На основе судебной практики и реальных жалоб за последние два года мы выпустили несколько статей о том, как выбор и покупка автомобиля превратились в неприятный квест основные составляющие которого:
1. Реальная цена всегда выше, чем цена в рекламе или на сайте дилера (с указанием "цена от...").
2. Кредит на авто всегда включает в себя несколько ненужных дополнительных услуг и реальные расходы на обслуживание кредита никак не отражают размер ставки кредитования.
3. Дополнительные услуги навязываются настойчиво, иногда агрессивно.
4. Многие автосалоны откровенно ушли в мошенничество, беря в заложники трейдин машины и даже самих клиентов, запугивая их юридическими последствиями отказа от покупки заведомо ущербной машины.
На днях мы прошлись с реальным покупателем по автосалонам, посмотрели как идут продажи, насколько ущемляются права клиентов. В итоге мы были свидетелями приобретения китайской машины. Вот некоторые интересные наблюдения. Место действия - город Москва.
Салоны GAC
Наш клиент изначально интересовался покупкой нового GAC GS3.
Мы трижды были в автосалоне, измучили менеджеров и кредитный отдел вопросами и вот какие выводы.
1. Машину можно купить и забрать прямо из салона. Никаких очередей, комплектаций много.
2. Ни разу не прозвучало, что мы должны купить какие-то "допы". Цена авто совпадала с ценником на сайте и ценой в буклете.
3. Менеджер обещал подарки, как минимум - комплект хорошей зимней резины в подарок. Но по настрою было понятно, что можно ждать еще что-то сверху.
4. Традиционно трейдин и кредит немного снижали цену на авто, но при ближайшем рассмотрении, это оказывается мнимой экономией (см. далее).
5. Жирный минус. Это скрытые услуги при кредитовании. Несмотря на то, что кредитный специалист нас уверял, что кредит будет под 16,7% годовых, реальная ставка оказалась почти 30%. На 800 тыс кредитных средств необходимо было купить страховку GAP (+100 000 рублей) и набор услуг почти на 25 тыс. рублей.
Кредит на указанных условиях соответствует кредиту под 27% годовых.
Таким образом, вместо кредитования у автодилера было бы выгоднее взять потребкредит. При наличии же скидки 100 тыс рублей на авто при условии кредитования получаем примерно те же самые расходы. То есть предоставленная скидка в 100 000 уничтожается обязательной страховкой на 100 000. Нужность этой страховки (GAP) - около нуля.
GAP-страхование (guaranteed asset protection) — это дополнительная опция к полису каско, которая фиксирует стоимость автомобиля на момент приобретения полиса. Таким образом, транспортное средство перестает дешеветь со временем. При наступлении страхового случая владелец такого полиса получит зафиксированную в договоре сумму.
Опция GAP действует при следующих страховых случаях:
— угон автомобиля;
— полная гибель средства.
По поводу угона можно сказать словами журналистов: количество краж и угонов транспортных средств в 2023 году резко снизилось, следует из статистики МВД. По поводу гибели авто - случай печальный, но довольно редкий.
В сухом остатке, мы решили повременить с покупкой авто на таких условиях и поехали в соседний салон.
Салоны Haval
Не хотим делать рекламу данной марке, наверняка найдутся те, кому качество машин и обслуживания не по душе. Но условиями покупки мы были приятно удивлены. Далее идет очень короткий набор аргументов. После изучения всех условий была куплена машина данной марки (в кредит).
1. Машины в наличии, ассортимент любой в рамках заявленных 6 видов комплектации, 4 видов цвета машины и трех видов цвета салона.
2. Никаких признаков навязывания "допов". Цена авто совпадала с ценником на сайте и ценой в буклете.
3. Третий по счету автосалон HAVAL.PRO сделал скидку 100 000 рублей от заявленной в брошюре цены (трейдина у нас не было, но был кредит). В подарок достались коврики в салон, защита картера, антикоррозийная обработка.
4. Жирный плюс. Кредит под 4,9% годовых при условии внесения 60% от стоимости авто своими средствами. Расскажем об этом чуть подробнее.
Мы, конечно, улыбнулись, видя такой низкий процент и собрали сотрудников автосалона, чтобы учинить авторское возмущение. Но...
Все, что нам было навязано при кредитовании, это услуга по платному СМС-информированию за 2 800 рублей (при кредите в 1,5 млн рублей). КАСКО обошлось в 62 тыс, ОСАГО в 8 тыс. (КБМ минимальный). Это за полноприводную машину, двигатель 2 литра, 192 л.с.
По условиям кредита досрочное погашение допустимо через 2 месяца.
Очевидно, что китайцы пошли по стопам многих европейских брендов, которые привлекали клиентов низкими (ниже рынка) ставками на кредиты. Переплата за авто клиенту не видна, хотя при такой схеме те покупатели, кто берут машину без кредита, не получают скидку и для них покупка менее выгодна.
По такой же схеме работали застройщики, предлагая околонулевые ставки по ипотеке за счет раздутой цены на квартиры. Но сейчас такая схема признана Банком России токсичной и почти не встречается.
Если у вас есть данные об условиях покупки автомобилей других китайских марок - пишите в комментариях.