Найти тему

Записки частного предпринимателя Глава 1 Купил, продал, подсчитал, а где прибыль?

События, о которых здесь идет речь, произошли больше 20 лет назад. Но не так уж много за это время изменилось.

Иногда, стоя за прилавком, я почти физически ощущал, как человек ненавидит меня. Вроде бы он и не говорил ничего, просто стоял и смотрел - то ли на меня, то ли сквозь меня – но я читал в душе покупателя: «Ты торгаш! У тебя не жизнь, а малина! Ты сам ничего не вырастил, не сделал своими руками, а купил у того, кто вырастил и сделал, накрутил столько, сколько тебе хочется, продал и обогатился! А я влачу нищенское существование, вкалывая на предприятии или организации и получая небольшую зарплату! Ты сидишь на моем горбу и процветаешь!»

https://dzen.ru/a/YveZMqL7q0wNReL8
https://dzen.ru/a/YveZMqL7q0wNReL8

Самое поразительное, что ненависть исходила и от того, кто когда-либо пробовал торговать и знал, что из себя представляет этот хлеб (таких в нашем обществе четверть точно). Он задался целью освоить систему «купи-продай» и – прогорел. А ты все еще стоишь за прилавком, значит, у тебя получается. Наши люди со страстной силой ненавидят везунчиков.

Мой рассказ не о богачах, а о тех, кто в тридцатиградусную жару или в двадцатиградусный мороз с утра до вечера сам стоит на базаре, зарабатывая свой трудный хлеб. Кто беззащитен и гол, как перед властью, так и перед вечностью…

Начнем с азов. Допустим, у вас есть легковой автомобиль. И к нему прицеп. То есть, съездив за 500 км, вы можете привезти тонну картофеля. Крестьянин продаст вам свой политый тяжелым потом продукт по дешевке. Определимся, что вам повезло (уж поверьте, не каждому улыбается торговое счастье), и вы реализовали товар по нормальной цене. Таким образом, чисто теоретически у вас должна появиться неплохая прибыть.

Но уберем теорию на полку событий и займемся практикой. Чтобы проехать тысячу километров – туда 500 и обратно столько же – надо сжечь немало бензина. Убираем из прибыли «бензиновые рубли». Расстояние солидное, и в машине что-нибудь обязательно расшатается, разболтается, разладится. И если все это не вылезет сразу, все равно, в конце концов, даст о себе знать. Это амортизация – красивое, звучное слово, вгоняющее, тем не менее, в крупную дрожь торговцев, эксплуатирующих собственный, не наемный транспорт.

«Ну вот! – воскликнет какой-нибудь завистник. – Остальные деньги – чистая прибыль, чистоган!» Не торопитесь.

Чтобы картофель не завернули от ближайшего поста ГИБДД, надо выписать в сельской администрации документ, что овощ не ворованный, честно купленный. Приобретается бумага, что картошка не зараженная и ее можно употреблять в пищу. Новые расходы.

Вот только «операторам машинного доения» наплевать, есть у вас справки или нет. Машину с прицепом в сезон редкий пост ГИБДД пропустит. Придется платить и на постах. Деньгами либо картохой…

Но вот все тернии позади. Вы «притаранили» драгоценный овощ в родной город. Вы становитесь на рынок – не забудьте за место отстегнуть.

Потом подойдет «белый халат» и возьмет у вас десяток картофелин на анализ. Вы отмуслите еще несколько купюр. И не вздумайте тыкать в лицо уже взятую справку. Платить надо и там, и здесь, таков порядок.

Хорошо, если у вас есть свои деньги. Если же нет, то для того, чтобы провернуть операцию с картошкой, вам придется их занять. Не исключено, что под проценты, которые органично вписываются в статью расходов.

Наконец, мы подошли к прибыли.

Главный торговый закон: чтобы ее получить, надо реализовать товар полностью. Если продано две трети, то навар залег в оставшейся трети. Я ведь не случайно взял за образец именно картошку. Практически идеальный товар. Продается до последней овощной единицы, не сразу портится, почти не теряет в весе. А если человек торгует тряпками или канцтоварами?

Влететь торговцу, как два пальца оплевать. Продукты имеют дурную привычку портиться. Не успеешь скинуть партию товара на рынке – скинешь его в мусорный ящик. А невезение может подступиться с той стороны, откуда его и не ждешь совсем. К примеру, приехал человек в деревню и закупил у крестьянина молоко. Привез его на рынок, сделал накрутку и продает. А тут приезжает сосед крестьянина и ставит молоко по той же цене, по которой торговец его приобрел. Производителю все равно выгодно, ну, немножко на бензин потратился. А бедному перекупщику волей-неволей приходится сбрасывать цену, иначе продукт скиснет. Выходит, что расходы за рынок, бензин и амортизация машины – это его чистые убытки.

Молоко – самый капризный товар, оно быстрее всего портится. Овощи, фрукты и ягоды теряют от трех до восьми процентов веса, в зависимости от сроков реализации (бананы – до 20 процентов). Рыба «стекает» на 10-15 процентов. Мясо за один день заветривается и теряет товарный вид.

Вещи выходят из моды, спрос на них колеблется, в зависимости от сезона. Попробуй зимой найти покупателя на босоножки, а летом – на зимнюю куртку.

Так что если и остается прибыль, то совсем чуть-чуть.

Чем только мне не приходилось заниматься! И я знаю, что идеального товара нет, каждый имеет свой изъян. Правда, не приходилось продавать крупногабаритные вещи: мебель, ковры, аудио- и видеотехнику, автомобили. Но если исходить из того, сколько раз я сам покупал такие предметы, станет ясно, что кто торгует ими, тоже особо не процветает.

Как берут наркотики и оружие, я не знаю. И не хочу знать. Потому что первое правило торговца – не связывайся с криминалом. Он сам тебя найдет. Об этом я позже расскажу.

Повесть "Охота на младенца" | Сергей Беликов: невыдуманные повести и рассказы | Дзен