотанковым резервом на случай прорыва бронетехники противника.

Характерным примером успешного использования САУ в составе такого резерва стали действия 1021-го САП 14-й истребительно-противотанковой бригады в ходе Шауляйской наступательной операции в июле 1944 года в районе населенного пункта Девиндони. По решению командующего армией полк был сосредоточен на танкоопасном направлении за боевыми порядками 747-го истребительно-противотанкового артполка (57-мм пушки ЗИС-2).

СУ-85 на марше
СУ-85 на марше

Группа немецких танков численностью до 100 машин вместе с мотопехотой на бронетранспортерах, перешла в контратаку. После упорного боя танки противника прорвали боевые порядки наших передовых частей. Чтобы не допустить дальнейшего продвижения немцев, самоходные установки СУ-85 заняли огневые позиции в засадах на пути движения вражеских танков. Подпустив протианика примерно на 500 м, САУ вместе с полевой артиллерией обрушились на них огнем, уничтожили и повредили 19 машин, а остальные заставили остановиться.

Наряду с положительными отзывами из действующей армии конструкторы шла информация о необходимости совершенствования САУ. Командир 7-го механизированного корпуса полковник Катков Федор Григорьевич, оценивая машину, заявил:

Самоход СУ-85 в настоящее время является наиболее эффективным средством борьбы с тяжелыми танками противника. С проходимостью и маневренностью, не уступающей танку Т-34, и с 85-мм пушкой самоход показал себя в боевых действиях хорошо. Но, используя огонь и броню своих танков "Тигр", "Пантера" и самохода "Фердинанд", противник навязывает современный бой на больших дистанциях — 1500-2000 м. В этих условиях мощь огня и лобовая защита СУ-85 уже недостаточны. Требуется усилить лобовую броню самохода и, самое существенное, вооружить его пушкой с увеличенной бронебойной силой, способной поражать тяжелые танки типа "Тигр" с дистанции не менее 1500 м.

Фёдор Григорьевич Катков (4 июня 1901, Бочаговка, Тобольская губерния — 30 октября 1992, Москва) — советский военачальник, участник Гражданской, Великой Отечественной и Советско-японской войны, гвардии генерал-лейтенант танковых войск (29.05.1945). Герой Советского Союза (8.09.1945)
Фёдор Григорьевич Катков (4 июня 1901, Бочаговка, Тобольская губерния — 30 октября 1992, Москва) — советский военачальник, участник Гражданской, Великой Отечественной и Советско-японской войны, гвардии генерал-лейтенант танковых войск (29.05.1945). Герой Советского Союза (8.09.1945)

На заключительном этапе войны немецкие танки в основном использовались в роли подвижного противотанкового резерва, и советский передний край атаковали редко. Поэтому СУ-85 стали использовать для оказания непосредственной артиллерийской поддержки наступающим танкам и пехоте. Если по полевым инженерным сооружениям и живой силе противника действие 85-мм осколочного снаряда 53-О-365 массой 9,54 кг было приемлемым, то для разрушения долговременных огневых точек его мощности часто уже не хватало.

-18

Эффект от применения СУ-85 в составе штурмовых групп был заметно ниже, чем от СУ-122 или тяжелых САУ. Так, в октябре 1944 года при прорыве войсками 3-го Белорусского фронта оборонительного рубежа немцев на р. Нарве некоторые штурмовые группы, имея в составе только СУ-85, не смогли разрушить ДОТы. Эту проблему удалось решить нарастив выпуск тяжелых САУ с 122-152-мм орудиями и после поступления в войска новой установки СУ-100 со значительно более мощным осколочно-фугасным снарядом.

Заключение.

САУ СУ-85 была в серийном производстве ровно год. За этот период военные приняли 2 335 машин. Самоходные установки этого типа активно воевали до самого конца Великой Отечественной войны.

тягач на базе СУ-85 за работой
тягач на базе СУ-85 за работой

Но в ближайшее послевоенное десятилетие все СУ-85 были списаны или переделаны в тягачи. Это было связано с тем, что для решения задач, стоявших перед СУ-85, можно было использовать танки Т-34-85 или более совершенные самоходные установки СУ-100.

СУ-85 на заслуженном месте - музее.
СУ-85 на заслуженном месте - музее.

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!