Найти в Дзене

«Распятие Святого Петра» — какие страсти кипели вокруг картины Караваджо?

Оглавление

Главный критик реализма

В наше время имя Микеланджело Меризи да Караваджо, известно практически каждому, независимо от того, близок ли человек к искусству или совершенно далёк от него. Мастер барокко, вытиснившее маньеризм, живописец ставший тем, кто заложил твёрдую основу для будущих поколений. В дальнейшем многие мастера будут использовать приёмы Караваджо, но достичь его высот так и не смогут

В чём же его успех, как художника? На наш взгляд, его успех крылся в практичном реализме, ведь он старался изображать события и героев, таким образом, будто ты сам пробираешься в полотно и наблюдаешь события собственными глазами. Разумеется, столь реалистичная подача далеко не всегда вызывала положительный отклик среди масс, особенно со стороны церкви.

Особенности картины

Караваджо, "Распятие Святого Петра", 1601 год
Караваджо, "Распятие Святого Петра", 1601 год

В основе картины история о распятии апостола Петра. Он хотел быть распятым вниз головой, считая себя недостойным умереть так же, как Иисус Христос.

«Распятие Святого Петра» ярко показывает мастерство Караваджо в использовании эффектов света и тени. За счёт игры оттенков фигуры становятся объёмными и как будто «вылезают из полотна», но и, конечно же, наибольшее внимание привлекает сам Пётр в самом центре полотна. Несмотря на то, что момент его казни близок, он сохраняет стойкость духа.

Уже не молодой, но крепкий апостол кажется могучим и величественным даже кресте. Примечательно, что лица палачей скрыты тенью, будто они уже находятся "по ту сторону" от бога. Согласитесь, что трое крепких мужчин с лёгкостью могли бы перевернуть крест с одним человеком, однако это особенный приём Караваджо, представленный на этой картине. Художник прямо намекает нам, на тяжесть греха, совершённым ими. Кроме того, если вы знакомы с живописью, хотя бы отдалённо, то можете заметить обилие диагональных линий. Такая подача помогла Караваджо усилить "эффект присутствия" на картине. Считается, что на эту работу значительно повлияли фрески Микеланджело, изображающие этот же сюжет. Однако картины Караваджо выглядят гораздо более мрачными и реалистичными.

«Распятие Святого Петра» — одно из самых известных произведений Караваджо. Благодаря этой работе и некоторым другим художник стал признанным мастером. Несмотря на скандальную репутацию, представители церкви вновь и вновь обращались к нему, потому что никто другой не мог создать произведение, которое так сильно отзывалось бы в сердцах людей.