По следам удивительной выставки
На выставке «Петергоф. Сокровища русской Императрицы» я была еще феврале. Тем не менее, похоронить фото уникальных экспонатов и интересные факты о них в памяти моего телефона я не могла.
Итак, более 400 уникальных памятников истории и искусства, часть из которых находится в запасниках и впервые была доступна для широкого круга зрителей.
Экспозиция посвящена супруге Николая I – императрице Александре Федоровне.
Старшая дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина (1798-1860) приехав в Россию, приняла православие с именем Александры Федоровны. Но в новой семье, как и в Родительском доме, ее часто называли Бланшфлур – Белая роза - за сходство с героиней рыцарского романа. Через всю жизнь она пронесла образ прекрасной, грациозной и хрупкой принцессы, обладая при этом стойкостью духа и силой характера. Посвятив себя мужу и детям, Александра Федоровна смогла создать в своей семье особую атмосферу. Она была убеждена, что именно «тепло домашнего очага», располагающее к отдыху и душевному общению, позволяет поддерживать особые отношения, основанные на взаимной привязанности, уважении и доверии.
Особую роль в жизни Александры Федоровны играл Петергоф – загородная резиденция с созвездием дворцово-парковых ансамблей и, конечно, «Коттедж» - скрытый от посторонних глаз небольшой уютный дворец на даче Александрия. Комнаты дворца были наполнены домашними реликвиями, дом окружен кустами роз, из окон открывались прекрасные виды на залив.
Различные предметы обстановки помогают почувствовать, какой была жизнь русской императрицы, создавшей собственный дом в России и часто вспоминавшей свою родину, что для нее было истинным сокровищем.
История семьи
14 июня 1817 года состоялся торжественный въезд в Санкт-Петербург 18-летней принцессы Прусской. Через несколько дней совершился обряд миропомазания, а 1 июля в день рождения принцессы отпраздновали их бракосочетание.
Первые годы, проведённые в новом отечестве, были для юной великой княгини трудными и счастливыми одновременно. Здесь все было иным, чем на ее родине – религия, язык, люди, традиции. Любимый, заботливый супруг, дети, стали для нее душевной опорой в этом мире.
Вступление великого князя Николая Павловича на престол и следующие несколько лет были наполнены потрясениями и тревогами – антиправительственный бунт 14 декабря 1825 г., война с Персией и Турцией, военный мятеж в Польше, эпидемии холеры и все это сопровождалось народными волнениями.
Только к 1834 г. в стране наступило время политического спокойствия и стабильности, а для Александры Фёдоровны период жизни, который позже она назвала самым счастливым.
Императрица находилась в расцвете своей женской красоты и привлекательности. По описанию современника, «идеал русской царицы, соединяя в себе царственность осанки с бесконечной приветливостью и добротой».
С годами семейный круг Александры Федоровны становился шире: дети взрослели, выходили замуж, женились, радовали родителей внуками. В то же время 1840-е – 1850-е гг. принесли императрице и горечь утрат – ушли изь жизни отец, младшая дочь, муж – и новые тревожные переживания, вызванные революционными событиями в Европе, в том числе в ее родной Пруссии, а позже – Крымской войной.
До последних дней Александра Федоровна сохраняла доброжелательное отношение к людям, была окружена заботой и любовью близких и продолжала оставаться центром всей семьи.
Император и императрица
22 августа 1826 г. в Московском Кремле состоялось торжественное коронование императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны.
Современники отмечали, что свою миссию императрицы Александра Федоровна видела прежде всего в том, чтобы быть любящей, «уступчивой и довольной своей второстепенной ролью» женой российского императора, облегчать мужу труды царствования, даря ему чувство «домашнего очага», «спокойное прибежище», где государь находил отдохновение от нелегкого и ответственного бремени управления огромной страной.
«Ангел-хранитель», «добрый гений моей жизни», «счастье моей жизни», - так Николай I называл Александру Федоровну и всю жизнь окружал ее уважением и почитанием. Выполняя возложенные на нее обязанности, государыня принимала участие в придворных церемониях, праздничных торжествах, богослужениях, блистала на балах, восхищала современников своими нарядами, приветливым обращением. Ее образ действий, манера держаться помогали укреплять престиж царской власти и российского императорского двора, создавать атмосферу благополучия, жизнеутверждающего спокойствия.
Под покровительством императрицы находились различные женские и воспитательные заведения в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России. В 1826 г. Николай I назначил свою супругу шефом Кавалергардского полка. После смерти вдовствующей императрицы Марии Федоровна Александра Федоровна стала главой российского ордена Святой Екатерины.
«Коттедж». Воспоминания о родине.
В 1826 г. рядом с официальной императорской резиденцией, Петергофом, на участке земли, получившем название «Дача Ея Величества Александрия», началось строительство «коттича» - летнего дворца императорской семьи. Автор проекта шотландский архитектор Менелас смог материализовать представления венценосной четы о «семейном гнезде».
В «Коттедже» наиболее полно воплотилось мироощущение человека эпохи романтизма. Здесь, по признанию Александры Федоровны, она была «счастлива, как нигде больше…»
24 декабря 1829 г. Александрия получила герб с изображением меча, пронизывающего венок из белых роз, на фоне синего геральдического щита с девизом «За веру, царя и Отечество». Белая роза являлась символом хозяйки дачи. Этот цветок олицетворял чистоту и женственность августейшей супруги.
Впервые Александра Федоровна переступила порог нового дома 14 июля 1829 г. сразу же после возвращения из Пруссии, где в ее честь был дан грандиозный праздник «Волшебство Белой Розы». Реликвии, связанные с этим торжеством, заняли почетное место в Гостиной «Коттеджа». Здесь же императрица хранила и другие сувениры, напоминавшие о родине, родителях, братьях, о дорогих ее сердцу местах и событиях.
«Коттедж». Семья
В небольшом уютном «Коттедже» комнаты всех членов семьи располагались в непосредственной близости друг от друга. Дочери – Мария, Ольга и Александра – жили во дворце до своего замужества.
Сыновья – Александр, Константин, Николай и Михаил с началом обучения получали собственные апартаменты недалеко от родительского дома.
Семейные ценности имели для Александры Федоровны приоритетное значение: «Счастье быть матерью есть величайшее благословение Божие» - признавалась она.
Практически во всех помещениях на половине императрицы находились прижизненные изображения супруга, детей, братьев, сестер, невесток. Многочисленны были разнообразные образы Николая I (живописные, скульптурные).
Александра Федоровна хотела видеть тех, кто не мог всегда быть рядом с ней, постоянно ощущать присутствие дорогих ей людей.
С особым чувством уважения и теплоты государыня относилась к старшему брату своего супруга, Александру I. В его честь назвали первенца, которому предстояло в будущем занять российский престол. Бесценны для матери были личные вещи детей, подарки, сделанные их руками.
Самые сокровенные переживания и дорогие воспоминания императрицы были скрыты от посторонних глаз. В Кабинете и Спальне она хранила портреты ушедших из жизни родных.
Ключевое значение для нее имел образ Иоанна Богослова, связанный с философским осмыслением смерти. Александра Федоровна была глубоко верующим человеком.
Она писала, что «только в религии можно найти надежду, столь необходимую нашим сердцам, когда смерть уносит любимое существо».
В пространстве «Коттеджа» императрица и ее августейший супруг, преобразуя действительность, создавали собственный «идеальный мир», наполненный любовью, звонкими голосами детей, драгоценными переживаниями и воспоминаниями.
«Коттедж». Художественные коллекции Александры Федоровны.
Александра Федоровна вдумчиво и серьезно относилась к выбору произведений для оформления своих комнат в «Коттедже».
Собранные Императрицей коллекции живописи, стекла и скульптуры отражали ее художественные предпочтения.
Большинство этих предметов были связаны с личными переживаниями, важными событиями в жизни.
Александра Федоровна отдавала предпочтение изделиям современных мастеров.
Наряду с произведениями западноевропейских художников она интересовалась и тем, что создавалось на ее новой родине, в России.
Коллекции формировались не только благодаря личным приобретениям, они включали подарки, преподнесенные членами ее семьи и прусскими родственниками.
При выборе живописных полотен Александра Федоровна отдавала предпочтение работам художников-академистов второй четверти 19 века. Наряду с портретами близких людей и картинами, наполненными средневековым колоритом, в ее комнатах были представлены пейзажи и жанровые сценки. На многих полотнах присутствует море.
Многочисленные изделия из стекла, стоявшие на полках этажерок и столах, свидетельствовали об интересе Александры Федоровны к последним достижениям стеклоделов в разработке составов и техник, новых приемов декорирования.
Представлены также личные вещи Императрицы, отличающиеся «щегольским изяществом и вкусом».
«Коттедж». Романтика Средневековья
Для своего идеального загородного дома император выбрал неогтический стиль.
Интерес к готической архитектуре объединил двух людей, воспитывавшихся в разных странах с отличными культурными традициями.
Николаю этот стиль полюбился во время путешествия по Англии, а прусская принцесса познакомилась с неоготикой в детстве в интерпретации немецких зодчих.
В архитектурном облике и внутреннем убранстве дворца «Коттедж» воплотились их фантазии о романтических рыцарских временах и стремлении создать идеальное пространство для эстетических и эмоциональных переживаний.
Обращение к культуре средних веков было связано с представлением об этом времени как об историческом периоде высшего проявления человеческого духа.
Средневековая атмосфера создавалась с помощью картин, произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных в яркой цветовой палитре и несущих в себе аллюзии к той эпохе.
Другие здания в окрестностях «Коттеджа»
Знаменка.
В 1835 году Николай I подарил Александре Федоровне земли, примыкавшие к восточной границе дачи Александрия.
Знаменка представляла собой образцовую усадьбу, которая совмещала в себе черты дворцово-паркового ансамбля и доходного имения.
Сюда императорская семья приезжала завтракать после утренних прогулок. Здесь устраивались вечерние приемы и танцевальные собрания.
В 1856 г. Знаменское имение было передано сыну, великому князю Николаю Николаевичу, вступившему в этот год в брак с Александрой Фридерикой Вильгельминой принцессой Ольденбургской.
«Царицын павильон» был решен в стиле древнеримских жилищ, открытых при раскопках Помпеи.
«Ольгин павильон» напоминал южно-итальянские сторожевые башенки.
Итальянский колорит ощущался и в облике третьего павильона «Озерки», построенного в «греческом вкусе».
В создании этих парковых сооружений нашло отражение увлечение венценосных заказчиков культурой Италии и античным наследием.
Каждый из этих павильонов имел для них особый смысл: «Царицын павильон» стал подарком-утешением императрице, потерявшей любимую дочь, «Ольгин» напоминал о счастливом времени, проведенном в Палермо, «Озерки» вызывал воспоминания о благословенных днях на озере Комо.
Архитектура и внутреннее убранство зданий отличались стилистическим единством. В оформлении интерьеров и окружавших садов важная роль принадлежала скульптуре.
Здесь были представлены воспроизведения знаменитых античных статуй и оригинальные изделия современных мастеров.