Найти в Дзене
Изучая Москву

Сокровища Императрицы

Оглавление

По следам удивительной выставки

На выставке «Петергоф. Сокровища русской Императрицы» я была еще феврале. Тем не менее, похоронить фото уникальных экспонатов и интересные факты о них в памяти моего телефона я не могла.

Итак, более 400 уникальных памятников истории и искусства, часть из которых находится в запасниках и впервые была доступна для широкого круга зрителей.

Экспозиция посвящена супруге Николая I – императрице Александре Федоровне.

Портрет Александры Федоровны
Портрет Александры Федоровны

Старшая дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина (1798-1860) приехав в Россию, приняла православие с именем Александры Федоровны. Но в новой семье, как и в Родительском доме, ее часто называли Бланшфлур – Белая роза - за сходство с героиней рыцарского романа. Через всю жизнь она пронесла образ прекрасной, грациозной и хрупкой принцессы, обладая при этом стойкостью духа и силой характера. Посвятив себя мужу и детям, Александра Федоровна смогла создать в своей семье особую атмосферу. Она была убеждена, что именно «тепло домашнего очага», располагающее к отдыху и душевному общению, позволяет поддерживать особые отношения, основанные на взаимной привязанности, уважении и доверии.

Особую роль в жизни Александры Федоровны играл Петергоф – загородная резиденция с созвездием дворцово-парковых ансамблей и, конечно, «Коттедж» - скрытый от посторонних глаз небольшой уютный дворец на даче Александрия. Комнаты дворца были наполнены домашними реликвиями, дом окружен кустами роз, из окон открывались прекрасные виды на залив.

Различные предметы обстановки помогают почувствовать, какой была жизнь русской императрицы, создавшей собственный дом в России и часто вспоминавшей свою родину, что для нее было истинным сокровищем.

-3

История семьи

14 июня 1817 года состоялся торжественный въезд в Санкт-Петербург 18-летней принцессы Прусской. Через несколько дней совершился обряд миропомазания, а 1 июля в день рождения принцессы отпраздновали их бракосочетание.

Первые годы, проведённые в новом отечестве, были для юной великой княгини трудными и счастливыми одновременно. Здесь все было иным, чем на ее родине – религия, язык, люди, традиции. Любимый, заботливый супруг, дети, стали для нее душевной опорой в этом мире.

Портрет Императора Николая I
Портрет Императора Николая I

Вступление великого князя Николая Павловича на престол и следующие несколько лет были наполнены потрясениями и тревогами – антиправительственный бунт 14 декабря 1825 г., война с Персией и Турцией, военный мятеж в Польше, эпидемии холеры и все это сопровождалось народными волнениями. 

Только к 1834 г. в стране наступило время политического спокойствия и стабильности, а для Александры Фёдоровны период жизни, который позже она назвала самым счастливым.

Императрица находилась в расцвете своей женской красоты и привлекательности. По описанию современника, «идеал русской царицы, соединяя в себе царственность осанки с бесконечной приветливостью и добротой».

Вицмундир Кавалергардского полка с генеральскими эполетами. Принадлежал императору Николаю I (сукно, кашемир, металл, нить серебряная, шитье). В России императоры носили только военную форму. Александра Федоровна нередко дарила своему супругу военные костюмы на день рождения, именины и другие праздники.
Вицмундир Кавалергардского полка с генеральскими эполетами. Принадлежал императору Николаю I (сукно, кашемир, металл, нить серебряная, шитье). В России императоры носили только военную форму. Александра Федоровна нередко дарила своему супругу военные костюмы на день рождения, именины и другие праздники.

С годами семейный круг Александры Федоровны становился шире: дети взрослели, выходили замуж, женились, радовали родителей внуками. В то же время 1840-е – 1850-е гг. принесли императрице и горечь утрат – ушли изь жизни отец, младшая дочь, муж – и новые тревожные переживания, вызванные революционными событиями в Европе, в том числе в ее родной Пруссии, а позже – Крымской войной. 

До последних дней Александра Федоровна сохраняла доброжелательное отношение к людям, была окружена заботой и любовью близких и продолжала оставаться центром всей семьи.

Костюм придворный парадный (муар, нить золоченая, шелк, ус китовый, сетка тюлевая, шитье, вышивка). В 1834 г. специальным указом императора Николая I были введены единообразные наряды для дам, имеющих право присутствовать на торжественных мероприятиях высочайшего двора. Этим документом строго регламентировались покрой, фактура, цвет ткани и декор. Костюм состоял из верхнего распашного платья со шлейфом, длинными откидными рукавами и открытой проймой, которое надевалось на нижнее платье. Для придания одежде национального колорита использовались детали, присущие русскому костюму. Характер придворного платья сохранялся до 1917 г., менялись лишь детали.
Костюм придворный парадный (муар, нить золоченая, шелк, ус китовый, сетка тюлевая, шитье, вышивка). В 1834 г. специальным указом императора Николая I были введены единообразные наряды для дам, имеющих право присутствовать на торжественных мероприятиях высочайшего двора. Этим документом строго регламентировались покрой, фактура, цвет ткани и декор. Костюм состоял из верхнего распашного платья со шлейфом, длинными откидными рукавами и открытой проймой, которое надевалось на нижнее платье. Для придания одежде национального колорита использовались детали, присущие русскому костюму. Характер придворного платья сохранялся до 1917 г., менялись лишь детали.

Император и императрица

22 августа 1826 г. в Московском Кремле состоялось торжественное коронование императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны.

Современники отмечали, что свою миссию императрицы Александра Федоровна видела прежде всего в том, чтобы быть любящей, «уступчивой и довольной своей второстепенной ролью» женой российского императора, облегчать мужу труды царствования, даря ему чувство «домашнего очага», «спокойное прибежище», где государь находил отдохновение от нелегкого и ответственного бремени управления огромной страной. 

«Ангел-хранитель», «добрый гений моей жизни», «счастье моей жизни», - так Николай I называл Александру Федоровну и всю жизнь окружал ее уважением и почитанием. Выполняя возложенные на нее обязанности, государыня принимала участие в придворных церемониях, праздничных торжествах, богослужениях, блистала на балах, восхищала современников своими нарядами, приветливым обращением. Ее образ действий, манера держаться помогали укреплять престиж царской власти и российского императорского двора, создавать атмосферу благополучия, жизнеутверждающего спокойствия. 

Кресло тронное из Екатерининского зала Большого Кремлевского дворца. Изготовлено в Московской мастерской. С 1848 до 1917 г. стояло в Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца, посвященном ордену Св.Великомученицы Екатерины. На спинке кресла первоначально был помещен шифр Александры Федоровны, являвшейся до своей смерти орденмейстером этого ордена. Вышивку дважды меняли, последний раз – в 1882 г., ко дню коронации Александра III и его супруги Марии Федоровны, оказавшейся последней главой российского женского ордена.
Кресло тронное из Екатерининского зала Большого Кремлевского дворца. Изготовлено в Московской мастерской. С 1848 до 1917 г. стояло в Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца, посвященном ордену Св.Великомученицы Екатерины. На спинке кресла первоначально был помещен шифр Александры Федоровны, являвшейся до своей смерти орденмейстером этого ордена. Вышивку дважды меняли, последний раз – в 1882 г., ко дню коронации Александра III и его супруги Марии Федоровны, оказавшейся последней главой российского женского ордена.

Под покровительством императрицы находились различные женские и воспитательные заведения в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России. В 1826 г. Николай I назначил свою супругу шефом Кавалергардского полка. После смерти вдовствующей императрицы Марии Федоровна Александра Федоровна стала главой российского ордена Святой Екатерины.

«Коттедж». Воспоминания о родине.

В 1826 г. рядом с официальной императорской резиденцией, Петергофом, на участке земли, получившем название «Дача Ея Величества Александрия», началось строительство «коттича» - летнего дворца императорской семьи. Автор проекта шотландский архитектор Менелас смог материализовать представления венценосной четы о «семейном гнезде».

Ветвь с розами (серебро, эмаль, золочение, гравировка). Ветка с цветами и бутонами роз в золоченом горшочке выполнена мастером в качеств подарка Императрице ко дню е рождения и одновременно к 35-летию супружества. Под гирляндой из плюща – надписи готическим шрифтом.
Ветвь с розами (серебро, эмаль, золочение, гравировка). Ветка с цветами и бутонами роз в золоченом горшочке выполнена мастером в качеств подарка Императрице ко дню е рождения и одновременно к 35-летию супружества. Под гирляндой из плюща – надписи готическим шрифтом.

В «Коттедже» наиболее полно воплотилось мироощущение человека эпохи романтизма. Здесь, по признанию Александры Федоровны, она была «счастлива, как нигде больше…»

Миракль (фарфор, роспись полихромная, надглазурная, золочение, бронза, чеканка, золочение, стекло, травление, гравировка). Подарен Александре Федоровне братом, кронпринцем Фридрихом Вильгельмом, как трогательное напоминание о празднике «Лалла Рук», состоявшемся 27 января 1821 г. В тот день его сестра блистала на балу в Большом королевском дворце (Берлин) в роли главной героини пьесы, постановленной по одноименной поэме Т. Мура. Ее возлюбленного Алириса играл Николай Павлович. Пейзаж на зеркале основания подсвечника воспроизводит декорации заключительной сцены, которая была представлена на берегу озера Кашмирского дворца. На стекле экрана изображена корона, украшавшая голову Лаллы Рук в исполнении Александры Федоровны.
Миракль (фарфор, роспись полихромная, надглазурная, золочение, бронза, чеканка, золочение, стекло, травление, гравировка). Подарен Александре Федоровне братом, кронпринцем Фридрихом Вильгельмом, как трогательное напоминание о празднике «Лалла Рук», состоявшемся 27 января 1821 г. В тот день его сестра блистала на балу в Большом королевском дворце (Берлин) в роли главной героини пьесы, постановленной по одноименной поэме Т. Мура. Ее возлюбленного Алириса играл Николай Павлович. Пейзаж на зеркале основания подсвечника воспроизводит декорации заключительной сцены, которая была представлена на берегу озера Кашмирского дворца. На стекле экрана изображена корона, украшавшая голову Лаллы Рук в исполнении Александры Федоровны.

24 декабря 1829 г. Александрия получила герб с изображением меча, пронизывающего венок из белых роз, на фоне синего геральдического щита с девизом «За веру, царя и Отечество». Белая роза являлась символом хозяйки дачи. Этот цветок олицетворял чистоту и женственность августейшей супруги. 

Наградные знаки «Ордена Розы» (серебро, литье, чеканка). «Орден Розы» - особый знак отличия, который получили все участники праздника «Волшебство Белой Розы». Александра Федоровна сама создала эскиз этой памятной награды и заказала у королевского ювелира И. Хоссауэра 127 экземпляров. Еще 20 штук мастер изготовил уже после окончания торжества
Наградные знаки «Ордена Розы» (серебро, литье, чеканка). «Орден Розы» - особый знак отличия, который получили все участники праздника «Волшебство Белой Розы». Александра Федоровна сама создала эскиз этой памятной награды и заказала у королевского ювелира И. Хоссауэра 127 экземпляров. Еще 20 штук мастер изготовил уже после окончания торжества

Впервые Александра Федоровна переступила порог нового дома 14 июля 1829 г. сразу же после возвращения из Пруссии, где в ее честь был дан грандиозный праздник «Волшебство Белой Розы». Реликвии, связанные с этим торжеством, заняли почетное место в Гостиной «Коттеджа». Здесь же императрица хранила и другие сувениры, напоминавшие о родине, родителях, братьях, о дорогих ее сердцу местах и событиях.  

Кубок Потсдамский (серебро, чеканка, гравировка, эмаль, золочение, роспись). По заказу герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого, дяди императрицы, в память о празднике «Волшебство Белой Розы» изготовили серебряный Потсдамский кубок. Его поверхность украшают 127 накладных эмалевых гербов и щитов участников турнира, крышку венчает серебряная роза. Кубок был торжественно вручен Александре Федоровне в июне 1830 г. в силезском Фишбахе. Государыня поместила его в гостиной дворца «Коттедж».
Кубок Потсдамский (серебро, чеканка, гравировка, эмаль, золочение, роспись). По заказу герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого, дяди императрицы, в память о празднике «Волшебство Белой Розы» изготовили серебряный Потсдамский кубок. Его поверхность украшают 127 накладных эмалевых гербов и щитов участников турнира, крышку венчает серебряная роза. Кубок был торжественно вручен Александре Федоровне в июне 1830 г. в силезском Фишбахе. Государыня поместила его в гостиной дворца «Коттедж».

Чашка в футляре (чашка: фарфор, крытье кобальтом подглазурное, эмали высокие цветные, золочение, цировка; футляр: дерево, картон, шелк, бархат, тиснение золотом). Крышка футляра украшена короной Пруссии, на ее внутренней стороне – надпись, выполненная готическим шрифтом по муару «Прусская незабвенная королева Луиза пила из этого бокала свежее молоко 26 мая 1798 года на Карлсберге в Оливе возле Данцига».
Чашка в футляре (чашка: фарфор, крытье кобальтом подглазурное, эмали высокие цветные, золочение, цировка; футляр: дерево, картон, шелк, бархат, тиснение золотом). Крышка футляра украшена короной Пруссии, на ее внутренней стороне – надпись, выполненная готическим шрифтом по муару «Прусская незабвенная королева Луиза пила из этого бокала свежее молоко 26 мая 1798 года на Карлсберге в Оливе возле Данцига».

Слава, Статуя (бронза, литье, чеканка, патинировка). Бронзовая копия одной из шести мраморных статуй, созданных для украшения Вальхаллы, храма славы выдающихся немецких деятелей в Регенсбурге. Подарок немецких родственников установили в парке Александрия перед фасадом дворца «Коттедж».
Слава, Статуя (бронза, литье, чеканка, патинировка). Бронзовая копия одной из шести мраморных статуй, созданных для украшения Вальхаллы, храма славы выдающихся немецких деятелей в Регенсбурге. Подарок немецких родственников установили в парке Александрия перед фасадом дворца «Коттедж».

«Коттедж». Семья

В небольшом уютном «Коттедже» комнаты всех членов семьи располагались в непосредственной близости друг от друга. Дочери – Мария, Ольга и Александра – жили во дворце до своего замужества.

Скатерть (шерсть, лен). Лежала на столе в комнате великой княжны Александры Николаевны во дворце «Коттедж».
Скатерть (шерсть, лен). Лежала на столе в комнате великой княжны Александры Николаевны во дворце «Коттедж».

Сыновья – Александр, Константин, Николай и Михаил с началом обучения получали собственные апартаменты недалеко от родительского дома. 

 Чернильный прибор (фарфор, роспись полихромная надглазурная, золочение, цировка). Одно из поднесений императорской фамилии к Рождеству 1838 года. Размещен в комнате великой княжны Александры Николаевны.
Чернильный прибор (фарфор, роспись полихромная надглазурная, золочение, цировка). Одно из поднесений императорской фамилии к Рождеству 1838 года. Размещен в комнате великой княжны Александры Николаевны.

Семейные ценности имели для Александры Федоровны приоритетное значение: «Счастье быть матерью есть величайшее благословение Божие» - признавалась она.

Практически во всех помещениях на половине императрицы находились прижизненные изображения супруга, детей, братьев, сестер, невесток. Многочисленны были разнообразные образы Николая I (живописные, скульптурные).

Предметы из свадебного сервиза великой княжны Ольги Николаевны (бесцветный хрусталь, хрусталь «золотой рубин», серебро, выдувание, наклад, гранение, литье). 20 апреля 1840 г. Администрация Императорского фарфорового и стеклянного заводов получила распоряжение Министерства императорского двора изготовить ряд предметов для приданого великой княжны Ольги Николаевны. Перечень включал сервизы, туалетные принадлежности, предметы убранства интерьеров, детали украшения мебели. Заказ выполнили к 1843 г. В него входил и «Десертный сервиз розовый» из чрезвычайно модного тогда стекла «золотой рубин»
Предметы из свадебного сервиза великой княжны Ольги Николаевны (бесцветный хрусталь, хрусталь «золотой рубин», серебро, выдувание, наклад, гранение, литье). 20 апреля 1840 г. Администрация Императорского фарфорового и стеклянного заводов получила распоряжение Министерства императорского двора изготовить ряд предметов для приданого великой княжны Ольги Николаевны. Перечень включал сервизы, туалетные принадлежности, предметы убранства интерьеров, детали украшения мебели. Заказ выполнили к 1843 г. В него входил и «Десертный сервиз розовый» из чрезвычайно модного тогда стекла «золотой рубин»

Александра Федоровна хотела видеть тех, кто не мог всегда быть рядом с ней, постоянно ощущать присутствие дорогих ей людей.

С особым чувством уважения и теплоты государыня относилась к старшему брату своего супруга, Александру I. В его честь назвали первенца, которому предстояло в будущем занять российский престол. Бесценны для матери были личные вещи детей, подарки, сделанные их руками.

Сервиз чайно-кофейный из приданого великой княжны Ольги Николаевны (серебро, кость, литье, чеканка, гравировка, золочение). Сервиз был изготовлен к свадьбе средней дочери императора Николая I великой княжны Ольги с принцем Карлом Вюртембергским, состоявшейся 1 июля 1846 г. в Петергофе. Столовый, десертный и чайные сервизы из серебра являлись (за исключением ювелирных украшений) самой ценной частью приданого: их стоимость превысила 100 000 рублей. Ведущие петербургские мастера-серебряники в течение 6 лет трудились над производством более чем 2300 разнообразных изделий.
Сервиз чайно-кофейный из приданого великой княжны Ольги Николаевны (серебро, кость, литье, чеканка, гравировка, золочение). Сервиз был изготовлен к свадьбе средней дочери императора Николая I великой княжны Ольги с принцем Карлом Вюртембергским, состоявшейся 1 июля 1846 г. в Петергофе. Столовый, десертный и чайные сервизы из серебра являлись (за исключением ювелирных украшений) самой ценной частью приданого: их стоимость превысила 100 000 рублей. Ведущие петербургские мастера-серебряники в течение 6 лет трудились над производством более чем 2300 разнообразных изделий.

Самые сокровенные переживания и дорогие воспоминания императрицы были скрыты от посторонних глаз. В Кабинете и Спальне она хранила портреты ушедших из жизни родных.

Ларец крещальный (бронза, серебро, медь, агат, аквамарин, аметист, гелиотроп, гессонит, горный хрусталь, гранат-альмандин, карнеол, лазурит, лунный камень, малахит, сердолик, топаз, хризолит, хризопраз, цитрин, дуплеты, стразы, стекло). Ларец изготовлен по случаю церемонии крещения великого князя Александра Николаевича. Крещение младенца состоялось 5 мая в Александровском соборе Чудова монастыря. По окончании церемонии крестильная одежда была уложена в ларец и хранилась как памятная реликвия.
Ларец крещальный (бронза, серебро, медь, агат, аквамарин, аметист, гелиотроп, гессонит, горный хрусталь, гранат-альмандин, карнеол, лазурит, лунный камень, малахит, сердолик, топаз, хризолит, хризопраз, цитрин, дуплеты, стразы, стекло). Ларец изготовлен по случаю церемонии крещения великого князя Александра Николаевича. Крещение младенца состоялось 5 мая в Александровском соборе Чудова монастыря. По окончании церемонии крестильная одежда была уложена в ларец и хранилась как памятная реликвия.

Ключевое значение для нее имел образ Иоанна Богослова, связанный с философским осмыслением смерти. Александра Федоровна была глубоко верующим человеком.

Икона мерная «Александр Невский» в окладе, Москва 1818 г. Великий князь Александр Николаевич, будущий Российский император Александр II, родился 17 апреля 1818 г. в Москве. Небесным покровителем первенца великой княгини Александры Федоровны являлся св. Александр Невский. Икона выполнена в соответствии с ростом новорожденного младенца.
Икона мерная «Александр Невский» в окладе, Москва 1818 г. Великий князь Александр Николаевич, будущий Российский император Александр II, родился 17 апреля 1818 г. в Москве. Небесным покровителем первенца великой княгини Александры Федоровны являлся св. Александр Невский. Икона выполнена в соответствии с ростом новорожденного младенца.

Она писала, что «только в религии можно найти надежду, столь необходимую нашим сердцам, когда смерть уносит любимое существо».

-20

В пространстве «Коттеджа» императрица и ее августейший супруг, преобразуя действительность, создавали собственный «идеальный мир», наполненный любовью, звонкими голосами детей, драгоценными переживаниями и воспоминаниями.

-21

«Коттедж». Художественные коллекции Александры Федоровны.

Александра Федоровна вдумчиво и серьезно относилась к выбору произведений для оформления своих комнат в «Коттедже».

Бальные перчатки (лайка, перламутр); браслет (золото, халцедон, сердолик, агат, гелиотроп); кулон (кость моржовая); брошь (кость слоновая, латунь, стекло, картон); серьги (золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза»)
Бальные перчатки (лайка, перламутр); браслет (золото, халцедон, сердолик, агат, гелиотроп); кулон (кость моржовая); брошь (кость слоновая, латунь, стекло, картон); серьги (золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза»)

Собранные Императрицей коллекции живописи, стекла и скульптуры отражали ее художественные предпочтения.

Бювар (серебро, золото, жемчуг, бумага, картон, шелк, бархат). Принадлежал Императрице
Бювар (серебро, золото, жемчуг, бумага, картон, шелк, бархат). Принадлежал Императрице

Большинство этих предметов были связаны с личными переживаниями, важными событиями в жизни.

Пресс-папье (серебро, жемчуг, рубины, изумруды); нож для разрезания бумаги; печать овальная с гербом Александрии (дымчатый кварц).
Пресс-папье (серебро, жемчуг, рубины, изумруды); нож для разрезания бумаги; печать овальная с гербом Александрии (дымчатый кварц).

Александра Федоровна отдавала предпочтение изделиям современных мастеров.

Наряду с произведениями западноевропейских художников она интересовалась и тем, что создавалось на ее новой родине, в России.

Флаконы парные для одеколона на подставках; флаконы парные; лотки парные (хрусталь рубиновый)
Флаконы парные для одеколона на подставках; флаконы парные; лотки парные (хрусталь рубиновый)

Коллекции формировались не только благодаря личным приобретениям, они включали подарки, преподнесенные членами ее семьи и прусскими родственниками.

Флаконы парные для одеколона на подставках (хиалит красный, бронза); графин (стекло опалиновое, бронза); ваза (стекло бесцветное); вазы парные (стекло бесцветное, глазурь зеленая); флакон для духов (стекло трехслойное: бесцветное, молочное, бирюзовое); чаши парные на подставках (хрусталь аметистовый, бронза);ларчик с флаконами (хрусталь рубиновый, бронза)
Флаконы парные для одеколона на подставках (хиалит красный, бронза); графин (стекло опалиновое, бронза); ваза (стекло бесцветное); вазы парные (стекло бесцветное, глазурь зеленая); флакон для духов (стекло трехслойное: бесцветное, молочное, бирюзовое); чаши парные на подставках (хрусталь аметистовый, бронза);ларчик с флаконами (хрусталь рубиновый, бронза)

При выборе живописных полотен Александра Федоровна отдавала предпочтение работам художников-академистов второй четверти 19 века. Наряду с портретами близких людей и картинами, наполненными средневековым колоритом, в ее комнатах были представлены пейзажи и жанровые сценки. На многих полотнах присутствует море. 

Кувшин (стекло голубое глушеное); чаша (стекло бесцветное, глазурь желтая); ваза (хрусталь урановый); предметы десертного сервиза: чаша, тарелка (хрусталь урановый), ваза (стекло кобальтовое), тарелка десертная (стекло кобальтовое), чаши парные (стекло рубиновые, бронза), ваза (серебро, стекло, бирюза, гранаты, оникс, яшма), бокал (стекло бесцветное, молочное, аметистовое), масленка (хрусталь розовый), кружка (хрусталь бесцветный, глазурь желтая)
Кувшин (стекло голубое глушеное); чаша (стекло бесцветное, глазурь желтая); ваза (хрусталь урановый); предметы десертного сервиза: чаша, тарелка (хрусталь урановый), ваза (стекло кобальтовое), тарелка десертная (стекло кобальтовое), чаши парные (стекло рубиновые, бронза), ваза (серебро, стекло, бирюза, гранаты, оникс, яшма), бокал (стекло бесцветное, молочное, аметистовое), масленка (хрусталь розовый), кружка (хрусталь бесцветный, глазурь желтая)

Многочисленные изделия из стекла, стоявшие на полках этажерок и столах, свидетельствовали об интересе Александры Федоровны к последним достижениям стеклоделов в разработке составов и техник, новых приемов декорирования.

Стаканы (хрусталь бесцветный); кубок (хрусталь бесцветный); флакон (хрусталь бесцветный, бронза, перламутр, бархат, дерево, бумага)
Стаканы (хрусталь бесцветный); кубок (хрусталь бесцветный); флакон (хрусталь бесцветный, бронза, перламутр, бархат, дерево, бумага)

Представлены также личные вещи Императрицы, отличающиеся «щегольским изяществом и вкусом».

«Коттедж». Романтика Средневековья

Для своего идеального загородного дома император выбрал неогтический стиль.

Колонны из столовой дворца «Коттедж». Фрагменты колонн являются частью стрельчатой аркады, оформлявшей вход в «Столовый зал» дворца «Коттедж». В подражание интерьерам средневековых замков аркаду выполнили из серого известняка и украсили декоративными элементами, заимствованными из готической архитектуры. Капители колонн были декорированы рельефными изображениями герба Александрии.
Колонны из столовой дворца «Коттедж». Фрагменты колонн являются частью стрельчатой аркады, оформлявшей вход в «Столовый зал» дворца «Коттедж». В подражание интерьерам средневековых замков аркаду выполнили из серого известняка и украсили декоративными элементами, заимствованными из готической архитектуры. Капители колонн были декорированы рельефными изображениями герба Александрии.

-30

Интерес к готической архитектуре объединил двух людей, воспитывавшихся в разных странах с отличными культурными традициями.

Вставки живописные для фонаря. Восемь акварелей с изображениями дам и кавалеров в средневековых костюмах украшали фонарь в спальне Александры Федоровны. Они были вставлены в «грани» нижней части абажура, выполненного в неоготическом стиле.
Вставки живописные для фонаря. Восемь акварелей с изображениями дам и кавалеров в средневековых костюмах украшали фонарь в спальне Александры Федоровны. Они были вставлены в «грани» нижней части абажура, выполненного в неоготическом стиле.

Николаю этот стиль полюбился во время путешествия по Англии, а прусская принцесса познакомилась с неоготикой в детстве в интерпретации немецких зодчих.

-32

В архитектурном облике и внутреннем убранстве дворца «Коттедж» воплотились их фантазии о романтических рыцарских временах и стремлении создать идеальное пространство для эстетических и эмоциональных переживаний.

Гарнитур каминный: часы готические «Руанский собор» и два канделябра (фарфор, бронза). Часы представляют центральную часть портала Руанского собора, изображение адаптировано для произведения прикладного искусства. Фарфоровый гарнитур был поднесен императорской семье к Рождеству 1829 г. Весной 1830 г. его отправили в «Коттедж» и поместили на каминной полке в гостиной дворца.
Гарнитур каминный: часы готические «Руанский собор» и два канделябра (фарфор, бронза). Часы представляют центральную часть портала Руанского собора, изображение адаптировано для произведения прикладного искусства. Фарфоровый гарнитур был поднесен императорской семье к Рождеству 1829 г. Весной 1830 г. его отправили в «Коттедж» и поместили на каминной полке в гостиной дворца.

-34

Обращение к культуре средних веков было связано с представлением об этом времени как об историческом периоде высшего проявления человеческого духа.

-35

Лауренсия из Тангермюнде (статуэтка, бронза). Подарок прусских родственников императрице, находилась в гостиной дворца «Коттедж».
Лауренсия из Тангермюнде (статуэтка, бронза). Подарок прусских родственников императрице, находилась в гостиной дворца «Коттедж».

Экран от солнца (канва, шелк, нити шелковые и шерстяные, синель)
Экран от солнца (канва, шелк, нити шелковые и шерстяные, синель)

-38

Средневековая атмосфера создавалась с помощью картин, произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных в яркой цветовой палитре и несущих в себе аллюзии к той эпохе.

-39
-40

Другие здания в окрестностях «Коттеджа»

Знаменка.

В 1835 году Николай I подарил Александре Федоровне земли, примыкавшие к восточной границе дачи Александрия.

- Шкатулка «Курьер» (папье-маше, лак, масло, сусальное золото). Роспись на крышке шкатулки выполнена по литографии А.О. Орловского «Курьер». Императрица неоднократно бывала в Москве, с которой ее связывали воспоминания о важных и волнительных событиях: рождение первенца, встреча с отцом, коронация. Здесь в Чудовом монастыре, осенью 1843 г. прошел благодарственный молебен за рождение внука, цесаревича Николая Александровича. В Москве императрица посещала магазины и мануфактурные выставки, оказывала покровительство русским производителям. Одним из любимых сувениров, которые она дарила дорогим для нее людям, были изделия подмосковной фабрики Лукутиных;
- Пудреница (серебро, эмаль);
- Табакерка «Берта и Серафина» (папье-маше, лак);
- Рог «Олифант» в футляре (слоновая кость; дерево, кожа, бархат, атлас, бумага, металл);
- Портрет великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны (бумага). Литография могла быть создана в 1835 г. – в тот год Александра Федоровна с Ольгой Николаевной путешествовали по германским землям – или в 1838 г., когда в Берлин приехали обе дочери императрицы. В августе 1838 г. Марии было 19, а Ольге – 16 лет;
- Издание «Живописное путешествие по берегам Рейна» Эдмона Тексье, напечатано в Париже в 1858 году. Имело прекрасный переплет, украшено полихромным тиснением, иллюстрировано гравюрами и снабжено содержательным описанием достопримечательных мест;
- Чашка с крышкой и блюдцем (фарфор). Роспись представляет собой изображения достопримечательностей Дрездена и его окрестностей – дрезденский замок Морицбург 16 века, набережная Эльбы с видом на террасу Брюля и барочную лютеранскую церковь, с противоположной стороны воспроизведен вид на крепость Альбрехтсбург в Майсене;
- Вазы с крышками (фарфор)
- Шкатулка «Курьер» (папье-маше, лак, масло, сусальное золото). Роспись на крышке шкатулки выполнена по литографии А.О. Орловского «Курьер». Императрица неоднократно бывала в Москве, с которой ее связывали воспоминания о важных и волнительных событиях: рождение первенца, встреча с отцом, коронация. Здесь в Чудовом монастыре, осенью 1843 г. прошел благодарственный молебен за рождение внука, цесаревича Николая Александровича. В Москве императрица посещала магазины и мануфактурные выставки, оказывала покровительство русским производителям. Одним из любимых сувениров, которые она дарила дорогим для нее людям, были изделия подмосковной фабрики Лукутиных; - Пудреница (серебро, эмаль); - Табакерка «Берта и Серафина» (папье-маше, лак); - Рог «Олифант» в футляре (слоновая кость; дерево, кожа, бархат, атлас, бумага, металл); - Портрет великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны (бумага). Литография могла быть создана в 1835 г. – в тот год Александра Федоровна с Ольгой Николаевной путешествовали по германским землям – или в 1838 г., когда в Берлин приехали обе дочери императрицы. В августе 1838 г. Марии было 19, а Ольге – 16 лет; - Издание «Живописное путешествие по берегам Рейна» Эдмона Тексье, напечатано в Париже в 1858 году. Имело прекрасный переплет, украшено полихромным тиснением, иллюстрировано гравюрами и снабжено содержательным описанием достопримечательных мест; - Чашка с крышкой и блюдцем (фарфор). Роспись представляет собой изображения достопримечательностей Дрездена и его окрестностей – дрезденский замок Морицбург 16 века, набережная Эльбы с видом на террасу Брюля и барочную лютеранскую церковь, с противоположной стороны воспроизведен вид на крепость Альбрехтсбург в Майсене; - Вазы с крышками (фарфор)

Знаменка представляла собой образцовую усадьбу, которая совмещала в себе черты дворцово-паркового ансамбля и доходного имения.

Детская коляска великой княжны Марии Александровны. Образец повседневного придворного экипажа середины 19 века и в точности повторяет модные для того времени транспортные средства для взрослых. Оснащена поворотным кругом, пластинчатыми эллиптическими рессорами, мягкими шинами, обеспечивавшими пассажиру максимальный комфорт и покой. С обеих сторон кузова размещены подножки. Широкие кожаные крылья защищали от летящей из под колес грязи. Спереди установлены два свечных фонаря. Широкое, почти двухместное сиденье предназначалось для одного пассажира, который сам управлял экипажем, отчего такой тип колясок получил название «эгоистка».
Принадлежала внучке Александры Фёдоровны, великой княжне Марии Александровне. Подобные экипажи использовались для развлечения детей из императорской семьи, которые могли кататься в них по аллеям парка. Запряженных в карету низкорослых лошадок обычно вели под уздцы слуги.
Детская коляска великой княжны Марии Александровны. Образец повседневного придворного экипажа середины 19 века и в точности повторяет модные для того времени транспортные средства для взрослых. Оснащена поворотным кругом, пластинчатыми эллиптическими рессорами, мягкими шинами, обеспечивавшими пассажиру максимальный комфорт и покой. С обеих сторон кузова размещены подножки. Широкие кожаные крылья защищали от летящей из под колес грязи. Спереди установлены два свечных фонаря. Широкое, почти двухместное сиденье предназначалось для одного пассажира, который сам управлял экипажем, отчего такой тип колясок получил название «эгоистка». Принадлежала внучке Александры Фёдоровны, великой княжне Марии Александровне. Подобные экипажи использовались для развлечения детей из императорской семьи, которые могли кататься в них по аллеям парка. Запряженных в карету низкорослых лошадок обычно вели под уздцы слуги.

Сюда императорская семья приезжала завтракать после утренних прогулок. Здесь устраивались вечерние приемы и танцевальные собрания. 

В 1856 г. Знаменское имение было передано сыну, великому князю Николаю Николаевичу, вступившему в этот год в брак с Александрой Фридерикой Вильгельминой принцессой Ольденбургской.

-43

- Зеркало настольное (коралл, бронза, стекло зеркальное);
- Письменный прибор (мрамор, бронза, коралл). Прибор выполнен в виде кораллового дерева, укрепленного на мраморном основании. На дерево подвешивались три чернильницы в виде светильников с коралловым декором. В комплект входило золотое перо и 4 ножа с коралловыми ручками;
- Сборник «Оливуцца. Память о пребывании российского Императорского двора в Палермо зимой 1845-1846» содержит разнообразные материалы: статью «Российский двор в Оливуцце», сонет, посвященный Николаю I, ноты вальса «Ольга» для военного оркестра, переложенного для фортепиано, стихотворения молодой талантливой палермской поэтессы, адресованные Ольге Николаевне. Книга иллюстрирована гравированными портретами царской семьи;
- Книга «Живописное путешествие по Италии» Поля ди Мюссе чрезвычайно познавательна благодаря тонкому дарю наблюдательности автора, его богатым знаниям в области итальянской истории, литературы и искусства. Особый колорит изданию придают прекрасно исполненные виды и жанровые сцены;
- Шкатулка (дерево масличное, шелк, стекло). Шкатулка была приобретена вдовствующей императрицей Александрой Федоровной в Ницце в 1856-1857 гг. В резервах – миниатюры с видами Ниццы.
- Зеркало настольное (коралл, бронза, стекло зеркальное); - Письменный прибор (мрамор, бронза, коралл). Прибор выполнен в виде кораллового дерева, укрепленного на мраморном основании. На дерево подвешивались три чернильницы в виде светильников с коралловым декором. В комплект входило золотое перо и 4 ножа с коралловыми ручками; - Сборник «Оливуцца. Память о пребывании российского Императорского двора в Палермо зимой 1845-1846» содержит разнообразные материалы: статью «Российский двор в Оливуцце», сонет, посвященный Николаю I, ноты вальса «Ольга» для военного оркестра, переложенного для фортепиано, стихотворения молодой талантливой палермской поэтессы, адресованные Ольге Николаевне. Книга иллюстрирована гравированными портретами царской семьи; - Книга «Живописное путешествие по Италии» Поля ди Мюссе чрезвычайно познавательна благодаря тонкому дарю наблюдательности автора, его богатым знаниям в области итальянской истории, литературы и искусства. Особый колорит изданию придают прекрасно исполненные виды и жанровые сцены; - Шкатулка (дерево масличное, шелк, стекло). Шкатулка была приобретена вдовствующей императрицей Александрой Федоровной в Ницце в 1856-1857 гг. В резервах – миниатюры с видами Ниццы.

«Царицын павильон» был решен в стиле древнеримских жилищ, открытых при раскопках Помпеи.

Кувшины с кораллами; вазы парные с кораллами; предметы из чайного сервиза с кораллами: чайник, сахарница, полоскательница, чашка с блюдцем (фарфор); подставка (бронза). Бронзовая подставка под столовую карсельскую лампу первоначально находилась в Знаменском дворце императрицы Александры Федоровны. В 1845 г. по высочайшему повелению ее передали в Царицын павильон; Ваза с кораллами (фарфор). Предметы с пластическим декором, имитирующим кораллы, первоначально находились во дворце усадьбы Знаменка. Чайный сервиз на 12 персон стоял на полках шкафа в гостиной. Там же, на одном из столов были размещены парные вазы с лепными цветами, два кувшина и овальные чаши. Умывальный набор, поднесенный императрице к Рождеству 1836 г., украсил ее будуар. В состав этого фарфорового комплекта входили кувшин с тазом, мыльница и коробка для щеток. Позже вещи передали в Царицын павильон.
Кувшины с кораллами; вазы парные с кораллами; предметы из чайного сервиза с кораллами: чайник, сахарница, полоскательница, чашка с блюдцем (фарфор); подставка (бронза). Бронзовая подставка под столовую карсельскую лампу первоначально находилась в Знаменском дворце императрицы Александры Федоровны. В 1845 г. по высочайшему повелению ее передали в Царицын павильон; Ваза с кораллами (фарфор). Предметы с пластическим декором, имитирующим кораллы, первоначально находились во дворце усадьбы Знаменка. Чайный сервиз на 12 персон стоял на полках шкафа в гостиной. Там же, на одном из столов были размещены парные вазы с лепными цветами, два кувшина и овальные чаши. Умывальный набор, поднесенный императрице к Рождеству 1836 г., украсил ее будуар. В состав этого фарфорового комплекта входили кувшин с тазом, мыльница и коробка для щеток. Позже вещи передали в Царицын павильон.

«Ольгин павильон» напоминал южно-итальянские сторожевые башенки.

Итальянский колорит ощущался и в облике третьего павильона «Озерки», построенного в «греческом вкусе». 

Фрагмент ванны с рельефным декором (мрамор каррарский). Является частью декоративной ванны, служившей чашей для фонтана и первоначально находившейся на террасе павильона «Озерки» в Луговом парке Петергофа. Работа над этим монументальным произведением продолжалась больше шести лет. Было доставлено на корабле в Санкт-Петербург из Италии. Поверхность покрыта барельефами, представляющими «триумф богини красоты». В годы ВОВ ванна оказалась разбита, из обломков сохранился лишь один фрагмент
Фрагмент ванны с рельефным декором (мрамор каррарский). Является частью декоративной ванны, служившей чашей для фонтана и первоначально находившейся на террасе павильона «Озерки» в Луговом парке Петергофа. Работа над этим монументальным произведением продолжалась больше шести лет. Было доставлено на корабле в Санкт-Петербург из Италии. Поверхность покрыта барельефами, представляющими «триумф богини красоты». В годы ВОВ ванна оказалась разбита, из обломков сохранился лишь один фрагмент

В создании этих парковых сооружений нашло отражение увлечение венценосных заказчиков культурой Италии и античным наследием.

предметы из умывального набора – кувшины для воды, подсвечники, губочница, таз умывальный (фаянс). Умывальный набор был подарен великой княгиней Марией Николаевной императрице Александре Федоровне на Рождество 1849 г. Предназначался для павильона «Озерки». Мода на стили предшествующих эпох в этом комплекте проявилась в подражании античной краснофигурной вазописи. Источником живописных образов стала коллекция английского дипломата сэра Уильяма Дугласа Гамильтона. Декор получил название Elgin в честь лорда Томаса Элгина, доставившего в Великобританию одно из исключительных по художественному и историческому значению собраний античного искусства; пресс-папье с фигурками двух борзых (бронза, мрамор). Скульптурная группа, изображающая двух борзых на пьедестале из сиенского мрамора, повторяет в уменьшенном виде античное произведение, которое демонстрируется в Музее Пио-Клементино в Ватикане. Второй пресс для бумаг выполнен в виде книги из голубого смальтового стекла, на которую помещена фигура лежащего керн-терьера из темной патинированной бронзы. Оба предмета стояли на письменном столе в кабинете Александр Фёдоровны в Царицыном павильоне; предметы из письменного набора «В Этрусском вкусе»: лоток для перьев, вазы для цветов, подсвечник; чернильница из письменного набора «В Этрусском вкусе». Задуман и создан для кабинета императрицы в Знаменском дворце. Он был поднесен к Пасхе 1838 г. Наряду с чернильницей и другими письменными принадлежностями в него входили термометр, «зажигательница» и часы. При жизни императрицы весь набор переместили в павильон «Озерки»; Бронзовая статуэтка орел и гриф, дерущиеся над тушей серны.
предметы из умывального набора – кувшины для воды, подсвечники, губочница, таз умывальный (фаянс). Умывальный набор был подарен великой княгиней Марией Николаевной императрице Александре Федоровне на Рождество 1849 г. Предназначался для павильона «Озерки». Мода на стили предшествующих эпох в этом комплекте проявилась в подражании античной краснофигурной вазописи. Источником живописных образов стала коллекция английского дипломата сэра Уильяма Дугласа Гамильтона. Декор получил название Elgin в честь лорда Томаса Элгина, доставившего в Великобританию одно из исключительных по художественному и историческому значению собраний античного искусства; пресс-папье с фигурками двух борзых (бронза, мрамор). Скульптурная группа, изображающая двух борзых на пьедестале из сиенского мрамора, повторяет в уменьшенном виде античное произведение, которое демонстрируется в Музее Пио-Клементино в Ватикане. Второй пресс для бумаг выполнен в виде книги из голубого смальтового стекла, на которую помещена фигура лежащего керн-терьера из темной патинированной бронзы. Оба предмета стояли на письменном столе в кабинете Александр Фёдоровны в Царицыном павильоне; предметы из письменного набора «В Этрусском вкусе»: лоток для перьев, вазы для цветов, подсвечник; чернильница из письменного набора «В Этрусском вкусе». Задуман и создан для кабинета императрицы в Знаменском дворце. Он был поднесен к Пасхе 1838 г. Наряду с чернильницей и другими письменными принадлежностями в него входили термометр, «зажигательница» и часы. При жизни императрицы весь набор переместили в павильон «Озерки»; Бронзовая статуэтка орел и гриф, дерущиеся над тушей серны.

Каждый из этих павильонов имел для них особый смысл: «Царицын павильон» стал подарком-утешением императрице, потерявшей любимую дочь, «Ольгин» напоминал о счастливом времени, проведенном в Палермо, «Озерки» вызывал воспоминания о благословенных днях на озере Комо.

предметы из этрусского сервиза: кофейник, сливочник, сахарница, сухарница, чашка кофейная с блюдцем, чашка бульонная с блюдцем, солонки, тарелки мелкие, тарелки глубокие, полоскательница (фарфор). Сервиз выполнен для Царицына павильона. Включал наборы предметов для завтрака на 48 персон и чайно-кофейную часть на 24 персоны. Название «этрусский» связано с заглавием увража: «Древности этрусские, греческие и римские». В нем опубликованы изображения на античных сосудах, обнаруженных при раскопках в Помпеях. Они стали основным источником сюжетов для копирования на предметах сервиза, фон внешней поверхности которых имитирует цвет гончарных изделий.
предметы из этрусского сервиза: кофейник, сливочник, сахарница, сухарница, чашка кофейная с блюдцем, чашка бульонная с блюдцем, солонки, тарелки мелкие, тарелки глубокие, полоскательница (фарфор). Сервиз выполнен для Царицына павильона. Включал наборы предметов для завтрака на 48 персон и чайно-кофейную часть на 24 персоны. Название «этрусский» связано с заглавием увража: «Древности этрусские, греческие и римские». В нем опубликованы изображения на античных сосудах, обнаруженных при раскопках в Помпеях. Они стали основным источником сюжетов для копирования на предметах сервиза, фон внешней поверхности которых имитирует цвет гончарных изделий.

Архитектура и внутреннее убранство зданий отличались стилистическим единством. В оформлении интерьеров и окружавших садов важная роль принадлежала скульптуре.

стол-консоль, стол с круглой столешницей. Столы входили в убранство павильона «Озерки» в Петергофе: консоль стояла на первом этаже в Красной гостиной, в простенке между окнами; стол с круглой столешницей находился в уборной императрицы.
стол-консоль, стол с круглой столешницей. Столы входили в убранство павильона «Озерки» в Петергофе: консоль стояла на первом этаже в Красной гостиной, в простенке между окнами; стол с круглой столешницей находился в уборной императрицы.

Здесь были представлены воспроизведения знаменитых античных статуй и оригинальные изделия современных мастеров.