Новости о приостановке работы над Договором о всеобъемлющем сотрудничестве между Россией и Ираном стали информационной бомбой. Уже пошли разговоры о том, что некая «тень нависла над дружбой Тегерана и Москвы». И хотя российский дипломат Замир Кабулов заявил, что приостановка не связана с гибелью президента Исламской Республики Эбрахима Раиси, все не так просто. Подробнее — в материале «Точки».
Загадочный договор
Директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов 11 июня завил о том, что работа над заключением договора о всеобъемлющем сотрудничестве между Россией и Ираном на время приостановлена. При этом дипломат подчеркнул:
«Это стратегическое решение руководства двух стран. Процесс, понятно, приостановился по причинам проблем у иранских партнеров, но эта работа… я не сомневаюсь в том, что она будет завершена до согласования текста соглашения, а дальше лидеры двух стран примут решение о времени и месте подписания».
Новость эта стала одной из главных в российском информационном поле и в определенных кругах, понятным образом, вызывает некоторое злорадство: «Ага! Значит с горячей дружбой России и Ирана не все так гладко. Вот тут-то Россия и обломается».
На самом же деле для тех, кто хотя бы немного в курсе взаимоотношений России и Исламской Республики, непонятно другое: что еще можно особо обговаривать и о каких еще видах партнерства договариваться в новом соглашении? Поскольку с Ираном у нас партнерство практически по всем фронтам.
Вообще, текста этого соглашения, даже в предварительном формате, в открытых источниках нет. Но в начале 2024 года в ряде западных источников прошла информация, что суть его в передаче Ираном России эксклюзивного права на разработку полезных ископаемых в иранской части Каспийского моря, увеличении и упрощении поставок оружия, реконструкции российскими компаниями иранских портов, фиксированная цена не только на военную технику, но и на промышленные товары самого широкого спектра. Россия в ответ «обеспечит Ирану статус региональной лидирующей державы», что бы это ни значило. Договор будет заключен на 20 лет. Но, повторимся, все это информация из западных источников, верить которым нужно с изрядной долей осторожности.
С другой стороны, такое сближение двух государств сейчас видится вполне логичным. Хотя так было не всегда.
История непростых отношений
Советский Союз, стоит напомнить, после Исламской Революции 1979 года стал постепенно наращивать сотрудничество с Ираном по линии военной торговли. До революции шахский Иран максимально плотно входил в орбиту интересов США и Британии.
Однако, и СССР в начале 90-х приказал долго жить. Но Россия свои, еще советские контрактные обязательства по продаже вооружений добросовестно выполняла. Но в 1995 году наша страна заключила с США сделку в формате переговоров «Гор-Черномырдин», суть которой была в том, что Москва выполнит все свои обязательства перед Ираном, заключенные до 1999 года, и продолжать эти партнерские отношения не будет. Взамен Штаты выдали квоту на запуск своих космических аппаратов с российских космодромов на сумму в два миллиарда долларов.
В 1999 году контракты с Ираном были выполнены. И, казалось бы, у Исламской Республики начинаются дополнительные проблемы с поставками оружия, а санкционная политика Запада, которую Вашингтон планомерно расширял с 1987 года в адрес Тегерана начнет приносить свои весомые плоды. Но в 2000-м году президентом России стал Владимир Путин. У которого, кажется, уже тогда были свои воззрения на восточный вектор развития российской политики. Поэтому уже в ноябре 2000 года Москва уведомила Вашингтон о выходе из сделки формата «Гор-Черномырдин» и возобновила военные контракты с Исламской Республикой. А попутно, в марте 2001 годе был заключен «Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран», который действует между странами и сейчас.
Стратегическое партнерство по факту
И тут достаточно тезисно пробежаться по тем моментам сотрудничества, которые были достигнуты между двумя государствами за эти годы. Иран в 2022 году вступил в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), в которой состоит и Россия. С того же года эта страна активно участвует в мероприятиях по линии ОДКБ. И все это время ходят активные слухи о возможном вступлении Исламской Республики в Организацию коллективного договора о безопасности. Все в том же 2022 году Иран подал заявку на вступление в БРИКС. И процесс, что называется, идет.
Тогда же, в 2022 году, на полях саммита ШОС в Самарканде президентами Владимиром Путиным и Эбрахимом Раиси было объявлено о том, что:
«в завершающей стадии — работа над новым большим договором между Россией и Ираном, который ознаменует выход отношений на уровень стратегического партнерства».
В конце 2023 года Иран отменил обязательные визы для российских туристов. А торговый оборот наших стран по итогам года составил чуть более 4 миллиардов долларов.
При этом, Россия сейчас активно способствует развитию в Иране ядерной энергетики. Еще в 2013 году «Росатомом» в промышленную эксплуатацию был введен первый блок Бушерской АЭС. История эта достаточно сложная и касается ядерных санкций против Исламской Республики. В которых косвенно поучаствовала и Россия, но потом от них отказалась. В итоге процесс строительства первой на Ближнем Востоке атомной электростанции все же вошел в конструктивное русло. И сейчас «Росатом» достраивает второй и третий энергоблоки этой станции. Ожидается, что они будут сданы в 2026 и 2027 годах.
А 7 июня 2024 года в рамках Петербуржского международного экономического форума, чрезвычайный и полномочный посол Ирана в Москве Казем Джалали заявил:
«Мы уже выразили готовность к тому, чтобы российские партнеры приехали участвовать в строительстве других электростанций».
Здесь же можно вспомнить и торговые связи по линии АПК, все того же оружия, станкостроения и промышленности. И еще с пару десятков пунктов торговли и логистики. Помимо этого, Иран является важнейшей точкой для транспортного коридора «Север-Юг» и входит в китайский, а, по сути, уже международный проект «Один пояс-Один путь». В котором одну из ключевых ролей играет именно Россия.
И это все, стоит еще раз подчеркнуть, без всякого договора о стратегическом партнерстве.
Что в итоге?
Несмотря на то, что российский дипломат Замир Кабулов в своем комментарии о приостановке работы над договором о всеобъемлющем сотрудничестве отметил, что это не связано с недавними трагическими событиями, когда в ходе аварии погибли президент Исламской Республики Эбрахим Раиси и глава МИД страны Хосейн Амир Абдоллахиан, кажется, именно это могло стать основной причиной. В Иране сейчас идет внеочередная избирательная кампания, выборы состоятся 28 июня 2024 года. И поскольку президент Ирана – это не глава государства, а должность, которая совершает в себе функционал премьер-министра и отчасти министра иностранных дел, то впереди еще и формирование нового правительства. А это действительно означает определенную паузу в заключении стратегических договоренностей с кем бы то ни было.
При этом важно понимать, что еще в конце января 2024 года аятолла Али Хаменеи, который является рахбаром, то есть верховным правителем и официальным главой Исламской Республики, одобрил подписание грядущего соглашения. А последнее слово в этой истории с иранской стороны все же за ним.
Думается высокие стороны вернутся к договору о всеобъемлющем сотрудничестве где-то в конце лета, начале осени. Что, впрочем, не мешает плодотворному сотрудничеству России и Ирана и сейчас. Невзирая ни на какие политические кризисы и задержки.
Ранее «Точка» рассказывала о последних событиях вокруг Иранской ядерной сделки.
Подготовил Александр Чаусов
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ
Источник: https://iatochka.news/